Вторник, 13 мая 2025

Редакция

Вернём тебе имя, солдат

И снова встреча. На этот раз довольно неожиданная. Владимир Викторович Изюмский вошёл в редакционный кабинет с той самой неподдельной улыбкой, которая выдала в нём моего собеседника многолетней давности.

И говорят немеркнущие строки...

По случаю газетного юбилея он пришёл не с пустыми руками. Особенно дорогим и уместным подарком оказалась прекрасно изданная книга стихотворений его сына Андрея. На внутренней стороне обложки значится памятная надпись: «В год 85‑летия газеты «Батецкий край» с благодарностью за первую официальную публикацию стихов сына. От родителей поэта».

А дело было в далёком уже 1994 году, когда состоялось знакомство с ленинградцами Владимиром Викторовичем и Людмилой Николаевной Изюмскими на их даче в деревне Княжья Гора (теперь Заречная). Так получилось, что большая часть тогдашней встречи оказалась посвящена их рассказу о сыне и его творчестве. Даже беглого прочтения некоторых из стихов Андрея было достаточно, чтобы представить незаурядный масштаб его дарования. Вот и мать, когда он в 16 лет прочитал ей строки «Капли дождя летят с высоты. Капелька я и капелька ты», поняла, что у сына талант. Тем более что грани этого таланта проявлялись разносторонне. После школы он учился в театральном институте и был в числе лучших учеников главного режиссёра ТЮЗа Зиновия Корогодского. К сожалению, эту стезю он оставил, но муза не покидала его никогда. Стихи часто становились балладами, которые он исполнял под гитару. Молодого барда очень ценил лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков. Его смелые по мысли стихотворения в «самиздатовском» исполнении расходились по рукам, не оставляя надежды на признание официозных структур. Да он и не суетился по этому поводу. Потом в силу ряда серьёзных обстоятельств он покинул родину, так и оставаясь к тому времени неизданным поэтом.

После той беседы в Княжьей Горе на «Литературной странице» нашей районки увидела свет подборка произведений Андрея Изюмского. И она действительно оказалась первой его официальной публикацией.

К сожалению, поэта уже нет в живых. Но, имея на руках полиграфически безупречный посмертный сборник его стихотворений, мы, конечно, ещё вернёмся к его творчеству и порадуем читателей.

Его зарыли в шар земной

Но, как выяснилось, Владимир Викторович приехал в редакцию не только по «юбилейному» поводу. Есть у него другой интерес, весьма важный по общественному звучанию. Судите сами, вот его рассказ:

– В начале нулевых годов я круглогодично проживал на даче, исполняя обязанности старосты двух деревень – Заречной и Речка. Так вот, в деревне Речка на обочине дороги издавна зияла глубокая яма – подвал от сгоревшего во время войны дома. Недолго думая, жители деревни самостийно устроили из этой ямы хранилище мусора. Но против этого стали возражать жители деревни Зинаида Ивановна Филиппова и Анна Ивановна Иванова, которые утверждали, что в этой яме во время войны они собственноручно захоронили солдата.

Как-то раз я пришёл в Речку, и ко мне снова обратились эти женщины. Они взволнованно сообщили, что в деревню по вызову приезжала бригада из поисковой экспедиции «Долина». Ребята покопались в яме, ничего не обнаружили и, назвав старушек лгуньями, уехали ни с чем. Но женщины вновь клятвенно меня заверили, что в этой самой яме лежит захороненный ими солдат. «Да что вы тут хлопочете! Даже если это правда, подумаешь, кости какие-то лежат, – прокомментировал беспокойство старушек один из дачников. Бог ему судья. Я тогда возразил, что там не просто кости, а русский воин. И, если это действительно так, он должен быть извлечён из ямы и захоронен на мемориальном кладбище со всеми полагающимися в таком случае почестями.

В тот же день я позвонил в райвоенкомат. Тогда там, будучи уже на пенсии, работал Виктор Васильевич Булин. Сообщил ему, что женщины настаивают — в этом месте покоятся останки солдата. «Но ведь поисковая группа ничего не обнаружила», – возразил поначалу он. Я объяснил, что подвал был очень глубоким и посоветовал использовать при поисковых работах экскаватор. «Скажите, Виктор Васильевич, в яме лежат кости или солдат?» – спросил я его. «Конечно, солдат», – ответил он мне. «Тогда его следует обязательно достать из ямы», – резюмировал я.

И нужно отдать должное этому обязательному человеку. Через пару дней в деревне вновь появилась поисковая группа, на этот раз в сопровождении экскаватора. Аккуратно, снимая слой за слоем, они таки докопались до останков солдата.

Память – это наши дела

Он был захоронен с воинскими почестями на мемориальном кладбище в Малых Торошковичах. На церемонии присутствовали З. И. Филиппова и А. И. Иванова. «У нас словно гора с души свалилась», – с удовлетворением заявили они.

Через несколько дней я вновь обратился к В. В. Булину с просьбой изготовить и установить на месте захоронения солдата памятную плиту. «К сожалению, финансирование на захоронения неизвестных солдат не предусмотрено», – ответил он мне. Тогда я сам изготовил табличку «Неизвестный солдат» и установил её на могиле.

К чести работников администрации Батецкого поселения, они потом изыскали средства на изготовление пусть довольно скромной, но мемориальной плиты.

Однако на этом история не заканчивается. Зинаида Ивановна Филиппова рассказала мне историю гибели этого солдата. Когда немецко-фашистские войска прорвали Лужский рубеж, при отступлении наших войск в деревню Речка приполз еле живой, истекающий кровью солдат. Он обратился к оставшемуся в деревне старику (остальные в большинстве ушли в лес) с просьбой пристрелить его. Старик отказался брать грех на свою душу. «Тогда запомни, дед, я из Торковичей», – сказал солдат и назвал свою фамилию. После этого он отполз в кустарник и подорвал себя гранатой.

Старик рассказал о солдате вернувшимся из леса Зине и Ане, которые и захоронили его. Но, к сожалению, фамилию они забыли.

Стало быть, солдат не такой уж неизвестный. И если поискать в архивах Министерства обороны среди пропавших без вести в боях за Лужский рубеж и найти в этом списке призванного из Торковичей, то можно выявить захороненного в Малых Торошковичах солдата. Кстати, не так уж и далеко этот посёлок Торковичи – центр одноимённого поселения неподалёку от Оредежа, в соседней с нами Ленинградской области. В случае удачи будет тот редкий момент, когда неизвестный солдат становится известным. Только тогда эту историю можно будет считать завершённой. Ведь память – это наши дела.

Олег ПЛАТОНОВ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Яркие сумерки

Яркие сумерки

В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2025» в Белебёлковской библиотеке прошло мероприятие, посвящённое юбилею Победы и Году защитников Отечества.

Заслуженные награды были вручены мошенчанам на областном торжественном мероприятии

Заслуженные награды были вручены мошенчанам на областном торжественном мероприятии

На торжественной церемонии работникам органов местного самоуправления вручили награды и поощрения

И снова май, цветы, улыбки, слёзы

И снова май, цветы, улыбки, слёзы

Сегодня отмечает 98‑й День рождения ветеран Великой Отечественной войны, участник партизанского движения Николай Васильевич Цыганок

Победитель

Победитель

Николай Иванович Екимов— единственный живущий сейчас фронтовик в районе.

«Победной поступью шагая, идут герои…»

«Победной поступью шагая, идут герои…»

Историю посёлка Тёсово-Нетыльский расскажут через судьбы ветеранов Великой Отечественной войны.

Настало время ТОСам решать свои вопросы

Настало время ТОСам решать свои вопросы

Подведены итоги областного конкурса проектов ТОС-2025. Шесть заявок от Холмского округа прошли отбор.

Первым делом — самолёты!

Первым делом — самолёты!

В День космонавтики в ФОК «Хвойная» состоялся традиционный фестиваль научно-технического творчества обучающихся «Взлёт!»

Жить для людей

Жить для людей

Это главный девиз Ириньи Шишкиной из села Медведь

Мои друзья — моё богатство

Мои друзья — моё богатство

Воспоминаниями о былых временах делится ветеран газеты, журналист Николай ЗОРИН

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА