Провожая меня, добродушная женщина сказала: «В этом сентябре мне шестьдесят пять исполнилось, я себе и говорю: «Ну что, Вера, давай жить дальше»
С раннего утра начинался рабочий день каждой доярки. Тишина. Спит совхозная деревня. Но вот засветилось разом несколько окошек. Скрипнули двери. Зазвенели на улице голоса. Это женщины спешат на ферму. Много у них забот. Надо покормить и напоить коров, три раза в день подоить. От плана не отстать...
Оказывается, слово «доярка» родом из древней Индии, где первоначально имело другое значение — нянька, кормилица. Хорошее и верное слово. Веру Георгиевну Соколову, пенсионерку из деревни Погляздово, характеризует точно. Не только из-за того, что почти двадцать пять лет она посвятила этой работе, а ещё и потому, что родила и вырастила шестерых детей.
По собственному желанию
— В Волотовском районе я впервые оказалась в 64-ом году, — начинает свой рассказ Вера Соколова, — вместе с мамой и сёстрами, мне тогда было тринадцать лет. Мы приехали в Учно из шимского совхоза «Прожектор». Моя мама, Мария Сорокина, переехала сюда вслед за своим мужем Анатолием. Его направили на работу в деревенский клуб киномехаником. Тогда подобные специалисты были очень востребованы. Жили поначалу в кинобудке всей семьёй, позже нам выделили небольшой домик. Мама стала работать на ферме дояркой. Я из-за трудностей с жильём училась какое-то время в Сосновской школе-интернате, но седьмой класс окончила в Учно. После по собственному желанию стала помогать маме на ферме, да и дома дел хватало.
Однажды Вера повезла младшую сестру на учёбу в Боровичи. Таню определила, сама пошла на вокзал. Купила билет, стала ждать автобус. Внимание девушки привлекла группа молодых людей. Среди них один парень, такой привлекательный, играл на гитаре и пел. Он тоже её заметил. Симпатия возникла тотчас. Они познакомились. Лёня приглашал её остаться, но Вере нужно было уезжать. Обменялись адресами. Она и не ожидала, что он напишет. Но через неделю получила письмо, в котором Леонид снова звал приехать, сообщал, что поговорил с родителями и ждёт её. Вера объяснила всё маме, та не стала её удерживать. Так и сложилось её женское счастье. В 74-ом году молодые люди поженились. Сначала жили у его мамы, позже переехали в совхоз «Суворовское». Вера работала дояркой, муж строителем. На тот момент у неё уже была дочь. Маленькую Лену она брала с собой на ферму, потому что детский сад был в соседней деревне. Возить неудобно и на работу нельзя опаздывать. Так молодая мама и нянчилась, и трудилась. Муж старался помогать во всём. Им выделили жильё. Жизнь молодой семьи потихоньку налаживалась.
Женское счастье или бабья доля
— Как-то к нам в гости приехала моя старшая сестра Нина, — продолжает рассказ собеседница, — начала уговаривать нас вернуться, мол, забрались так далеко от мамы. Надо поближе к семье. Ну, мы и согласились. Возвратилась я в Учно теперь уже с мужем и дочкой. За работой дело не стало, я на погляздовскую ферму устроилась подменной дояркой, а Лёню приняли в строительную бригаду совхоза «Правда».
Со временем молодой семье, уже с двумя детьми, в 75-ом родилась Галя, дали жильё в новом двухквартирном доме. Но в просторной квартире становилось всё теснее и всё шумнее. Вскоре у двух сестричек появился брат и три сестры — Вова, Света, Надя и Люба.
— У нас в доме мебели и раньше толковой не было, а когда ребятишки маленькие были, всё кроватями было заставлено, — смеётся Вера Георгиевна, — в какую комнату ни зайди — одни кровати.
Женское счастье Веры трудное — работа, да большая семья. Забот с лихвой, а тут ещё и муж начал выпивать. Детей никогда не обижал, а вот жене частенько доставалось. Пить прекращал, просил прощения, и она, конечно, прощала. Что сделаешь? Надо жить дальше.
Дети Веры и Леонида росли самостоятельными, трудолюбивыми. С детства старшие сёстры заботились о младших, во всём старались помогать маме.
— Меня в школу из-за ребятишек ни разу не вызывали, замечаний не было, — говорит Вера Гергиевна о своих детях, — сейчас уже все выучились, работают. Свои семьи завели. Лена и Галя живут и трудятся в Валдае, Вова обосновался в Боровичах, Надя с сыном тут, у меня, а Люба в Лычково вышла замуж.
Сейчас у Веры Соколовой четыре внука. А недавно Люба сообщила радостную новость: «Мама, готовься, скоро станешь бабушкой ещё раз!»
Благополучие детей и мир в семье — это для нашей героини самое главное в жизни. Сколько пережито невзгод и горестей. Смерть дочери Светланы в 2000-ом и мужа в 2001-ом году. Все удары судьбы Вера Соколова перенесла стойко. И в свой юбилейный день рождения, как всегда, сказала себе: «Ну что, Вера, дожила до 65-ти? Давай жить дальше».
Когда я приехала к Вере Георгиевне, её внук носил дрова и воду. Олег уже взрослый парень, мужчина в доме, заботится о бабушке. Сейчас в этой квартире тишина, но и она наполнена переживаниями и мыслями о родных людях. Для матери нет возраста детей, они для неё навсегда дети. А терпения и любви в её материнском сердце на всех поровну.
Ольга МИХАЙЛОВА
Фото автора и из семейного архива Соколовых