Смелые и заботящиеся о родной природе люди отметят в воскресенье профессиональный праздник
Регулярно в новостях мы слышим сообщения о лесных пожарах и о том, сколько времени и сил потрачено на их ликвидацию. У большинства из нас образ огнеборца ассоциируется с бравым сотрудником МЧС. Многие даже не догадываются, что этой тяжелой и опасной работой занимаются и другие организации.
На боевом дежурстве
Для тех, кто связал свою жизнь с лесным хозяйством, тушение пожаров – дело обычное и, увы, привычное. Сотрудники пожарно-химической станции третьего типа Новгородского лесхоза весь пожароопасный период находятся в состоянии полной боевой готовности.
Сама станция открылась в 2011 году на территории бывшего «Ермолинского лесхоза». Ее появление стало возможным благодаря федеральной программе по сохранению лесов и обеспечению пожарной безопасности. Чтобы оснастить пожарно-химическую станцию необходимой техникой, оборудованием и средствами, понадобилось 36 млн. рублей (деньги федерального и областного бюджетов). Такие важные стратегические объекты есть в Боровичах, Крестцах и Демянске. ПХС-3 Новгородского района контролирует также чудовские, маловишерские, старорусские, шимские, волотовские, батецкие леса.
Мощная техника, которая поступила сюда пять лет назад, позволяет бороться с самыми масштабными лесными пожарами. К счастью, в этом году крупных возгораний не было. По сообщению комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, все обнаруженные очаги были ликвидированы в течение первых суток. Поспособствовали этому еще и непрекращающиеся дожди, которые не позволили ёлочкам, березкам и осинкам разгореться во всю силу. А вот сезон-2015 запомнится начальнику ПХС-3 Мирославу Вшивцеву и его подчиненным надолго.
– Прошлое лето было сухим, горела вся область, – вспоминает Мирослав Анатольевич. – В августе наши «любимые» ягодники и грибники становятся особенно активными. В лес идут поглубже, чтоб ягод собрать побольше. Обычная человеческая халатность, такая как брошенный окурок или незатушенный костер, чаще всего и приводят к неприятным последствиям. Так, в конце прошлого лета с пульта диспетчерской службы нам поступило сообщение о возгорании в Волотовском районе. Когда мы прибыли на место, стало ясно, что тушить придется долго – горело порядка 40 гектаров. На помощь подтянулись другие пожарно-химические станции, позже подключились сотрудники МЧС. Пробивая брешь в труднодоступные места с помощью бульдозеров, мы старались закольцевать пламя. Огонь хаотично перемещался с места на место, вспыхивал внезапно прямо за спиной. Понадобилось десять дней, чтобы справиться с пожаром.
Работа в таких условиях далеко не для слабаков. Нужно быть ответственным, выносливым и готовым к опасности. К тому же не каждому под силу ежедневное пребывание в лесу, километровые переходы по болоту с тяжелым оборудованием за спиной. Да и управлять специальной техникой не так-то просто.
С танком в лесу не страшно
Посмотреть на машины лесных спасателей часто приезжают школьные экскурсии. Каждому мальчишке, побывавшему здесь, непременно захочется залезть в кабину любой из машин. Автопарк у лесников, действительно, впечатляющий – 16 единиц универсальной техники.
Без здоровенных бульдозеров, что стоят у ворот организации, не обходится ни одно мероприятие. Преодолевая любое бездорожье, они прокладывают путь через густые заросли. В компактном лесопатрульном комплексе SILANT новгородского производства есть емкость для воды, две мотопомпы, дополнительные ранцевые огнетушители. Однако из-за невысокой проходимости и большого расхода топлива машина в основном используется при тушении травы. В гараже стоит известный всем красно-белый УРАЛ, который традиционно показывают во всех фильмах и мультиках про пожарных – серьезная боевая единица. У другой громадины, передвигающейся на широких гусеницах, кроме бочки с водой, впереди есть специальный нож, с помощью которого она избавляется от препятствий на своем пути. Гусеничный снегоболотоход похож на танк без пушки. Он подвозит людей и топливо к месту возгорания и даже может плавать. Чтобы залезть к нему внутрь, нужна хорошая физическая подготовка.
А вот к сельскохозяйственному «Терриону» допуск есть только у Мирослава Анатольевича.
– На этом тракторе я пашу минерализованные полосы. Плуг прокапывает яму, глубина которой доходит до негорючего слоя земли. Это своего рода препятствие для распространяющегося огня.
Такой вот он, начальник пожарно-химической станции, завел мотор и вперед! Как, впрочем, и все «лесные люди», не привыкшие к теплым кабинетам и мягким креслам. Скоро у хранителей леса закончится горячий и горящий сезон, но работы от этого меньше не станет. Технику на зимний период законсервируют, а значит, будут ее ремонтировать, приводить в порядок и готовить к следующим «боям». Многие отгуляют заслуженные отпуска – летом отдыхать некогда.
Пока нет дыма и огня, работники ПХС занимаются более спокойной и менее опасной работой. Прорубают противопожарные просеки, устанавливают информационные стенды, выполняют лесохозяйственные задания, сажают деревья, оборудуют места отдыха возле дорог. Кроме того, они сами мастерят скворечники и развешивают их по лесу. Поселившись в домике, скворец уничтожит вокруг множество опасных для деревьев насекомых.
Без вреда для природы
Примечательно, что свое название пожарно-химическая станция третьего типа до конца не оправдывает. Химическая составляющая практически отсутствует. Такое название сохранилось еще с советских времен, когда применяли различные сильные химические средства в борьбе с лесными пожарами. В современном обществе, ратующем за сохранение экологии, использование опасных веществ запрещено. Нынешние пенообразователи химикатами можно назвать условно, они не наносят вреда окружающей среде. Главным оружием по-прежнему остается вода и старое доброе средство – мотопомпа.
Есть на ПХС-3 и своя местная достопримечательность – сказочно красивый и довольно большой пруд, куда каждый год прилетают дикие утки. Пернатые давно облюбовали это местечко. Они знают, что заботливые сторожа голодными не оставят и обязательно накормят вкусным, свежим хлебом.
Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора