В один из дней ноября Марёвский район стал объектом массового «наезда» телефонных террористов. Морально пострадавших — более десяти человек, не обошлось и без материальных потерь.
Слово «терроризм» взамен официального словосочетания «телефонные мошенники» употреблено не случайно: подобные действия уместно оценивать как террористические: давление на психику, насилие над личностью с целью добиться нужного результата.
Расчёт был тонким: объектами «наезда» становились женщины зрелого возраста, имеющие сыновей или внуков, проживающих в городах. Несомненно, в распоряжении телефонных террористов — обширная и достоверная база телефонных номеров. Продемонстрировали нелюди и знание психологии, избрав объектами нападения именно представительниц слабого пола, в сравнении с мужчинами более остро реагирующих на негативную информацию, связанную с их детьми. Был учтён и тот нюанс, что именно молодые мужчины гораздо чаще, в сравнении с ровесницами, попадают в неприятные жизненные ситуации — вроде аварий или привода в полицию за совершение правонарушений.
Звонили террористы в основном от имени взрослых сыновей, якобы попавших в беду, выйти из которой с наименьшими потерями могла помочь только денежная «отмазка» потерпевшим от них или солидная взятка правоохранителям. В «заявках» фигурировали суммы до полумиллиона рублей, но при появлении у абонента подозрения на недостоверность информации «такса» снижалась до 30–50 тысяч.
Неожиданность звонка, ошарашивающее известие «заклинивали» здравый рассудок, притупляли бдительность. В такой неординарной ситуации и голоса звонивших кажутся очень похожими на голоса близких — включается психологический фактор.
Конечно, большинство сыновей «попадали в аварии» с тяжёлыми последствиями, а потому требовались деньги на возмещение ущерба владельцам пострадавших в ДТП машин и «отмазку» — служителям закона.
Что перенесли в этот момент бедные матери — говорить излишне. И только неверные или путаные ответы телефонных террористов на уточняющие вопросы, которые догадывались задавать им постепенно «приходящие в чувство» женщины, позволяли им в конце концов убедиться, что имеют дело с элементарным телефонным «разводом».
Большинство объектов притязаний злоумышленников‑нелюдей отделались моральным ущербом — в форме сильного стресса, но некоторые вдобавок понесли и материальные потери. Одна из пожилых жительниц райцентра, испугавшись за внука, не уточнив информацию у близких, поспешила перечислить запрашиваемые деньги — 55 тысяч рублей.
«Уж сколько раз твердили миру», сколько предупреждали земляков о возможных атаках телефонных мошенников и террористов, а воз и ныне там. Не помогли и разъяснения на сей счёт в районной газете, где начальник местного пункта полиции Максим Матвеев предупреждал земляков о возможной опасности. На этот раз из всех пострадавших в полицию обратились только пятеро. Полицейские отреагировали, в том числе, и предупредительным объявлением, размещённым на единственном в Марёве банкомате, используемом и для перечисления денег.
Все ли прочли предупреждение? И есть ли ответы на закономерные вопросы: существуют ли эффективные способы борьбы с подонками, спекулирующими на материнских чувствах? Кто-то сможет обуздать зарвавшихся уродов?
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора