Среда, 30 июля 2025

Редакция

Дорога, которую выбираем

Начиная с середины лета и вплоть до поздней осени многократно возрастает интенсивность транспортного движения по дороге Марёво‑Новая Деревня. Там – благодатный ягодный край: черника, брусника, а уж о клюкве и говорить нечего — в районе этой деревни самые известные крупные болота. Единственное, что создаёт препятствия сборщикам даров природы — никуда не годное состояние дороги «с твёрдым покрытием» на Новую Деревню.

Знали бы — соломки подстелили бы

Когда в 80‑е годы прошлого века основные грунтовые «направления» на территории района «одевали» в асфальт, это казалось благом цивилизации. О возможных проблемах в будущем с содержанием и ремонтом новых автотрасс тогда никто не задумывался — казалось, асфальт будет стоять вечно.

Обыватели не предполагали, что со временем эти постаревшие плоды цивилизации будут требовать вливания финансовых средств объёмом миллионы рублей ежегодно. Отчасти благодушие и недальновидность объяснялись небольшим количеством транспортных средств в те времена, а большегрузных машин — однозначно: повальная вырубка лесов со всеми сопутствующими техническими «атрибутами» ещё была впереди. Отрезвление пришло через пару десятилетий, когда вследствие интенсификации лесозаготовок и соответствующей автотранспортной инфраструктуры «дороги с твёрдым покрытием» стали напоминать линию фронта после продолжительной артподготовки.

Ситуация — аховая

Основные силы и средства тратились (и тратятся), вполне объяснимо, на приведение в нормативное состояние главной нашей «автотрассы» Демянск-Марёво

‑Холм, остальные ремонтировались «по остаточному принципу». Новодеревенская оказалась в числе самых обделённых и была доведена до «убойного» состояния. Несколько лет назад, к 2012–2013 годам, оно достигло критической точки: огромные, в полтора-два метра в диаметре, выбоины в «твёрдом покрытии» на многих участках дороги создавали нешуточные проблемы автомобилистам, одно время даже движение рейсового автобуса находилось под угрозой срыва. Самый разбитый участок (был и остаётся) — от Красного Бора до Жабен.

У Красного Бора дорога плохая

В 2014 году дорогу подлатали — на первый взгляд, основательно. Но свойство ямочного ремонта — «держать удар» не больше года. Предсказуемо, вскоре новодеревенская «трасса» вновь зазияла пробоинами. Потом их засыпали песком, но «водичка дырочки находит», как известно — песок размыло. В прошлом году очередной ямочный ремонт дороги стоял на повестке дня, но вновь вышла накладка: ресурсов дорожников хватило только на начальный участок, считая от Марёва.

Нынче история повторилась, новодеревенская дорога вновь оказалась «неприкаянной»: на Велилы, Новую Руссу как-то подлатали, а эта как была, так и осталась «направлением». Что, понятно, никак не устраивает жителей деревень (пусть и немногочисленных), расположившихся вдоль Новодеревенского тракта.

Что делать?

Уже в октябре, когда дорожно-ремонтные работы на территории района были завершены и практически не оставалось никаких надежд на оздоровление обделённой дороги, от имени жителей Новой Деревни Пименовых, Мартыновых, Васильевых, Михайловых, Никишиной и Быстровой в редакцию газеты обратился представлявший их интересы земляк — с желанием прояснить ситуацию по дороге и получить ответы на вопросы: «Почему?», «Кто виноват?» и «Что делать?». Используя, как представлялось визитёру, последнюю возможность как-то повлиять на ситуацию и получить хотя бы общее представление относительно перспектив решения больной для новодеревенцев проблемы. Осознавая: если уж исполнительная власть, располагающая какими-никакими ресурсами, не смогла ничего сделать, то газета тем более не поможет. И всё же — на что-то надеясь.

Нельзя не принимать во внимание и другого важного «нюанса» применительно к состоянию дорог. В обывательском представлении, виновата в этом местная власть, в лице администрации района. Формально — это так, на практике — иначе. Действительно, местная власть несёт ответственность за состояние дел на подведомственной территории, в том числе — и дорожной сети. Но она не всесильна, далеко не всё от неё зависит, особенно — в плане финансирования.

Дело в том, что в рамках общепринятой «градации» дорог по степени значимости, на территории нашего района только немногим более 80 километров так называемых «дорог общего пользования местного значения», а остальные 235 километров — дороги регионального и межмуниципального значения. Их обслуживает, равно как и отвечает за содержание и состояние, областное государственное казённое учреждение «Новгородавтодор». Соответственно, и финансирование на содержание и ремонт — не из местного бюджета, а из областного дорожного фонда. Но средств, которыми он располагает, не хватает на приведение в нормативное состояние всех «направлений», дорожники вынуждены определять наиболее приоритетные. Возможности же влияния местных властей ограничены просьбами-рекомендациями, как правило — в письменном виде, на предмет необходимости ремонта той или иной дороги, с приведением убедительной аргументации в пользу высказываемой позиции.

А дальше – еще хуже

Всё, что от неё зависит, местная власть делает. По информации первого заместителя главы администрации района Сергея Горкина, куратора дорожной сферы, в адрес «Новгородавтодора» и в другие вышестоящие инстанции неоднократно направлялись письма с обоснованиями и «выкладками» на предмет необходимости ремонта дороги областного значения Марёво‑Новая Деревня. Ответы госучреждения сводились к констатации факта дефицита средств и разъяснениям: в первую очередь осуществляется ремонт приоритетных дорог — с интенсивным автомобильным движением, автобусными маршрутами, включая школьные автобусы. Получается, что дорога, ведущая к природной кладовой и используемая сотнями небогатых марёвцев для зарабатывания денег на пропитание, в число «приоритетных» не входит.

Со своей стороны, и ГИБДД, и надзорный орган, обеспокоенные проблемой безопасности движения по вдрызг разбитой дороге, неоднократно обращались в инстанции с просьбами и требованиями принять во внимание их убедительную аргументацию на предмет ремонта новодеревенского «направления».

— Мы с районной прокуратурой неоднократно проводили проверку состояния дороги, писали письма, обращались и в «Новгородавтодор», и в суд, но воз и ныне там, — говорит начальник отделения ГИБДД межрайонного отдела МВД России «Демянский» Андрей Гаан.

Что же, тупик?

Информация к размышлению

Общая протяжённость российских дорог — 1 млн. 479 тыс. км. Из них: федеральных — 51 тыс. км, региональных — 516 тыс. км, остальные — местного значения. В отличие от федеральных трасс, региональные и муниципальные находятся в плачевном состоянии. Почему не хватает денег в дорожных фондах? По словам Президента России Владимира Путина, одна из причин в том, что регионы используют дорожные фонды как «загашник, из которого можно взять средства на другие цели» (Цитирует "АиФ" — авт.). Федеральное дорожное агентство («Росавтодор») подтверждает: в 2015 году эти фонды пополнились на 285,8 миллиарда рублей (источники — акцизы на топливо, транспортный налог и поступления из федерального бюджета), но 50 миллиардов из этой суммы были потрачены не на дороги. «Соответственно, по вине местных чиновников каждый шестой рубль не дошёл до дорожников», — говорят в пресс-службе «Росавтодора» («АиФ», № 41 за 2016 г.).

«Нормы финансирования ремонта и содержания дорог не соблюдаются в отношении большей части дорожной сети. Но если дорогу не ремонтировать год, то начинает разрушаться даже не покрытие, а сама конструкция — и в результате надо строить новую», — вторят дорожникам в институте экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.

«85% региональных дорог к 2025 году должны быть в нормативном состоянии», — распорядился Владимир Путин. С большой долей вероятности, малоприоритетные дороги регионального статуса на территориях муниципалитетов, вроде новодеревенской, могут оказаться в 15%, не попавших в план.

Ещё одна причина разрушения дорог — в их несущей способности, превышении рассчитанной строителями осевой нагрузки — иногда на порядок.

Но даже деньги, дошедшие до дорожников, далеко не всегда используются рационально. В частности, вызывает сомнения практика так называемой «реконструкции дорог» — дела затратного, требующего по 5–6 млн. руб. на километр. Сама по себе идея неплохая — работать на перспективу, заглядывая в будущее. Другое дело, что будущее это — весьма отдалённое и с весьма неясными перспективами.

Речь о том, что зачастую в планы по реконструкции попадают грунтовые дороги и без того неплохого качества, к тому же ведущие к малонаселённым деревням, а то и в тупик — где не осталось жителей. Как пример — имевший место факт внесения в план реконструируемых на территории Марёвского района сначала дорог на Одоево и Окороки, а затем — на Любно.

У многих мрёвцев невольно складывается впечатление, что выбор направлений объясняется желанием освоить солидные деньги при минимальных производственных затратах. Другое дело, если бы реконструкции подвергались дороги вдрызг разбитые, но востребованные. В то же время у столь сомнительной целесообразности практики использования дорожных средств немало и сторонников, рассуждающих: деньги-то федеральные, пусть строят, хуже не будет. Подобная позиция представляется не государственным подходом к делу: казна-то у России — общая, и средства надо использовать эффективно, вне зависимости от того, федеральные они, областные или из местных бюджетов.

Возвращаясь к началу

Вернёмся к пресловутому, набившему оскому частым упоминанием, направлению на Новую Деревню. Сегодня на преодоление 15‑километрового участка дороги требуется полчаса, средняя скорость — 30 км. в час. Автомобилисты, регулярно вынужденные пользоваться этой «трассой», склоняются к мнению: вдрызг разбитой дороге, сегодня мало напоминающей асфальтированную, уже не поможет ямочный ремонт. Латание дыр — что мёртвому припарки, бесполезное расточительство. Спасёт только сплошное асфальтирование. Либо — возвращение дороги в разряд грунтовых, для чего необходимо снимать остатки «твёрдого покрытия». То и другое — весьма затратно.

— В нашей области был подобный опыт перевода дорог с твёрдым покрытием в «грунтовые», путём снятия асфальтированного слоя, но не прижился, — просветил Сергей Горкин.

Но есть ли другой выход? Его подсказывают некоторые марёвцы, постоянно пользующиеся «новодеревенским трактом»: а почему бы не попытаться включить эту дорогу в перечень подвергаемых реконструкции? Но для этого её, видимо, предварительно необходимо перевести в категорию грунтовых. И продлить реконструируемый участок ещё на несколько километров, до деревни Выдомирь, в непосредственной близости с которой — та самая упоминаемая выше природная кладовая, позволяющая сотням жителей района пополнять скудные семейные бюджеты, помогающая сводить концы с концами не только не имеющим постоянной работы, но и располагающим минимальными доходами. С учётом этого, называть такую дорогу «неперспективной» язык не поворачивается. Во всяком случае, представляется, что вложение средств в подобный «проект» (если он возможен хотя бы теоритически) — более оправдано и более целесообразно, чем в реконструкцию дорог, ведущих в тупики, с сомнительными перспективами развития таких территорий.

В шаге от победы

Когда надежды на какой-либо ремонт в этом году дороги на Новую Деревню, казалось, окончательно угасли, пресс-служба областной прокуратуры (в лице помощника прокурора области по взаимодействию с общественностью и СМИ) распространила информацию следующего содержания:

«Прокуратура Марёвского района с привлечением отдела ГИБДД МО МВД России «Демянский» провела проверку соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Установлено, что в нарушение требований государственного стандарта на отдельных участках автомобильной дороги Марёво‑Новая Деревня имеются выбоины в асфальтовом покрытии. По данному факту прокурор Марёвского района направил в Новгородский районный суд исковое заявление об обязании ГОКУ «Новгородавтодор» устранить выявленные нарушения.

Требования прокурора удовлетворены в полном объёме, суд обязал ГОКУ «Новгородавтодор» отремонтировать участки дороги до 1 декабря 2016 года. Решение вступило в законную силу».

Так что ж, победа? Известно же: решения суда — обязательны для исполнения. Но сроки можно переносить — с учётом «форсмажорных» обстоятельств. Прокурор района Дмитрий Глумсков, к которому я обратился с просьбой прояснить ситуацию с ремонтом, склоняется к мнению: исполнение судебного решения по дороге Марёво‑Новая Деревня будет отсрочено до весны 2017 года, в связи с препятствующими ремонту обстоятельствами, в первую очередь — климатическими условиями предзимья.

По большому же счёту, ямочный ремонт (который обязательно будет в 2017‑м) — только временный выход из ситуации. А, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное....

Анатолий КАСАТКИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Юрьевские веселинки»

«Юрьевские веселинки»

Организаторы мероприятия не случайно так назвали День деревни Юрьево, потому что здесь он всегда превращается в доброе и светлое торжество для односельчан

С душой к покупателям

С душой к покупателям

В четвертую субботу июля в России отмечается День работника торговли. Эта праздничная дата в этом году выпадает на 26 июля

Старт дан

Старт дан

Недавно начался долгожданный ремонт на участке Демянск — Марёво федеральной дороги А‑122

Начало положено

Начало положено

Ведутся работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения — Введенской церкви на горе в с. Бронница Новгородского округа

В память о герое

В память о герое

Пять лет назад, 20 июля 2020 года, в день столетия со дня рождения земляка, Героя Советского Союза Николая Фёдоровича Щемелева

Качественно и в срок

Качественно и в срок

В средней школе посёлка Уторгош продолжается капитальный ремонт

Поэт — как образ века своего

Поэт — как образ века своего

Любытинские «Словолюбы» выезжают на гастроли

Чудо-качели для ребят

Чудо-качели для ребят

В рамках регионального проекта «Наш выбор» заменено игровое оборудование в детском саду № 1 «Солнышко»

Ремонт идёт по графику

Ремонт идёт по графику

На объектах Холмского участка ООО «Тепловая компания «Новгородская» продолжается подготовка к зимнему отопительному сезону

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА