13 октября, житель деревни Невское Бутин Михаил Павлович отмечает свой 85-летний юбилей.
Солецким журналистам часто приходиться сталкиваться с ситуациями, когда действительно уважаемые и заслуженные люди пожилого возраста, проживающие на селе (да и в городе), практически не известны в районе. Даже многие их односельчане, те, что помоложе, не знакомы с прежними ратными, трудовыми и творческими достижениями своих, можно сказать, соседей. Основная причина пребывания «в тени» бывших передовиков – их поразительная скромность. Михаил Бутин — один из таких людей.
Наша встреча с Михаилом Павловичем состоялась благодаря давнему другу редакции, ветерану-краеведу Юрию Бойцову. Он позвонил и сообщил о случайном знакомстве с человеком, который в 50-х годах прошлого века совершил 21 прыжок с парашютом во время армейской службы в Рязани, который всю жизнь отработал в сельском хозяйстве, имеет немало наград.
Спустя несколько дней после этого звонка я отправился в Невское, чтобы отыскать там героя будущего репортажа. Связаться с ним по телефону не удалось, но было известно, что ветеран ждёт «гостей из райцентра».
Так получилось, что Михаил Павлович первым встретил редакционную машину, поскольку прогуливался по деревенской дороге в момент нашего приезда. «Скажите, как нам найти Михаила Бутина?» - спросил я, и сразу по доброй, многозначительной улыбке пожилого мужчины понял, что это он и есть.
Нужно отметить, что Михаил Павлович, как и многие его ровесники, так и остался в советском времени, когда ценились не благосостояние и карьерный рост, а порядочность, открытость и трудолюбие. И уже после пяти минут разговора мне казалось, что мы давно знакомы, настолько искренним и доброжелательным оказался мой собеседник.
Войну ветеран помнит очень хорошо, ведь в 1941 году ему исполнилось 10 лет. Он был старшим сыном в семье. Отец трудился в местном колхозе «Красное поле», был и простым работником в полеводстве, и бригадиром, и даже председателем колхоза. Коллективные хозяйства в то время были совсем небольшими. Например, на территории деревни Невское их было два: на левой стороне (если смотреть от города) - «Красное поле», на правой располагался «Красный богатырь». Мама Михаила тоже была работницей колхоза. Семья воспитала четырёх детей, у Миши были младшие сестра и два брата. Жили в достатке, имели корову, овец, свиней, птицу.
- Не помню точно, как мы узнали о начале войны, - рассказывает Михаил Павлович, - но первое появление немцев до сих пор стоит перед глазами. Они приехали на мотоциклах. Вошли в деревню без единого выстрела. Потом, правда, в тот день несколько раз выстрелили для острастки. Отмечу, что особых зверств или притеснений населения у нас в деревне не было. Исключение – расстрел председателя Колчина Павла Ивановича. Жители прятались перед прибытием захватчиков в окопах (землянках) сразу за деревней, «в ручье». Когда немцы приблизились к этому месту, Павел Иванович выскочил из окопа и побежал. Его догнали, привели в деревню и за зданием клуба расстреляли. Там же заставили братьев Даниловых рыть могилу, в ней и похоронили председателя. Но в остальном - скажу так: немцы – такие же люди, как и мы, хоть и были нашими врагами. Жили они в палатках, в колхозных сараях, из домов людей не выгоняли, не грабили. Помню, мой двоюродный брат хотел курить, подговорил меня подойти к немцу и спросить папироску. Я был глупый, подошёл и спросил. Немец возмутился, мол, мал ещё, чтобы курить, и дал мне пинка.
Отцу Михаила пришлось воевать во время Финской войны, затем он прошёл и Великую Отечественную. Вернулся с ранением в область глаза. А его домочадцам в течение 9 месяцев, пришлось работать на хозяев поместья в Латвии, куда их угнали фашисты.
- Война обошлась нашей семье дорогой ценой, - рассказал ветеран, - у отца воевали восемь братьев, вернулись только трое. У мамы остались в живых два брата из пяти.
Вспомнил Михаил Павлович, как во время оккупации немцы назначили в Невском двух старост. После освобождения района нашими войсками в 1944 году одного из них, Васюкова Андрея Васильевича, представители советской власти за сотрудничество с оккупантами направили на разминирование освобождённых территорий, откуда он не вернулся. Второму старосте, Александру Абакумову, повезло больше. Он помог во время наступления в 1944 году нашим подразделениям оперативно переправиться через Шелонь, за что получил письменную благодарность от командира одного из подразделений. Эта «бумажка» спасла его от каких-либо преследований.
- Учился я мало, - продолжает Михаил Павлович, - во время войны к нам в школу приходил батюшка (священник), вместе с ним мы учили молитвы. Учебников, книг не хватало, была одна книжка на класс. После войны походил немного на занятия и устроился в колхоз прицепщиком работать.
После окончания курсов механизаторов в Сольцах (в Заречье) юноша вернулся в родную деревню, потом недолго работал в колхозе «Красноармеец» в Угощах. В 1952 году его призвали в десантные войска, три года проходил службу в Рязани. Совершил два десятка парашютных прыжков, три раза за служебные успехи побывал дома.
- Армия сейчас стала совсем другой, - говорит он, - занимаются солдаты только военной подготовкой. А мы и труд, и обучение воинским навыкам совмещали. Дисциплина была – не забалуешь, спортом занимались очень серьёзно. Кормили неплохо, ведь всё-таки десантные войска. А форма была обычной – пилотки, гимнастёрки, галифе… Это сейчас смотришь на десантников – душа радуется. Я приобрёл в армии несколько профессий, например, был пулемётчиком, одно время – даже поваром.
После службы приехал домой, мыслей искать счастье «на стороне» никогда не было. Работал сначала в полеводстве в местном колхозе «Путь к коммунизму» (председатель – Нилкин Иван Иванович), затем до выхода на пенсию чередовал труд бульдозериста на ДТ-75, бригадира полеводческой бригады. Кроме этого сушил зерно на току (на семена), а когда стал пенсионером, ещё три года развозил на ДТ-25 обеды колхозникам в поле. Было у него немало наград за добросовестный труд, в том числе и медали, нагрудные знаки. Сохранились они или нет, он не знает, никогда не работал ради поощрений и не любил выставлять напоказ свидетельства своих достижений.
Вместе с супругой Валентиной Васильевной они воспитали двух дочерей. В 2014 году любимой супруги не стало, и сейчас ветеран живёт вместе с одной из дочерей, Татьяной.
Свою долгую, непростую жизнь он условно делит на три периода: довоенный (детство), послевоенный, когда пришлось быстро повзрослеть и трудиться наравне со взрослыми, а затем с оптимизмом, на душевном подъёме, ковать «светлое будущее» ради следующих поколений. Третий период – время развала великой страны, когда на глазах пенсионера было утрачено, растащено и предано забвению всё, что он и его современники с таким старанием строили несколько десятилетий.
- Завидовать нечего, - этими словами он характеризует последствия «перестройки», - раньше кипела жизнь в деревне, люди жили и радовались. А теперь, вы сами видите, на улице – никого, клуб сгорел, здание школы сгорело, почта сгорела, церковь – в руинах. Молодёжь в деревню не заманишь, жизнь здесь не сахар. Поэтому и вспоминаем мы, старики, прошлые годы.
Расставаться с Михаилов Павловичем, неравнодушным и интересным человеком, не хотелось. От всей души поздравляем его с юбилеем, желаем крепкого здоровья и хорошего настроения.
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора