Молочная продукция семьи Панасюк – традиционный брэнд смотра-конкурса «Ветеранское подворье»
Без их творога, масла и сметаны вот уже шесть лет не обходится ни одно такое мероприятие. Необыкновенно вкусным у Любови Ивановны получается топленое молоко. Те, кто пробовал угощение, говорят, что ничего вкуснее и слаще не знали.
На областном празднике «Дары осени», который прошел 30 августа и стал завершающим этапом районных смотров ветеранских подворий, Владимир Васильевич получил Почетную грамоту департамента сельского хозяйства и продовольствия за многолетний и добросовестный труд.
Через пару дней я побывала в гостях у этой семьи. Хочу заметить, что такую роскошь, как провести время до обеда в разговорах за чашкой чая, супруги могут позволить себе крайне редко.
– Когда в пять утра встаем, когда полшестого. Проспать тут никак нельзя, – рассказывает Любовь Ивановна. – Работы у нас полно: надо двор вычистить, коров подоить, корма раздать, телят напоить, на поле вывести, привязать... Вот с вами поговорю и побегу молоко процеживать. Оставлять надолго нельзя.
Хозяйство у моих собеседников – нешуточное: пять дойных коров, три прошлогодних телки и шесть телят этого года. У всех, между прочим, есть свои клички, подобранные в соответствии с характером: забавная Масяня, ласковая Милка, важные и гордые Барынька и Графиня. Самым маленьким теляткам имена не придумали – непонятно пока, как их назвать. Кроме крупного рогатого скота, на подворье у пенсионеров – 30 курочек, 17 гусей, поросенок, две собаки и пушистая, ухоженная кошечка – хозяйская отрада. На 96 сотках земли (часть из которых в аренде) супруги выращивают овощи, большая площадь отведена под пастбище.
Близкие люди
Вместе семейная пара живет 12 лет. Судьба распорядилась так, что сблизило их одно горе – оба они потеряли близких людей.
Фамилию Панасюк Любовь Ивановна стала носить еще с 1979 года, когда вышла замуж за брата нынешнего супруга. Вместе с Виктором Панасюком они прожили 20 лет, воспитали двоих сыновей. В 1998 году у мужа обнаружили страшную онкологию. Через год его не стало, он умер в 40 лет.
– Когда муж заболел, я ушла с работы, чтобы ухаживать за ним. Держала трех коров, занималась хозяйством. После смерти Вити было очень тяжело. Сыновья пошли учиться, им нужно было помогать, крутилась как могла, – вспоминает Любовь Панасюк.
История Владимира Васильевича очень похожая. По распределению из Валдайского техникума поступил агрономом в совхоз «Волховский», позже работал в управлении сельского хозяйства.
– Я обеспечивал горюче-смазочными материалами и котельно-печным топливом все сельское хозяйство области, – рассказывает о трудовой деятельности хозяин дома. – На газ, уголь, электроэнергию выделялись фонды. Дальше начинались поставки, их нужно было контролировать. 70% горюче-смазочных материалов шло на сельское хозяйство, сейчас эта цифра в разы меньше. В годы перестройки надобность в моем штате как-то отпала. Сотрудники аппарата перешли в другие сферы. Некоторое время я занимался растаможиванием грузов.
Но вскоре работу пришлось бросить. Жена была тяжело больна, ей требовался постоянный уход. К великому несчастью, один из очередных кризов она пережить не смогла. Спустя девять дней после смерти жены Владимир Панасюк, сам о том не догадываясь, перенес инфаркт на ногах. Но о больничной койке и думать не мог. На кого оставить коров и овец? Еле уговорил врачей на дневной стационар – очень нежелательное в практике кардиологии. Утром коров выгонит – и в больницу, с собой молочка не забудет всему персоналу прихватить в знак благодарности. После процедур – домой: коров загонять, доить, творог варить. Так, за 32 дня мужчину «капитально отремонтировали», сердце восстановили, рубец зарос. А через несколько лет и помощница по хозяйству нашлась, благо жила она через дорогу. Объединили два «фермера» свои хозяйства и вновь стараются быть счастливыми, наперекор судьбе. Теперь, спустя годы, Любовь Ивановна отшучивается, что ей и фамилию с новым мужем менять не пришлось.
Родимые буренки
У героев нашего повествования – трое взрослых детей на двоих. Дочь живет в городе, а сыновья обосновались здесь же, неподалеку от дома родителей. Женились, сами построили дома, младший сейчас баню ставит. Оба молодцы, грех жаловаться – работают, семью обеспечивают, невестки, опять-таки хозяйственные. А внуки – давно уже школьники. На бабушку, кстати, возложена приятная обязанность – обеспечить внучат (а их четверо) яркими цветами из палисадника к 1 сентября. Она и рада накрутить всем букетов, лишь бы учились хорошо.
– Дети нас, конечно, ругают. Мол, нужно бы сократить поголовье, столько мы на себя взвалили, тяжело в нашем возрасте такое хозяйство содержать, – говорит Любовь Ивановна. – Да как же это сделать, если они все такие хорошенькие да красивенькие рождаются? В этом году все отелы пришлись на май. Мало того, что огороды начались, еще и полдня под коровой проводила, раздаивала. Мы и на районный праздник в Наволок весной не смогли поехать, нам оттуда потом диплом за 2-е место в конкурсе ветеранских подворий передали. Глазами бы ох сколько сделал! Но сил и времени не хватает. Мы собирались продать одну коровку, даже объявление подали, покупательница из Тёсово-Нетыльского приезжала. Просила придержать ее до августа... Но теперь уж я всей душой к кормилице своей прикипела и продавать ее передумала.
Кто держит животных, знает, как трудно с ними расставаться. Чтобы вырастить хорошую дойную корову, нужно, как минимум, четыре года. А купить и того сложнее, не каждая понравится. Владимир Васильевич вспоминает, что несколько лет назад они тысячу километров намотали, пока нашли то, что нужно. Телята, гуси, куры – не только любимые обитатели подворья, но и материальная опора Панасюков. На одну пенсию прожить сложно, подсобное хозяйство здорово выручает. Их продукция хорошо известна не только в деревне. Есть постоянные заказчики в городе, которые полюбили экологически чистые творог, сметану и масло. Они очень грустят, когда буренки уходят «в декрет», постоянно звонят и с нетерпением ждут нового молочного сезона. На торговлю супруги выезжают четыре раза в неделю. Как пишется в рекламных брошюрках – «количество товара ограничено», так и у Любови Ивановны лишнего не остается. Все рассчитано и спланировано заранее. Если корова сегодня дала 20 литров молока, она не даст 30 на следующий день. Покупатели практически одни и те же на протяжении 12 лет. Многие дети выросли на их молоке.
Что нам стоит дом построить
Для развоза продуктов у Владимира Панасюка есть микроавтобус символичного молочного цвета. Пусть далеко не новый, но служит исправно. Для работы на земле – Т-25 тридцатилетней давности. А под навесом красуется новая рабочая лошадка – небольшой трактор с фронтальным погрузчиком. Это китайское «чудо техники» фермер приобрел в прошлом году. Вещь крайне необходимая, особенно «в борьбе» с навозом и на стройке.
Моему удивлению не было предела, когда я услышала от владельцев ветеранского подворья о том, что рядом они строят еще один небольшой домик. Из-за семи соток, на которых находится стройка, семье пришлось потратить немало нервов. Маленький, сырой клочок земли был выставлен на аукцион с тремя участниками. Но Любовь Ивановна достойно выдержала испытание и сейчас уже завершает этап переоформления земли в собственность.
– Продавать мы ничего не будем, – говорят хозяева. – Внуки подрастают, вдруг кто-то из них захочет продолжить наше дело. Пусть живут и трудятся. Основа у них уже будет, не с нуля начинать. У нас есть еще 25 соток в аренде, вот бы и там дом построить, землю в собственность оформить...
Как видно, останавливаться на достигнутом супруги не собираются. Рассказали, что купили инкубатор, попробуют еще и цыплят выводить. Дай вам Бог здоровья, дорогие Владимир Васильевич и Любовь Ивановна!
Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора