Понедельник, 09 февраля 2026

Редакция

Всё, что ни делается, – к лучшему

Визитной карточкой фермеров из Лесной уже четверть века является качественная и всегда востребованная на рынке продукция

Нынешний сезон оказался для многих фермеров проверкой на прочность. В условиях непрекращающихся ливневых дождей вырастить урожай, и уж тем более собрать его, было, мягко говоря, сложно. Лесновские земледельцы не припомнят такого тяжелого года с далёкого 1991-го. Нынче пришлось побросать картофельные и морковные поля, на которые технике въехать не удалось.

Однако предприниматель Андрей СТАРОСТИН на ситуацию смотрит с оптимизмом: ничего страшного, в одном месте подтопило, зато в другом лучше уродилось. И вообще, любая работа лучше спорится, если делать её с верой в себя, свои силы и с Божьей помощью. Возможно, именно поэтому наш разговор состоялся в местном храме Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В тот день прихожане готовились к престольному празднику. С благословения отца Андрея, в спокойной и располагающей атмосфере, за чашечкой ароматного чая мой собеседник рассказал о своей жизни и о том, как развивалось производство «второго хлеба» в семье Старостиных.

– Известно, что в Лесной не так много коренного населения. В совхоз «Ташкентский», который был создан в советские годы, приезжали люди из разных уголков страны. Расскажите о себе, откуда Вы родом?
– Наша семья приехала сюда из Казахстана в 1985 году. Инициатором переезда выступила мама. Мы жили в Павлодаре. Это в 400 км от Семипалатинска, где располагался крупнейший ядерный полигон и там нередко проводили испытания ядерных взрывов, в том числе и в целях улучшения плодородия почв. Неизвестно, как эти процессы сказывались на здоровье людей. Там от рака умерла моя бабушка. К тому же отношение к «неказахам» становилось явно негативным, и большая часть русскоязычного населения уезжала из республики.

Сначала на разведку в Лесную отправилась мамина сестра с семьей, а после и мы перебрались. Вместе с ребятишками нас человек 20 получилось. Я в седьмой класс пошёл, средний брат Виталий – в первый, а Игорёша, наш младший, тогда совсем маленький был. Сначала нам общежитие выделили, потом потихоньку в квартиры расселять стали. Совхоз «Ташкентский» вовсю строился, кругом – грязь, жижа, иначе, как болотом, не назовешь. Гулять ходили только вон к тем четырёхэтажкам, по стройкам бегали.

– И как на новом месте, жизнь лучше показалась?
– В Казахстане мы были городскими жителями. У нас и машина имелась, и мотоцикл, и дача. Мама в строительном управлении работала, отец – на заводе, хорошо зарабатывал, рублей 200–300. Я помню, как он получил первую зарплату здесь, в совхозе: 48 рублей что ли... За голову схватился, что делать, как троих прокормить? Но время шло, жизнь налаживалась. Отец в кузницу устроился, мать по строительству продолжала работать, сначала мастером, потом прорабом в стройцехе. Вскоре нам дали коттедж с сараем и гаражом на улице Дружбы народов. Родители держали хозяйство, выкручивались как-то.

– Про Вашу маму, Евгению Михайловну, можно сказать, что она одна из основоположников фермерского движения в Лесной.
– Сельскохозяйственный семейный бизнес начала именно она. В начале 90-х годов вышел закон о выделении земли. Наш родственник Алексей Савилов был председателем сельсовета. Он-то и настоял: берите, мол, землю. Родители подумали, куда она нам? Одно дело – 15 соток под дачу, а другое – 10 гектаров сельхозугодий обрабатывать. Естественно, ни одного трактора у нас не было. Я в 1992 году вернулся из армии и с головой погрузился в новое дело.

Технику в колхозе выписывали, дополнительные рабочие руки среди местных находили. Земли будущим фермерам доставались не в идеальном состоянии: бросовые, заросшие кустами, с повышенной кислотностью. Урожай мы, конечно, собирали, но картошка была ненадлежащего качества, без товарного вида. Первые десять лет для нас прошли в восстановлении нечерноземья. Что касается сбыта, то ездили продавать по кафешкам, на рынках торговали, нашли даже выход в Питер, сбивали там цены кавказским конкурентам – одним словом, лихие 90-е. Как вспомню эти кредиты под бешеные проценты, которые мы отдавали...

– Вы начинали с десяти гектаров земли, а к чему пришли через 25 лет?
– Нормальные машины мы стали покупать только спустя десять лет упорного труда. Много ли у нас техники? Скажу так – её всегда мало, особенно, когда приходит уборочная. Убрать урожай нужно очень быстро – неизвестно, какая осень впереди.

На сегодняшний день у нас – 250 гектаров сельхозугодий, на которых мы сажаем картофель, морковь и капусту. Говорю всегда «у нас», а не «у меня», потому что вся семья задействована в общем деле. Раньше у руля стояли родители, а мы с братьями были прицепом. Теперь, конечно, вся нагрузка ложится на нас. Между прочим, я уже и дедушка – внучке год и три. Так вот зятя своего тоже в фермерство подтянул.

– Андрей Николаевич, если повернуть время вспять, Вы бы хотели что-то изменить или лучше оставить всё, как есть?
– Я считаю так: все, что ни делается, – к лучшему. Поэтому стараюсь не жалеть ни о чем. Есть, конечно, ошибки, которые совершил по незнанию или по легкомыслию. Их хотелось бы исправить. Например, два года назад у нас сгорело овощехранилище. Потеряли весь урожай. Там хранилось 500 тонн моркови, одной из самых удачных за всё время. Пожар произошел из-за теплых полов.

У нас в аренде было картофельное хранилище, мы его выкупили, рядом стоял картофелесортировальный пункт, его тоже выкупили. Долго не думая, залили внутри пеной, поставили холодильники и стали хранить овощи. Рядом построили бокс, обшили деревом, утеплили опилками, наверху сделали бытовочку с тёплыми полами. Где-то, может быть, копеечку пожалели, надо было ответственней относиться к требованиям пожарной безопасности.

Рабочие ушли на выходные, мы с братом были в Карелии на ралли – есть у нас такое увлечение, а помещение-то потихоньку задымилось. Пожар разгорелся с такой силой, что фермеры тушили огонь около 20 часов. Вместе с урожаем сгорели два трактора, сеялка, часть другой техники. Вдвойне обидно, что только-только закончился кредит, который брали на пять лет. Но, слава Богу, все живы-здоровы – это главное.

– Как обстоят дела сегодня, Вам удалось восстановить овощехранилище?
– Говорят, на пепелище не строят. Но здесь вот какая история вышла. Дело в том, что у нас есть поля в Солецком районе. И примерно за год до беды подумывали поставить там хранилище – неудобно все-таки возить продукцию оттуда сюда. После пожара вопрос отпал, видимо, Бог указал нам место, где должно быть овощехранилище. Я пригласил батюшку, он освятил землю, и мы построили новое помещение на 1000 тонн овощей.

– Стройка, к тому же незапланированная, – дело довольно-таки затратное. Из каких закромов доставали деньги?
– Оформили кредит в банке. Здорово помогли коллеги из нашего кооператива «Новгородский аграрий». Слышали про такой? Члены кооператива, а в него входят 11 фермерских хозяйств, оказали нам безвозмездную поддержку, проще говоря, скинулись по 50, а кто и по 100 тысяч рублей. Помогли деньгами и те, кто не состоит в кооперативе. Я безмерно благодарен всем, кто не оставил нас с бедой один на один.

– Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Новгородский аграрий» существует с 2013 года. Что дает фермерам членство в данной ассоциации?
– Когда первые фермеры не только в нашем районе стали появляться, но и по всей стране, перед ними возникла масса проблем. Это были самые разнообразные вопросы: получение земли, приобретение техники, взаимодействие с различными государственными органами и другие.

Со временем пришло понимание, что в одиночку свои проблемы не решить. Все-таки, объединив силы, проще что-либо построить, получить деньги по госпрограмме. Наш кооператив возглавляет Денис Павлюк, от имени «Новгородского агрария» мы имеем возможность решать свои проблемы и отстаивать интересы.

Прежде всего – это общение с крупными торговыми сетями. Если ты придешь к ним и скажешь: «Вот у меня тысяча тонн», с тобой даже разговаривать не будут. С сетями можно общаться, имея большой объем продукции за спиной. Для того, чтобы у фермеров не было проблем с производством, переработкой и сбытом выращенных овощей, был создан логистический центр, где ведется тщательная предпродажная подготовка товара. Стоимость распределительного центра – 35 миллионов рублей. Часть средств вложили сами члены кооператива, остальное – банковские кредиты. Солидную помощь оказал бюджет Новгородской области в рамках программы «Создание логистических (оптово-распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации картофеля и овощей в Новгородской области на 2013–2015 годы». Предоставленные субсидии достигли 13 миллионов рублей.

– Некоторые Ваши коллеги по цеху активно занимаются семеноводством. Как Вы относитесь к современным технологиям по производству элитных семян картофеля?
– Тема, конечно, интересная. Там и дотации государственные есть, но мы пока к этому не подошли. Основной залог успешного семеноводства – в том, чтобы используемый для этих целей участок земли был изолирован от посадок другого картофеля, в том числе удален от частных огородов. Также важно, чтобы не было карантинных сорняков, тогда и репродукция будет чистая. Идеально, чтобы земля была где-нибудь в лесу, подальше от деревень.

– Местные жители знают Вас не только как фермера и хозяйственника, но и как общественного деятеля. Как давно Вы являетесь депутатом местного Совета?
– В Совете депутатов Лесновского поселения я уже третий созыв. В этот раз меня избрали председателем. Честно признаться, в первый созыв я и не занимался толком депутатской деятельностью. Начал работать на прошлом созыве. Решаю по большей части коммунальные проблемы. То здесь дорогу подсыпем, то там. А все на чьи средства? На фермерские. Где-то приходится просить помощи, где-то требовать выполнения работы. Возможно, не всегда получается вежливо, бывает, и на повышенных грубых тонах приходится общаться. Дело это неблагодарное в том плане, что все мы в деревне друг друга знаем. Но бросить свое занятие я теперь не могу, втянулся за 15 лет. Конечно, если бы у меня был маленький бизнес, ни о каком депутатстве и речи бы не шло. А благодаря семье и общему делу у меня есть возможность чем-то помочь поселению.

– Старостины неразрывно связаны с местной церковью. Евгения Михайловна в свое время была старостой храма, и отец Андрей, как я успела заметить, хорошо к Вам относится.
– Да, нам всегда есть о чем поговорить. А в этом году батюшка предложил мне поехать на Афон. Это монашеская республика, там никогда не ступала нога женщины – запрет на уровне государства, вплоть до тюремного заключения. Добраться туда можно только на пароме. Я сначала не хотел ехать, для меня отдых – это море. Но отец Андрей потащил меня практически за руку, как ребенка.

Надо сказать, что там есть что-то необъяснимое, противоположное нашей суетной жизни. Полное умиротворение и другое понятие времени. Я очень хотел подняться на Святую Гору. Мы с группой вышли в четыре утра и вернулись назад к шести вечера, прошли около 50 километров. По возвращении домой первый вопрос задала супруга: «Ты такой спокойный, что с тобой случилось?». За неделю, проведенную на полуострове, я отдохнул душой так, как не отдыхал никогда. И каждый раз при встрече благодарю батюшку за эту поездку. Такой красоты я не встречал нигде.

Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА