Понедельник, 09 февраля 2026

Редакция

Испить воды из родника и в юность возвратиться

Бывшие жители деревни Заюлино, которой уже нет на земле, решили увековечить её – восстановили источник 
13 августа состоялось его освящение, провёл обряд отец Артемий. На месте бывшей деревни собралось в тот день около шестидесяти человек. Они прошли по окрестности, вспоминая, где стояли дома их родителей, знакомых, где прошло босоногое детство, откуда из юности вышли они в большую жизнь.
Малая родина, род, родня, родник — всё это слова одного корня, одного глубинного смысла. Это то, без чего нас нет. Когда наступает осознание этого? У каждого по-разному. Однако оно непременно придёт, время, когда нас потянут к себе наши корни, когда душа восстанет против материальных благ и приведёт к истокам, туда, где, возможно, уже никто не ждёт…
Деревенька родная, затихшая,
o
Источник погибал
Вместо изб лишь один иван-чай.
От крестьянского быта отвыкшая,
Я однажды приеду, встречай.
Ты заплачешь пустыми глазницами
Окон чёрных, что в землю глядят.
Вспомним вместе мы, как за синицами
Отправляли девчат и ребят.
Называли потом горожанами
Нас, беспамятных и чужих,
Уезжающих за туманами
От погостов отцов своих.
Умирала ты молча, не сетуя,
Не надеясь уже, не скорбя,
Не обласканная, не согретая,
Затихала, прощая, любя.
С тоской по прошлому, чему-то утраченному всякий раз проезжал мимо места, где когда-то стояла его деревня Заюлино, Николай Соловьёв (на фото).
— И дороги-то тогда не было, — вспоминает Николай Михайлович, — а деревня была, люди жили там, трудились, детей растили…
И как-то сама собой родилась у него идея восстановить заросший заболоченный источник, что бился там, — сохранить память о деревне. Поделился планами с роднёй, его поддержали. И вскоре семьи Соловьёвых, Зуевых и Перепёлкиных взялись за работу. Почистили источник, облагородили место вокруг него, сруб поставили. Содействие оказала и местная власть — глава Охонского сельского поселения Николай Туманов поддержал и словом, и делом, пообещал, что в ближайшее время рядом с источником расчистит территорию, уберёт развалины, напоминающие о том, что там когда-то стояла деревня.
Вода в роднике прозрачная, как слеза, вкусная — пить одно удовольствие.
За ней уже начали ездить пестовчане, некоторые — из бывших жителей Заюлино, невольно стали вспоминать, откуда они родом.
i
И это всё, что осталось
— Хорошо бы узнать историю деревни, — размышляет Николай Соловьёв, — поставить бы тут мемориальную табличку, откуда Заюлино пошло, кто там жил, чем занимался. К сожалению, мне мало что известно.
Нам тоже захотелось узнать, что было там, где бьёт ключик с водой, воскресающей память.
Немного нашлось желающих рассказать о Заюлино: одни не помнят, других уже нет на этой земле. И всё же мне посчастливилось встретиться с человеком, который поведал много интересного. Это Василий Веселов, родился он в 1929 году, сегодня проживает в деревне Медведево. Вот его рассказ:
— Заюлино — «вечная» деревня, ей лет 400, а то и больше. Относилась она сначала к Устюженскому уезду. Из неё, как рассказывала моя бабка, брали в услужение к барину, в Поликарповскую усадьбу. Сам-то барин в Устюжне жил, а у нас тут дочь его всем заправляла, Михаил Волков старостой был. Барыня отмечала, что заюлинские крестьяне работящие и на руку чистые. Кормили их до отвала, мясо давали, и люди трудились в поте лица.
Особенно ярко Василий Веселов вспоминает 30–60‑е годы прошлого столетия. Деревня прирастала хуторами, семьи были большие, ребятишек рождалось много. Первым председателем колхоза, который так и назывался «Заюлино», был Николай Богданов. Люди трудились до семи потов, немало было передовиков сельхозпроизводства. Самых лучших поощряли поездкой на ВДНХ. Побывали в столице и дед Николая Соловьёва — Яков, и мать Василия Веселова — Анастасия. Первый как лучший пасечник, вторая как лучшая свинарка. Мирную жизнь разрушила война. Много мужчин из Заюлино ушло на фронт, осиротели дети, жёны, вся деревня. Большинство из них вернулось с ранениями, кто в руку, кто в ногу, немало полегло на полях сражений.
И всё же люди верили в лучшее завтра и трудились ради него. После войны колхоз возглавил Фёдор Зайцев. Хозяйство поднималось. В середине прошлого века в колхозе содержали птиц, овец, крупный рогатый скот, свиней, лошадей. В те годы там в сенокосную страду выходило трудиться до 80 человек. А вот соцкультбыт не был налажен. Только в середине 60‑х годов прошлого века провели электричество, до той поры жили при керосиновых лампах. При этом заюлинцы рано спать не ложились, не бездельничали — магазинов в деревне не было, автолавка приходила раз в месяц, поэтому всё производили сами: пекли хлеба, ткали, шили одежду, обувь, валяли валенки, делали простенькую мебель, кадки, плели корзины. Покупать приходилось только керосин да соль. Кроме избы-читальни и клуба, построенного в 1965 году, ничего не было. Дети ходили учиться в Муравьёво, где была начальная школа, а в старшие классы — в Охону. Пожалуй, это и стало для многих жителей Заюлино причиной для переезда.
Колхоз «Заюлино» пережил три укрепления, конечно же, мужики сопротивлялись этому, как могли, но против линии партии не попрёшь.
К тому же были они не охочие до политических страстей, предпочитали трудиться, кормить свои семьи, жить мирно. В те годы у стариков не было пенсий, а колхозникам ставили трудодни и рассчитывались с ними всё больше натурой — зерном, излишками сельхозпродуктов (при выполнении плана сдачи их государству). Жили тяжело, однако те годы бывшие жители деревни, которые нынче на заслуженном отдыхе, вспоминают как самые счастливые — труд был в радость, и завтрашний день представлялся не туманным, призрачным, а светлым и стабильным. Люди жили весело, умели радоваться, в праздники варили пиво. Пьяниц и лентяев в деревне не было, осуждал их честный, трудолюбивый народ.
Однако в 70‑е годы прошлого века из Заюлино начался отток молодёжи, люди целыми семьями покидали родную деревню, добротные дома перевозили в другие населённые пункты.
Последним жителем, как утверждает Василий Веселов, был Фадей Гусев, одинокий 83‑летний старик, он никуда не уехал и дожидался своего часа в пустой деревне, в своём доме.
В нашем регионе реализуется целевая программа «Патриотическое воспитание населения в Новгородской области», изучение истории места, где человек родился, его рода, начиная с детства, — вот то, что должно лежать в основе мероприятий этой программы.
Ирина МОЗГОВАЯ
Фото автора
 Опубликовано в №60 от 25 августа 2016 года

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА