Свято-Троицкому менюшскому храму исполнилось 175 лет.
Что говорить, самой Менюше в будущем году стукнет 525. Многие верят, что только благодаря святой церкви, пережившей лихолетья, смуты, безверие и несмотря ни на что уцелевшей, да известным отрокам менюшским Иоанну и Иакову и жива по сей день овеянная легендами деревня, в прошлом — большое, богатое село. Храм вселяет в людей надежду не только на восстановление и возрождение постоянных богослужений, но и всей менюшской округи. Пока стоит он, рядом не иссякнет жизнь.
Кто был в менюшском центре культуры, где и ДК, и библиотека, и музей — всё вместе, тот ни на минуту не усомнится в том, что люди, хранящие культуру, историю и традиции родного края, жизнь положат, добиваясь его возрождения. Одна из таких ревностных защитниц непреходящих ценностей, из «умножительниц» не имеющих цены богатств — Мария Гусева. Много сделала она для земли, ставшей второй её родиной, и сколько сделает ещё — пусть умножит Господь её годы.
— Местные бабушки говорили, — рассказывает Мария Владимировна, — что такого храма не было даже в Новгороде, по богатству внутреннего убранства с ним не мог сравниться даже Софийский собор. Фундамент церкви был заложен в 1837 году на месте бывшего монастыря, который существовал ещё до времён, когда над могилкой менюшских отроков поставили часовню. Во времена царствования Иоанна V и Петра I Алексеевичей мощи Иакова и Иоанна были освидетельствованы и обретены нетленными, в то время состоялась и канонизация братьев. К началу XIX века в деревянной церкви, построенной на месте бывшего монастырского храма, который сгорел в 1780 году, существовал придел во имя святых отроков — в нём под спудом почивали их мощи.
В 1841 году храм освятили. Спустя полвека местные купцы пристроили к нему придел Николая Чудотворца в честь державного дарителя царя Николая. В том приделе установили богатую мраморную раку отрокам с серебряной крышкой стоимостью в 1256 серебряных рублей. Это были огромные деньги, потому что корову по тем временам можно было купить за 3 рубля серебром.
И красив, и чудесен был храм! Всё убранство — в сине-голубых тонах с краплением червонного золота. Иконы были ограждены коваными верчёными решётками. Между второй и третьей колоннами была деревянная завеса — балдахин, и там стояла икона святых отроков с их жизнеописанием. При входе в храм на пилоне (колонне) справа возвышалась огромная икона Матери Божией «Троеручица», а слева — икона «Господь в терновом венце». Свекровь говорила, что она слышала о том, что на колоннах раньше можно было прочесть мужские и женские имена. Либо это имена святых, либо тех, на чьи пожертвования возводился храм. А строился он исключительно из своего кирпича — в северной стороне от деревни стоял кирпичный завод. Путиловскую плитку, которую использовали для отделки, доставляли из Санкт-Петербурга. К тому же в церкви было очень тепло. Если порассуждать логически, то топки печей, поставленных по периметру, находились в подвале.
Иконостас был трёхъярусный, шестиметровый, а иконы — писанные на холстах с изразцами позолоченными. Великолепна была церковная утварь. Одни тяжёлые кованые подсвечники стоили по 500 рублей каждый. Кованые решётки на окнах, а под куполом небесного цвета — Господь Вседержитель в окружении ангелов. Луковичные купола синели, поблёскивая золотыми звёздами, как у Юрьева монастыря. Колокол-благовест таким был громким, что жители Новгорода останавливались на улице и замирали, слушая его перезвон. Висел он на дубовой крестообразной перекладине на колокольне высотой в 24 метра.
Надо сказать, что колодец при храме был обустроен таким образом, что проточная подземная водица попадала в него по деревянным желобкам, которые проходили под ракой с мощами святых отроков. Дно источника было выложено мозаикой, заглянув в него, в кристально-прозрачной воде можно было угадать лик Казанской Божией Матери.
Пришли лихие времена. В тридцатых годах прошлого века все церкви в медведской округе закрыли, священники попали под репрессии, даже часовенку на берегу Святого озера разобрали. Пришедшие к власти большевики попытались осквернить могилу Иоанна и Иакова, но едва они сдвинули плиту — над их могилой из-под земли хлынул поток. Гробокопатели в панике бежали. Но и вода ушла сразу же. Храм, однако, у верующих отобрали, устроив в нём конюшню.
Мария Владимировна показала мне книгу Александра Панченко «Иван и Яков — необычные святые» — подарок автора. В ней собрано всё, или почти всё, что касается здешних легендарных мест. Есть там сведения из протокола партийного собрания не столь и далёкого от нас 1968 года, на котором губернские вожди стыдили местных партийных деятелей за то, что те допустили несказанное суеверие — за три дня Каменное озеро посетило более 10 тысяч человек. Во как! Веру-то, оказывается, истребить не так просто. Это как Библию — Слово Бога — жгли на кострах инквизиции, запрещали, сажали за неё в тюрьму и посылали на каторжные работы, а Книга до сих пор жива, и, глядите-ка, каждый может теперь приобрести Её и читать, причём на многих и многих языках мира. Правильно говорят, что Богом даденное отобрать может только Сам Творец. Вот и часовенку в 2005 году добрые люди восстановили.
В наши дни в полуразрушенном храме совершаются богослужения. Прихожане отремонтировали вход в подвальное помещение, где находится рака с мощами отроков. Губернатор Новгородской области Сергей Митин в 2012 году подписал распоряжение о создании попечительского совета, цель которого — сохранить этот объект культурного и исторического наследия. Сам Сергей Герасимович является председателем совета. В тот год в своём блоге он заявил, что по желанию имена всех жертвователей на восстановление храма будут запечатлены в церкви или иным образом. Примерная стоимость работ — 70 миллионов рублей.
— Буквально неделю назад, — завершает свой рассказ Мария Гусева, — приезжали представители реставрационной компании. Они сообщили, что средства в восстановительные работы будут вложены обязательно. Вся проектно-сметная документация прошла государственную и все необходимые экспертизы.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора и из музея д. Менюша