При упоминании о Крестецком леспромхозе у бывших работников неизменно звучит боль в голосе – слишком многое связано с этим предприятием у тех, кто отдал ему годы напряжённого труда, для кого оно останется огромной, значимой частью жизни и кто до сих пор не может смириться, что больше не существует этого градообразующего гиганта, созданного руками тысяч людей.
Многих сегодня уже нет, а те, кто остался, снова и снова вспоминают золотую пору расцвета леспромхоза, выпестовавшего в своё время не одного профессионала и ударника труда. К таким людям относится и Василий Петрович ПРОКОФЬЕВ, отдавший предприятию почти 40 лет трудовой деятельности, ударник пятилеток, выполнявший их практически всегда досрочно. На его счету огромное количество километров, изъезженных на лесовозе, тысячи кубов древесины, вывезенных с лесных делянок, сотни решений, во многом определявших стратегию и тактику развития производства.
Ребёнок военного времени, он с детства познал цену куска хлеба и тяготы лишений — отец, практически перешедший с одной войны (финской) на другую, Отечественную, погиб где-то под Ленинградом, и мать воспитывала сына одна. По окончании деревенской семилетки он попытался было продолжить учёбу в старших классах, однако школа находилась в 10 километрах от родной деревни, в оба конца добираться приходилось пешком, не устраивало и то, что не преподавался иностранный язык, в общем, было принято решение школу оставить и идти работать в колхоз.
Два года трудился юноша на полях и пашнях, в 1957 году получил права, а вскорости и повестку в армию. Уже там, вняв неоднократным призывам партии, собрался осваивать целину. Сказано — сделано. Пять лет, проведённых в Северном Казахстане, окончательно закалили характер сельского паренька, научили решать сложнейшие производственные задачи, достигать отличных результатов в любых условиях. Через пять лет, приобретя семью и трудовую закалку, Василий приехал в Крестцы, где работала сестра жены. Молодого рабочего парня с безупречной биографией и корочками шофёра первого класса в леспромхоз приняли с распростёртыми объятиями. Он быстро восстановил доверенный ему старенький, видавший виды лесовоз, на котором благополучно проработал аж до 1970 года, когда ему, уже признанному передовику производства, выделили новую машину. В общей сложности на лесовозе у него отработано без малого 20 лет. Работал бы успешно и дальше, однако руководство предложило ему занять должность старшего механика транспортного цеха. Отказывать он не привык, и с энтузиазмом взялся за дело.
Через 6 лет он возглавит цех, а за достигнутые результаты и высокие производственные показатели молодой руководитель в 1975 году получит свой первый орден — орден Трудовой славы 3 степени. Ещё через 11 лет он будет награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В первую очередь необходимо было наладить взаимодействие между транспортным участком и лесопунктом. Из-за отсутствия такого взаимодействия серьёзно страдала работа. На это и направил усилия руководитель. Совместные ежедневные планёрки, подробное обсуждение мельчайших деталей, нацеленность на результат очень быстро привели в к желаемому — производственные показатели резко поползли вверх.
Он пользовался непререкаемым авторитетом у подчинённых и руководителей всех уровней. Честность и принципиальность в сочетании с трудолюбием и стремлением осуществить как можно больший личный вклад в большое общее дело, верность идеалам советского общества в лучшем их понимании твёрдо закрепили за Василием Петровичем репутацию справедливого начальника и хорошего товарища, который был требователен к себе и другим.
Помимо основных обязанностей Василий Петрович нёс ещё и огромную общественную нагрузку — в течение двух созывов являлся председателем совета трудового коллектива, два раза избирался депутатом районного совета депутатов, выступал в роли общественного судьи, а также в течение 35 лет являлся бессменным руководителем общественного совета гаражей ЛПХ.
— Транспортный цех являлся важнейшим производственным звеном леспромхоза, — рассказывает Василий Петрович. — Здесь работали очень грамотные и трудолюбивые люди, практически каждый день совершавшие трудовые подвиги. Много было семейных экипажей. В сутки мы вывозили с делянок до 80 машин леса — это очень хороший результат, достигаемый общими сплочёнными усилиями. 24 лесовоза работали круглосуточно, зимой практически не глушились моторы — один экипаж тут же сменял другой. Нашими силами были построены маятинская, зайцевская, невская, санталовская лесные дороги, дороги в Новотроицах, Яжелбицах и др. При мне прошло золотое время, когда строились новые мастерские, гаражи, испытательный полигон, на базе которого проходили испытания лучшие образцы отечественной и зарубежной техники, а также целый жилой микрорайон (раз в два года в эксплуатацию принимался очередной многоквартирный дом) со своей школой, Домом культуры, общепитом, магазинами, инженерными коммуникациями.
Крестецкий леспромхоз являлся мощнейшим в Союзе предприятием по объёмам лесозаготовок и технической оснащённости. А о мастерстве кадров говорят хотя бы факты того, что он стал стартовой площадкой для таких людей, как С. А. Шалаев, возглавивший в своё время министерство лесной промышленности и в дальнейшем являвшийся председателем ВЦСПС; М. И. Брик и Г. К. Ступнев, работавшие в этом же министерстве; М. В. Тацун, также возглавлявший министерство и многих других, занимавших видные посты и должности. Для всех них леспромхоз стал рабочей школой, где воспитывались честность, трудолюбие, упорство.
Техника и люди леспромхоза являлись первыми помощниками во множестве дел районного масштаба — будь то строительство социальных объектов или страда в совхозах. Мы первыми спешили на помощь.
В 2004 году, с выходом на пенсию, Василий Петрович покинул родной леспромхоз. Ещё полный сил и желания трудиться, он не смог принять тот факт, что советские принципы работы, распределения социальных и иных благ очень быстро начали уходить в прошлое, на смену чему пришли хаос и неразбериха. Тогда ещё вряд ли кто мог предположить, чем всё это закончится, насколько стремительно будет по кусочкам разобрано и уничтожено то, что десятилетиями бережно копилось и приумножалось. И в самых смелых прогнозах никто не мог предсказать, что леспромхоз попросту перестанет существовать и останется лишь в воспоминаниях.
После ухода из леспромхоза Василий Петрович нёс трудовую вахту ещё полтора десятка лет — работал водителем, сторожем. Сегодня, несмотря на почтенный возраст, он остаётся человеком с такой же активной гражданской позицией, отличным семьянином, отцом, дедушкой.
Оксана Егорова
Фото автора