Школьные службы примирения начали создаваться в России более 12 лет назад. С 2012 года, после принятия «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и «Рекомендаций по организации служб школьной медиации», многие регионы заинтересовались развитием служб примирения. Не стала исключением и Новгородская область.
В школьную службу примирения пришли двое мальчишек: один смотрел исподлобья, другой держался рукой за левый глаз. Очевидно, ссора закончилась дракой. Оба несчастны: не смогли решить конфликт мирным путём. Как им преодолеть злость, обиду, понять чувства друг друга? Педагог-психолог беседует с одним, с другим, и их лица светлеют: обида забыта, мир восстановлен.
Службой примирения средней школы № 1 Елена ИВАНОВА (на снимке) руководит с сентября 2014 года. За это время накопен богатый опыт, сформирована команда единомышленников. Елена Васильевна охотно рассказывает о своей работе:
— Конфликтные ситуации в школьной среде случаются нередко: дети непосредственны и подчас не могут справиться со своими эмоциями, обижают окружающих. Наша задача — научить их уважительному и внимательному отношению друг к другу, к учителям, родителям.
На курсах Пермского образовательного научно-исследовательского центра авитальной активности, которые я окончила, подробно рассматривались различные методы разрешения конфликтов. Применяя их на практике, мы добиваемся положительных результатов.
В основе лежит «восстановительный» подход. В любой ссоре мы не ищем правых и виноватых, а, выступая в качестве третьей нейтральной стороны, помогаем вести переговоры, устраиваем примирительные встречи. Времени этот процесс занимает много, но и результат превосходит все ожидания. Никто ни на кого не держит зла, и в будущем ссоры, драки, как правило, не повторяются. Дети видят, что без насилия и жестокости жизнь намного лучше, стараются быть терпимее друг к другу, учатся прощать чужие ошибки.
В школе примирения рассмотрено 16 программ, в том числе «Встреча по заглаживанию вреда», «Семейная конференция», ведь сложности возникают не только в общении между учениками, в группу риска входят также родители, педагоги.
Напоследок расскажу о тех, кто составляет школьную команду службы примирения. В неё входят социальный педагог Нина Воробьева, учитель физики Сергей Малышев, библиотекарь Екатерина Пологутина. Это люди, остро чувствующие чужую беду, способные к диалогу. Конечно, в качестве медиаторов привлекаем некоторых старшеклассников, проводим с ними необходимые занятия, тренинги. В этом деле отлично себя показали Светлана Стогова (11 класс) и Ярослав Кудряшов (9 А класс).
Мария ЦВЕТКОВА
Фото автора
Опубликовано в №73 от 11 октября 2016 года