Заместитель губернатора области Антон ЗЕМЛЯК провёл совещание по вопросам развития потребительской кооперации региона.
Естественно, председатель Демянского районного потребительского общества Раиса НИКИФОРОВА любезно согласилась встретиться с нами и поговорить о насущных проблемах потребкооперации. Этот материал – не попытка цифрами показать экономические тенденции развития крупнейшего работодателя в районе, а скорее рассуждение, основанное на фактах.
Для кого закон?
Одно из главных противоречий между федеральными органами исполнительной власти и организациями потребкооперации – внедрение онлайн касс. Читатель наверняка скажет: «Вот опять – наших деревень как будто нет», и будет прав. По словам Раисы Викторовны, введение системы ЕГАИС выявило массу проблем организационного и технического характера.
Давайте рассуждать. Должен ли предприниматель разбираться в технических тонкостях? Должен ли он самостоятельно выявлять, что является причиной сбоев: недостаточное качество связи со стороны оператора, проблемы на серверах Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка? Ответ лежит на поверхности: раз власть захотела учесть каждую единицу алкогольной продукции, то от продавцов можно требовать лишь установки сертифицированного оборудования, – а дальше разбирайтесь, господа, сами. Оптимизация нашего единственного онлайн-оператора, предоставляющего услуги проводного интернета, привела к тому, что концов в случае проблем, не найти. Что интересно – опять под прицелом таких вот оптимизаций оказываются малые города и сёла. Опять вертикаль, работающая без обратной связи.
Раиса Викторовна привела пример: человек в магазине берёт с полки бутылку вина, передаёт её на кассу и... зависание. Ждать долго покупатель не станет, да и вряд ли вернётся в магазин. Как это часто бывает, вспоминается афоризм «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Оврагами в таком случае являются торговые точки в деревнях, ну и люди, конечно.
Если в районном центре всё более или менее неплохо (хотя и тут не без проблем), то, что уж говорить про деревни. Мало кто сомневается в том, что кассы онлайн ждёт куда более страшная участь. В федеральном законе есть отсылка о необязательности установки таких касс в труднодоступных населённых пунктах, но пока перечень, утверждённый правительством области, нам не особенно помогает. Корректировки, справедливости ради, конечно будут. Без них никак. Но тогда зачем тратиться потребкооперации на специальные кассы, если они не нужны? Кто-то скажет: «Денег много – пусть потратят маленько». Во‑первых, далеко не «маленько», и, во‑вторых, это отразится на цене товара. Кому от этого лучше? Наверное, налоговой службе, которая сможет учесть всё и вся. То есть, опять главнее всего интересы федеральных органов. А как же баланс между интересами власти, бизнеса и людей?
Опять приходим к тому, что сверху виднее, только и к нашему уровню тоже прислушаться надо. Делает это пока только правительство региона, но и они против федеральных законов пойти не могут.
Экономика для людей?
Вопрос в свете последних тенденций, в том числе и политических, не праздный. Поясним. Есть федеральные сети. Есть сети небольшие. Например, наше родное «Демянское райпо» имеет свыше 40 торговых точек, и обслуживает некоторые сёла лишь бы убытка не было, а иногда и в убыток. Это называется модным термином «социальная ответственность».
Вспомните, как за последние годы на федеральных каналах обсуждалась проблема развития крупных сетей ритейлеров. Что-то кардинально поменялось? Да – магазинов этих сетей стало больше. Только надо учесть, что помимо развивающейся ценовой конкуренции, видимого блага для потребителей, есть серьёзная проблема развития производства на местном уровне. Если раньше суммы инвестиций в производство у райпо были внушительными, то теперь, мягко говоря, пришлось пересмотреть некоторые планы.
Не будем «грузить» цифрами наших читателей, как и обещали. Но можно математически соотнести количество налоговых поступлений в бюджет района от одних и других и количество занятого на предприятиях населения. Без строгих подсчётов понятно, что в случае сетей этот показатель можно назвать стагнирующим, а вот в случае с потребительской кооперацией виден потенциал роста. Мультипликативный эффект зиждется на простом рассуждении: как только внутри кооперативной организации есть существенный рост, так он неизбежно превращается в инвестиции, а отсюда растёт реальный сектор и количество рабочих мест.
Другой пример, которого мы касались выше, обслуживание небольших населённых пунктов. Сетям интересны сёла с численностью не менее 2000 человек. Интересная картина: а что у нас в деревнях и не люди вовсе?
– Мы готовы сдать в аренду некоторые торговые площади, – говорит Раиса Викторовна, – но не думаю, даже уверена, что эти площади сетям не интересны.
Лоббирование интересов сетей не вызывает сомнений. Никто их не заставит «в нагрузку» торговать в деревнях и сёлах, не будет у них проблем в их населённых пунктах с кассами онлайн и системой ЕГАИС. А что выгоднее местному сообществу?
Мы не зря отметили политическую составляющую в ответе на вопрос «Для кого экономика?» Даже в США, где местные представительные органы во многих штатах вправе ограничивать сетевую торговлю, вплоть до сносов «маркетов», тем не менее, ощущают на себе корпоративное давление. Победа Дональда Трампа во многом «заслуга» такой корпоративной экономики. Возврат к постулатам Карла Маркса всё более слышен и в Евросоюзе, и в США, да и идеологи брекзита не гнушались основывать свои позиции на постулатах социально ориентированной экономики автора «Капитала». На какие вопросы ответили выборы президента и референдум в Великобритании? Главный ответ: экономика должна служить простым людям, среднему классу (простому трудяге – американцу, английскому рыбаку, для которого были введены жёсткие квоты вылова рыбы откуда-то из Брюсселя). Современные тенденции таковы, что глобализация в экономической сфере получает серьёзный отпор, происходит корректировка.
Экономика для человека, а не для собственно экономики – тренд современной политики. И на местном уровне мы можем наблюдать, как осуществляется стратегический сдвиг, который через некоторое время приведёт к негативу. Потребительская кооперация – особый сектор экономики, а потенциал направлен на развитие местного сообщества, на благосостояние людей в широкой перспективе. Вы видели на сельскохозяйственных ярмарках, как сети выставляли свою продукцию, или продвигали местную? А в случае с райпо картина меняется? Она противоположно иная. Вы видите работу профсоюзов сетей? А в райпо эта роль высока. В этих простых примерах заключается «соль» роли потребкооперации.
Говорить серьёзно об инвестициях сейчас не к месту. Но приоткрою завесу. Разговоров людей, которые бы хотели производить разную сельхоз- и иную продукцию, а главное наладить сбыт, я слышал за последние годы не мало. Сети отметаются сразу – им с «мелочью» работать неинтересно: другая логистика, другая политика... Именно потребительская кооперация здесь потенциальный драйвер роста малого бизнеса. Это понимают многие, но вот управленческие решения говорят об обратном. Думается, что если человек встанет во главу угла этих решений, то и потребительская кооперация примет совершенно иной облик и будет реально играть важнейшую роль в развитии экономики для людей.
Что делать?
Вопросов много. И, надо сказать, на уровне правительства региона на эти вопросы пытаются ответить. Решение многих проблем осуществляется в постоянном режиме. Татьяна ПАШКОВА – ранее председатель комитета потребительского рынка и услуг мэрии Великого Новгорода с октября прошлого года курирует торговлю в правительстве области. В 2015 году в областном правительстве создана новая структура – комитет потребительского рынка. К нему отошли полномочия в сфере торговли, а также в производстве и обороте алкогольной продукции, обороте цветных металлов. Раиса Викторовна очень тепло отозвалась о работе председателя комитета и благодарила её за внимание к потребительской кооперации.
Напомним, что в 2012‑м году Татьяна Пашкова по итогам шоу «Народ выбирает‑2» на областном телевидении была названа лучшим чиновником в регионе.
– Такие совещания полезны, – подводит итог Раиса Викторовна, – для всех участников: нужно друг друга слышать, понимать, делиться опытом, описывать наши проблемы. Встреча с коллегами всегда знаменуется чем-то новым, – будь это информация, передача опыта, просто рассуждения об изменениях.
Роль нашего райпо переоценить трудно. Только за текущий год в доходную часть бюджета поступило свыше 9 миллионов рублей. Рост потребительской кооперации наиболее выгоден местному сообществу. Иначе нам будет трудно развиваться. Вопрос пока остаётся без ответа.
Иван БОРОДИН
Фото автора
и Александра ШПИЛЁВА