Каких-либо памятных дат, посвященных воинам-интернационалистам, в ближайшее время нет. Повод вспомнить об одной из самых страшных страниц современной истории – чеченской кампании, появился невзначай.
В одной из социальных сетей мой бывший одноклассник выложил фотографию удостоверения ветерана боевых действий. «Какой же он ветеран, - засомневалась я, - ему всего-то 35 лет». Однако с таким многозначительным статусом живет сольчанин Юрий Новиков больше десяти лет – с тех пор, как вернулся со службы в «горячей точке». В 2000 году Юрий в числе многих сверстников оказался непосредственным участником чеченского конфликта.
В школе он был тихим и скромным юношей, таким, как оказалось уже при личной встрече, остался до сих пор.
- Служить я попал в одну из старейших воинских частей внутренних войск МВД России - 33-ю отдельную бригаду оперативного назначения, - рассказывает молодой человек, - ещё находясь в учебной части, узнал, что вместе с другими ребятами буду отправлен в Чечню. Мама с большим волнением восприняла известие, всеми силами старалась этого не допустить - приезжала в часть, обращалась в комитет солдатских матерей. Дело в том, что мой старший брат Роман тогда только вернулся с чеченской войны с ранением. Но, несмотря на эти обстоятельства, буквально через месяц в составе группировки внутренних войск я прилетел на Кавказ.
-Страшно было ехать на войну?
- Нет, каких-либо сомнений не испытывал. Раз все едут, значит, нужно и мне. В роте разведки, куда меня распределили, я был водителем БТРа. В нашей роте служило много ребят из Новгородской области. Службу несли на заставе в селе Цоци-юрт.
Вторая война в Чеченской республике официально носила название контртеррористической операции на Северном Кавказе. Основной задачей наших солдат являлись разминирование территории, зачистка сёл от боевиков, уничтожение схронов (складов оружия). В общей сложности Юрий провел там (без отпуска!) 16 месяцев.
- Больше всего страх испытываешь в самом конце - когда ты уже отслужил свой срок, но вынужден оставаться в части потому, что вертолет может не прилететь за тобой в течение нескольких дней и даже недель, - рассказывает Юрий, - в это же время командир продолжает посылать тебя как более опытного солдата на задания. В такие моменты часто думаешь о том, что погибнуть сейчас было бы очень, мягко говоря, обидно.
Смертельная опасность нависала над молодым человеком не один раз. На глазах у юноши погибло много боевых товарищей.
- Однажды наша колонна подорвалась на фугасе, - рассказывает Юрий, - командир роты и командир батальона вместе с другими ребятами погибли на месте. К смерти, конечно, нельзя привыкнуть, но на войне чувство страха - не самое сильное. Со временем, проведенным там, оно и вовсе притупляется. Помню, курим с ребятами в окопе, а над нашими головами пролетает граната - ни один из нас не дернулся, так и продолжали стоять, пока взрыв не послышался.
- После возвращения вам была предложена какая-либо реабилитация? – спрашиваю собеседника. - Психологически, наверное, было сложно?
-Мы просто отслужили и приехали домой. По сути, психологическое состояние являлось личной проблемой, которой было не принято делиться. Самой главной проблемой для многих из нас было отсутствие работы. Я хорошо помню, как в нашу часть приезжало Новгородской областное телевидение во главе с каким-то депутатом. Обещал он тогда «горы золотые» - мол, мы вас не забудем, жильем и работой обеспечим. А вернулись мы никому не нужные. Брат мой с войны привез редкую награду – медаль Суворова, но и это не имело никакого значения.
-А льготы у вас какие-то остались?
-Как ветеран боевых действий я получаю 2 600 рублей. Знаю, что на льготных условиях могу в какое-либо учебное заведение поступить. Кстати, в ближайшее время хочу этим правом воспользоваться.
- Часто вспоминаешь о войне?
- Это не самые худшие воспоминания, - улыбаясь, говорит Юрий, - самое ценное, что дала мне служба в Чечне – это дружба. С боевыми товарищами мы поддерживаем отношения, общаемся и всегда готовы прийти друг другу на помощь. Кстати, когда начались события на Донбассе, меня часто посещали мысли туда поехать, но из родных, не считая брата и его семьи, у меня осталась только бабушка, не хотел её расстраивать.
В настоящий момент Юрий служит по контракту в Солецком гарнизоне (в/ч 75 365).
В рамках программы «Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014 - 2018 годы» ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение санаторно-курортным лечением, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя, первоочередная установка квартирного телефона, оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами их семей, совместно с ними проживающими.
Татьяна ИЛЬИНА
Фото предоставлено Юрием Новиковым