Вторник, 29 июля 2025

Редакция

«Дом нашего детства»

— так называют Дом пионеров, центр детского творчества его повзрослевшие воспитанники.

Можно много и долго рассуждать, чем является для детей дополнительное образование, посещение кружков и спортивных секций — пользой, увлечением, заполнением свободного времени или пустым времяпрепровождением. Сегодняшние мальчишки и девчонки, бегущие в центр детского творчества, не задумываясь, ответят, что здесь им интересно, весело, «классно». А уже повзрослевшие воспитанники кружков Дома пионеров, посещавшие его в годы своей юности, с теплотой вспоминают своих педагогов‑кумиров и благодарны им за внимание и заботу, полученные навыки и знания, которые пригодились в дальнейшей жизни; за атмосферу добра и дружбы, которая почти полвека живет в стенах этого учреждения.

Сергей Абанин:
— Наверное, моим сверстникам и ребятам постарше повезло, что в 90‑е годы в поселке работал кружок «Самбо» и вел его сотрудник милиции сержант Иван Кулаков. Все мальчишки в подростковом возрасте выбирают себе занятия по интересам. Самбо — один из видов спортивного единоборства, самозащита без оружия, и владеть его приемами мечтали многие мальчишки. Сначала спортивный зал для этого был оборудован в здании санитарно-эпидемиологической станции. Затем, когда Дом пионеров переселился в так называемый «ташкентский» микрорайон в помещение детского сада, перешли туда и мы. Приходить в кружок можно было хоть каждый вечер, что зачастую и делали. Начинали с разминки, затем отрабатывали приемы, а ребята постарше даже участвовали в соревнованиях.

Постепенно он перерос в военно-спортивный клуб «Честь», и задачи его стали многограннее. У кружковцев была своя форма, да и занятия очень нравились. Они были направлены на подготовку к службе в армии и напоминали курс молодого бойца. Продолжали поддерживать спортивную форму, ходили с руководителем в походы, изучали топографию, учились ориентироваться в лесу, в незнакомой местности и даже правильно вырыть окоп. И, конечно, мечтой каждого мальчишки было научиться разбирать и собирать оружие и пострелять. Наш руководитель служил в милиции, мог всему этому научить, а мы должны были быть дисциплинированными и выполнять все правила военно-спортивного клуба.

Когда служил в армии, смог оценить и понять, что занятия в клубе не прошли даром: ко многому в новой обстановке, вдали от дома, был подготовлен.

Владимир Николаев:
— В духовой оркестр к Иванову Алексею Ивановичу пришел в 1975 году. Учился в школе № 1, Алексей Иванович вел физкультуру и всех старшеклассников приглашал в оркестр. Желающих было много, пробовали, репетировали, а если не получалось или не вызывало интереса, уходили.

Вместе со своими одноклассниками Сергеем Яковлевым, Владимиром Тимофеевым, Олегом Андреевым впервые пришли в кружок, когда учились в 8 классе, и прозанимались здесь до окончания школы. Алексей Иванович учил нотной грамоте, предлагал пробовать играть на разных духовых инструментах, а останавливались на том, который лучше «поддавался». Иногда приглашал на репетиции взрослых музыкантов из духового оркестра Дома культуры, чтобы они позанимались с каждым индивидуально и дали профессиональные рекомендации. Разрешалось брать инструменты домой, чтобы заниматься между репетициями. Это было интересно и удобно: мы старались не пропускать занятий, после уроков по вечерам опять приходили в школу, занимались в актовом зале, разучивали марши, а потом выступали на публике.

Конечно, назвать выступлением это нельзя. Духовой оркестр исполнял мелодии на торжественных мероприятиях в школе — при вручении подарков или каких-то наград играли туш. Под строевой марш в нашем исполнении на 1 мая и 7 ноября школьная колонна шла по поселку к площади Дома культуры. Приходилось участвовать и в печальных мероприятиях, для чего разучили траурный марш Шопена.

Мне кажется, что Алексей Иванович был инициативным человеком и увлеченным педагогом, умел с нами поладить и заинтересовать полезным делом. Тогда не задумывался, что кружок работает от Дома пионеров, но в том, что духовой оркестр существовал и на занятиях было интересно, без сомнения заслуга замечательного педагога. Мы не стали музыкантами, но от того времени остались самые добрые и теплые воспоминания на всю жизнь.

Григорий Савичев:
— В клуб юных моряков центра детского творчества в возрасте шести лет меня привел отец. Это были полезные и интересные занятия, замечательные и насыщенные годы. В свое время клубу выделили катер, два яла, наверное, только благодаря инициативе, настойчивости, предприимчивости его руководителя — Николаева Алексея Павловича. Все мальчишки под его руководством приводили их в порядок: очищали от коррозии, старой краски, грязи, а над ялами — четырехвесельными шлюпками — пришлось немало потрудиться. Они достались в разбитом состоянии, а мы довели их до блеска. Потом на этих судах ходили в многодневные речные походы. Учились в них всему: управлять веслами, разжигать костер, готовить еду, ставить палатки. В один из таких походов попали под проливной дождь, сильный ветер. Перемяли и намочили всю провизию, укрылись от непогоды в небольшом домике на берегу реки, спали сидя, прижавшись друг к другу. Однако впечатления от путешествия это не испортило.

Была в клубе юных моряков и своя яхта — небольшое деревянное судно, к которому сами смастерили парус. Ходить на ней по реке было здорово, а эмоции неописуемые: не гудит мотор, тишина, слушаешь только ветер, а интуиция и полученные теоретические знания подсказывают, как им управлять.

Проводил Алексей Павлович и теоретические занятия: изучали технику безопасности на воде, морские и речные знаки, морские узлы, даже экзамены ему сдавали. Как и многие мальчишки, благодарен ему за то, что он научил меня делать многое своими руками, что пригодилось в дальнейшей жизни. «Моряк должен уметь все», — говорил он. В кабинете стояли деревообрабатывающий станок, верстаки, на которых мы учились мастерить поделки из дерева: от деревянного оружия и корабликов до настенных подставок под цветы. В этом руководитель предоставлял нам полную свободу творчества и даже помогал с материалом: договаривался с руководством фанкомбината, чтобы получить обрезки от фанеры, не нужные для дальнейшего производства.

Алексей Павлович был замечательным руководителем, мальчишки тянулись к нему. Он многое умел делать сам и научил подростков: доходчиво все объяснял, показывал, если не получалось — помогал. В детстве не встречал подобных ему людей. Благодаря Алексею Павловичу все мы «юные моряки» стали «технарями», ни для кого из нас его уроки не прошли даром.

Светлана Николаева:
— Маина Николаевна Шаркова была моей первой учительницей и вызывала восхищение во всем: статная, элегантная, внимательная и строгая, да еще и мастерица. Не удивительно, что была педагогом-совместителем и вела кружковую работу от Дома пионеров. «Приходите вечером на кружок «Мягкая игрушка»: научу вас шить и мастерить зверушек», — однажды предложила она. У девчонок нашего класса это вызвало интерес, а когда мы пришли на первое занятие, то удивились: научиться шить игрушки хотели даже старшеклассницы. Хорошо помню, что учительница достала из сумочки ярко-зеленого Крокодила Гену и Чебурашку из коричневой плюшевой ткани и сказала: «Будете прилежно заниматься, такие игрушки будут у вас дома, и даже лучше».

Помню, что тогда ее словам не поверила: для меня эти поделки показались совершенством и недосягаемой вершиной прикладного творчества. Но на кружок стала регулярно ходить. С этого момента собирала дома все тканевые кусочки и предупредила маму, чтобы ничего не выбрасывала, не показав мне.

Мне очень нравились вечера, когда мы собирались на кружке: коллектив был разновозрастной, но дружный и веселый. Пока мы трудились каждый над своим изделием, успевали обмениваться разной информацией, новостями, шутили и даже рассказывали анекдоты. Готовые поделки демонстрировали на выставке в школе, да, наверное, и в Дом пионеров их отправляли. Те первые уроки Маины Николаевны пригодились на всю жизнь: до сих пор люблю шить и что-то мастерить.

Анна Андреева:

— С театральным творчеством познакомилась, как только пошла в школу: сначала в роли зрителя, а затем — артиста. Первоклассницей увидела зрелищный спектакль «Хозяйка медной горы», с участием ростовых кукол, которыми руководили юные артисты. Получила очень яркое впечатление, а позже сама пришла в центр детского творчества к Людмиле Борисовне Захаровой. Сначала это был кукольный театр, потом драматический. Как многие сверстницы, однажды попав в этот творческий мир, попробовала заниматься в разных кружках. Понравилось везде, но интереснее оказалось у Людмилы Борисовны.

Замечательное было время! Дружеская и творческая атмосфера в коллективе, интересные репетиции, выступления и участие в фестивалях, курьезные случаи. На одном из районных конкурсов, когда отбирали коллективы драматических театров для областного этапа, наш кружок показывал спектакль «Зайка-зазнайка». На сцене стояла декорация избы: на деревянном каркасе разрисованная белая ткань имитировала русскую печь, рядом что-то наподобие стены дома, дверь и окошко. По сюжету спектакля герой-Зайчишка выпрыгивает из окна, задевает ушами конструкцию и она падает на сцену, в зрительный зал. Все очень расстроились, даже опасались, что не победим в районном этапе, а ведь так готовились и вдохновенно играли!

По выходным дням в рамках кружка занимались в театральной мастерской — шили костюмы. Главную и большую часть работы выполняла Людмила Борисовна, а мы помогали сделать где-то шов, что-то пришить. Когда для очередного спектакля готовили платья «с кринолином», а манекена для примерки не было, надевали незавершенное изделие на одного из участников театрального кружка: он терпеливо стоял, и на нем дошивали, «дособирали» костюм.

Необычными были репетиции, когда занимались в театре-студии: осваивали азы театрального мастерства, показывали «живые» картинки, выполняли этюды, представляя свое поведение в определенных ситуациях. Это было интересно, неожиданно, а участники студии понимали друг друга без слов. Ходить на занятия хотелось не только по расписанию, готовы были дневать и ночевать в центре детского творчества. Про место, где чувствуешь себя комфортно, говорят «приходишь, как домой», а я бы сказала иначе — «центр детского творчества был нашим домом». Здесь никогда не ругали ни за какие шалости, советовали, утешали, убеждали, что все можно исправить, и давали для этого возможность.

Уют, атмосферу взаимопонимания, дружбы, коллективизма создавала Людмила Борисовна. Она была и остается для многих из нас больше чем педагогом дополнительного образования. Мы повзрослели, создали семьи, многие разъехались, но, когда собираемся вместе, обязательно навещаем нашего любимого руководителя, который был и остается второй мамой, советчиком, другом, собеседником. Благодарны, что в подростковом возрасте она увлекла нас интересным творчеством и уберегла от многих необдуманных поступков.

Подготовила Светлана НИКОЛАЕВА.
Фото из архива центра детского творчества

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Юрьевские веселинки»

«Юрьевские веселинки»

Организаторы мероприятия не случайно так назвали День деревни Юрьево, потому что здесь он всегда превращается в доброе и светлое торжество для односельчан

С душой к покупателям

С душой к покупателям

В четвертую субботу июля в России отмечается День работника торговли. Эта праздничная дата в этом году выпадает на 26 июля

Старт дан

Старт дан

Недавно начался долгожданный ремонт на участке Демянск — Марёво федеральной дороги А‑122

Начало положено

Начало положено

Ведутся работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения — Введенской церкви на горе в с. Бронница Новгородского округа

В память о герое

В память о герое

Пять лет назад, 20 июля 2020 года, в день столетия со дня рождения земляка, Героя Советского Союза Николая Фёдоровича Щемелева

Качественно и в срок

Качественно и в срок

В средней школе посёлка Уторгош продолжается капитальный ремонт

Поэт — как образ века своего

Поэт — как образ века своего

Любытинские «Словолюбы» выезжают на гастроли

Чудо-качели для ребят

Чудо-качели для ребят

В рамках регионального проекта «Наш выбор» заменено игровое оборудование в детском саду № 1 «Солнышко»

Ремонт идёт по графику

Ремонт идёт по графику

На объектах Холмского участка ООО «Тепловая компания «Новгородская» продолжается подготовка к зимнему отопительному сезону

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА