Сотрудники полиции и «скорой помощи» ехали фиксировать смерть, а в итоге спасли жизнь
С момента пожара в деревне Вяжищи прошло две недели, но из памяти погорельцев тот день не уйдет никогда. Дом Владимира Новика и его гражданской супруги Ольги Ермолаевой разгорелся в считанные минуты. На момент прибытия пожарных расчетов деревянное строение полыхало до небес. О спасении вещей и документов речи не шло, главная задача – ликвидировать открытый огонь, представляющий реальную опасность для деревни. Всего несколько минут, и жилья больше нет – дом сгорел дотла. Остались только черные обгорелые бревна да одиноко возвышающийся над пепелищем железный дымоход. В дальнейшем супруги рассчитывают на собственные силы, а пока им помогают родственники, друзья и совершенно незнакомые люди.
Посланы свыше
День сотрудника органов внутренних дел для старшего участкового уполномоченного Никиты Острижко и водителя комендантской группы Макара Ефимова из межмуниципального отдела МВД России «Новгородский» начался неспокойно. Около шести утра они возвращались с вызова из деревни Вяжищи. Никакого криминала – умерла пожилая женщина, родственники, как и положено, позвонили в полицию и «скорую».
– Мы закончили свою работу, врачи вышли из дома первыми, а я на полминуты задержался, чтобы объяснить родственникам, куда еще следует обратиться и какие документы оформить, – рассказал Никита Острижко. – Когда поехали назад в отдел, заметили большой столб дыма и свет пламени. Поняли, что пожар, а по свету проблесковых маячков показалось, что и пожарные уже на месте. Когда подъехали к источнику возгорания ближе, увидели нашу «скорую» рядом с горящим домом. Тогда и бросились вслед за врачами стучать по всем окнам, чтобы выяснить, есть кто внутри.
Пламя только начинало разгораться и не успело объять весь дом. Горела одна веранда. Поэтому у полицейских и докторов было минут пять, не больше. Ни о чем не подозревавшую Ольгу Ермолаеву разбудил стук в окно.
– В ночь на 10 ноября я была дома одна. Муж у меня – дальнобойщик, и был как раз в Подмосковье, – вспоминает события того дня Ольга Михайловна. – Досмотрев «Тайны следствия», я подкинула на веранде дров в топливный котел и спокойно заснула. Проснулась от того, что кто-то стучит в окно. Признаться, я вообще не люблю, когда колотят по окнам – мало ли, пьяницы какие. Но все же встала, чтобы посмотреть, кто там такой настойчивый. Выглянула на улицу – ничего не видно, за окном все белым-бело, в дыму, только силуэт мужчины в форме.
Едва собравшись с мыслями, она открыла дверь, ведущую на крыльцо, подошла к котельной и наткнулась на языки пламени. В ужасе накинув халат, рабочую куртку и засунув ноги в валенки, Ольга Ермолаева выскочила на улицу и заметалась по двору, понимая, что она не может противостоять зловещей стихии – огонь распространялся со страшной силой. Единственное, что могла сделать женщина, – истошно закричать: «Помогите!» В едком дыму врачи услышали голос, подхватили ее и поскорее отвели к машине, чтобы оказать первую помощь и хоть как-то успокоить человека.
Когда полицейские выяснили, что внутри больше никого нет, они кинулись будить жильцов соседних, в основном таких же деревянных, старых домов. Ветер был на дорогу, поэтому в самой серьезной опасности находился дом напротив. Горящие щепки, искры – все летело в его сторону. Растаявший от горячего воздуха снег стекал с крыши в три ручья. Чтобы не дать бревнам нагреться и избежать второй беды, соседский дом не переставая обкидывали снегом. Визжащую на всю деревню сирену полицейской машины внезапно перебил характерный звук – в горящем доме взорвался газовый баллон. Вместе с ним взрывной волной вынесло стену и без того обреченного строения. Хорошо, что на этот момент во дворе никого не было.
Пожарные прибыли в течение 10 минут, то есть в начале седьмого. Открытый огонь потушили тремя автоцистернами меньше чем за час. К 11 утра спасатели, разобрав и тщательно пролив каждую дощечку, полностью ликвидировали пожар. Сказать точно, почему загорелся дом, пока нельзя. Как сообщили в отделе надзорной деятельности и профилактической работы по Великому Новгороду, Новгородскому и Батецкому районам, материалы для проверки направлены в исследовательскую пожарную лабораторию для установления причины пожара. Неисправная проводка, топливный котел или что-то другое – выяснят эксперты в течение 30 дней.
Спасибо за помощь
Дом, в котором жили супруги, был очень старым и, к сожалению, не застрахованным. Строили его сразу после войны всей деревней для учительницы Анны Васильевны Мудровой, а спустя годы в нем стала жить ныне покойная мать теперешнего хозяина. На постоянное место жительства в Вяжищи Ольга и Владимир переехали всего четыре года назад. Ольга Николаевна находится на заслуженном отдыхе, поэтому спокойная и размеренная деревенская жизнь стала ей в радость. Владимир Аркадьевич затеял даже небольшую стройку – поставил сруб для будущей летней кухни. К счастью, свежий брус огнем не тронуло – ветер дул в противоположную сторону. Теперь семье есть откуда заново строиться, было бы на что.
– Ничего, – успокаивает себя Ольга Михайловна, – справимся. Вещи – дело наживное. Я чудом спаслась, жива-здорова, и это главное. Выбегая через огонь немного обожгла руки и затылок, но это пустяки. Ангел-хранитель послал мне этих ребят, страшно представить, что могло случиться, если бы они не проезжали мимо.
Сейчас Ольга и Владимир живут в квартире родственников, без крыши над головой в зиму не остались. На помощь со стороны сельской администрации надеяться не стоит – в бюджете поселения средства на такие случаи не предусмотрены. Небольшую финансовую поддержку по заявлению может оказать районный комитет социальной защиты населения. Неравнодушные новгородцы привозят одежду, предметы обихода, вещи первой необходимости. Многие предлагают и мебель, но вот поставить ее пока некуда. На своей странице в социальной сети дочь Светлана разместила запись: «У моих родителей сгорел дом. Просим всех неравнодушных помочь кто чем может. На мамин номер телефона для денежных переводов мы подключили мобильный банк. Номер Ольги Ермолаевой – 89021494955. Мы будем благодарны любой поддержке».
Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора