В преддверии 1 сентября мы попросили рассказать руководителя комитета образования администрации Крестецкого муниципального района Юлию СТЕПАНОВУ о том, как подготовились образовательные учреждения к новому учебному году, о некоторых гарантиях и льготах для детей и их родителей, какие основные проблемы стоят перед педагогами и родителями и пр.
— Юлия Валерьевна, не секрет, что лето — горячая пора для коллективов школ и детских садов, и если в течение учебного года основные усилия направлены на совершенствование педпроцесса, то в это время приоритетными направлениями являются, конечно же, подготовка помещений, большой объём ремонтных и отделочных работ. Что удалось сделать в этом направлении?
— Несмотря на то, что основной проблемой в школах и детских садах по-прежнему остаётся материально-техническое обеспечение, всё же ежегодно удаётся сделать немало, чтобы детские учреждения соответствовали стандартам, в том числе и с помощью родителей, за что им огромная благодарность.
Всего в районе функционируют четыре дошкольных учреждения (плюс пять дошкольных групп на базе школ в Ручьях, Зайцеве и Новом Рахине) и четыре общеобразовательные школы. В предстоящем учебном году образовательные учреждения района будут посещать порядка 680 дошкольников и более 1300 школьников.
В ходе подготовки к предстоящему учебному году осуществлена полная замена стропил и кровли в АМДОУ № 4 «Светлячок», приобретены материалы для частичного ремонта кровли в АМДОУ № 5 «Солнышко», который начнётся в ближайшее время. Во всех учреждениях выполнены требования по промывке и опрессовке систем отопления. Немало сил и средств истрачено на косметические ремонты. Сумели приобрести два комплекта школьной мебели для школы № 2 в Крестцах и комплект для школы № 4 (Новое Рахино). На средства, выделенные на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, вставлены пластиковые окна в вестибюле и раздевалках спортивного зала школы № 4, здесь же заменены трубы в подвальном помещении. Руководитель ООО «Крестецкая строчка» Антон ГЕОРГИЕВ вложил средства в создание в школе № 1 нового кабинета краеведения, который оборудуется на месте рекреации на 2‑м этаже. Сейчас там заканчиваются отделочные работы. В этой же школе к началу учебного года будет установлен пандус при входе в здание.
Ещё раз хочу поблагодарить родителей, которые проделали огромную работу по благоустройству территорий, строительству и ремонту прогулочных веранд, косметическим ремонтам помещений.
Таким образом, всё вышеперечисленное удалось осуществить благодаря привлечению средств из областного, муниципального бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
— Как обстоят дела с обеспечением местами в детских садах? Во сколько сегодня обходится пребывание ребёнка в детском саду?
— В соответствии с распоряжением Правительства Новгородской области «О мерах по обеспечению доступности дошкольного образования» гарантированное место в детском саду для каждого маленького жителя района обеспечивается специальным сертификатом, который выдаётся вместе со свидетельством о рождении. Заявление на получение места в саду родители или законные представители ребёнка могут подать на сайте госслуг либо обратившись в МФЦ.
Хочу подчеркнуть, что так остро стоявшая ранее проблема с обеспечением местами в ДОУ в последние два года полностью снята. Что касается родительской платы за детский сад, то сегодня один день пребывания ребёнка в детском саду с четырёхразовым питанием обходится в 96 руб. 20 коп. При этом предусмотрена компенсация родительской платы из бюджета Новгородской области. Она осуществляется дифференцированно и составляет 20% на первого ребёнка, на второго ребёнка — 50%, на третьего и последующих детей — 70% от установленного среднего размера родительской платы (из расчёта 75 руб. 20 коп.). Для детей с ограниченными возможностями развития родительская плата составляет 23 руб. 60 коп, и также предусмотрена компенсация. Дети-инвалиды и дети с определённым перечнем диагнозов вправе посещать детский сад бесплатно, как и дети, оставшиеся без попечения родителей или воспитывающиеся в приёмной семье.
— Раз уж речь зашла о ребятишках с ограниченными возможностями, особенностями развития, расскажите, какие условия созданы для них в образовательных учреждениях района?
— По мере возможностей мы стараемся создать для таких обучающихся максимально комфортную среду (устанавливаются пандусы, приобретается специальное оборудование). В детском саду № 7 «Радуга» создана специальная группа для таких деток «Особята», где с ними работают специально обученные педагоги и создаётся соответствующая развивающая среда, насыщенная предметами для укрепления здоровья, закрепления разнообразных навыков, и, как показывает практика, такая работа даёт весьма видимые результаты, что отмечают и специалисты, и родители.
И хоть сегодняшний разговор в большей степени посвящён материальным аспектам деятельности, касаясь без преувеличения болезненной темы работы с детьми, имеющими определённые особенности, не могу не сказать о том, что в настоящее время огромный процент детей с речевыми проблемами. Сказывается компьютеризация нашего общества, явный дефицит живого общения детей не только со сверстниками, но и с самыми близкими, членами семьи. Родители перестали читать детям книги, общение на бытовом уровне сведено к минимуму. Нередко можно слышать, как мамы и папы с гордостью рассказывают о том, как их двух-трёхлетний малыш умеет владеть компьютером (что уж говорить о подростках), совсем не думая о том, что это не повод для гордости, а тревожный звоночек. Взросление в виртуальной реальности приводит в дальнейшем к отсутствию коммуникативных навыков и, как следствие, к проблемам психологического характера. То, что сегодня взрослым некогда поговорить со своим ребёнком, прочесть вместе с ним старую добрую сказку, выучить стишок, в будущем с большой вероятностью может обернуться настоящими драмами, корни которых — в неумении и нежелании общаться.
Со своей стороны замечу, что в школах и детских садах делается всё, чтобы восполнить этот пробел, в частности, в целом же педагогические коллективы продолжают проводить целенаправленную работу для полноценного развития детей.
Беседовала
Оксана ЕГОРОВА
Фото автора