19 декабря, в день Святителя Николая Чудотворца, исполняется сорок дней со дня безвременной кончины Надежды Семёновны СЫСОЕВОЙ, человека с удивительной судьбой, в сердце которого преобладала огромная любовь к Богу.
Под православным венцом
Надежду Семёновну и её супруга Льва Михайловича часто можно было увидеть на богослужениях в Демянской Крестовоздвиженской церкви. Как правило, на службах Надежда Семёновна стояла перед подсвечником у иконы Николая Чудотворца, Лев Михайлович пел в составе церковного хора. На протяжении многих лет супруги Сысоевы наполняли свои сердца светом божественной любви, стараясь донести истину христовой веры и до других людей.
Прожив много лет вместе, однажды супружеская пара решила обвенчаться:
– Мне невольно посчастливилось быть свидетелем их таинства венчания, – рассказывает одна из активных прихожанок Любовь Ключевская. – Это радостное событие произошло 15 февраля 1998 года в праздник Сретения Господня. В тот день в храме собрались в основном только близкие родственники. Венчал супругов Сысоевых отец Пётр Пушкарёв, который и склонил их на необходимость совершения этого таинства. Венчание тронуло до глубины мою душу. Было видно, какой огромной любовью наполнены сердца этих двух любящих людей.
В гармонии и уважении друг к другу супруги прожили вместе чуть больше полувека. Плодом их счастливого союза стала дочь Елена – моя коллега по нашему творческому цеху – человек с благородным сердцем и мудрой душой. Несколько недель назад Елена похоронила свою маму, а сейчас переживает за своего отца, который тяжело болен.
Как важно не скупиться на добрые слова, уважение к самым дорогим тебе людям здесь и сейчас. Надежда Семёновна и Лев Михайлович всегда с нежностью и заботой относились друг к другу, живя с верой и добротой.
С Христовой верой
Свой духовный путь Надежда Семёновна начала с православных занятий в начальных классах Демянской средней школы. Именно ей, педагогу по образованию, одной из первых доверили проводить духовные беседы среди школьников.
За плечами Надежды Семёновны был действительно богатый педагогический опыт. Мне посчастливилось учиться у неё русскому языку и литературе. Хочу отметить, насколько это был спокойный, терпеливый, справедливый, но в тоже время строгий, прекрасно знающий и любящий свою профессию человек. Из её уроков мы узнавали много интересных фактов о жизни, творчестве писателей и поэтов как современности, так и прошлых веков, и даже строгие правила русского языка запоминались как-то легко и надолго. Несколько лет она была у нас классным руководителем.
– Надежда Семёновна внесла огромный вклад в духовное воспитание подрастающего поколения, – рассказывает настоятель Крестовоздвиженской церкви, протоиерей Иоанн Пушкарёв. – Божественную любовь она старалась донести до сердца каждого ребёнка. Причём делала это с неподдельной искренностью. В любую погоду, вместе со своим супругом она шла в Божий храм, осознавая важность общецерковной молитвы, очищая себя и своё сердце от копоти грехов. Души этих образованных, интеллигентных людей были наполнены не только человеческой добротой, но и Божественной мудростью.
Долгие годы супруги Сысоевы являлись постоянными участниками клуба «Собеседник». Надежда Семёновна часто выступала с сообщениями о житии святых, принимала активное участие в подготовке детских пасхальных и рождественских праздников. На протяжении многих лет помогала в подготовке материалов для православного листка «Воздвижение». Вместе со своими земляками участвовала в паломнических поездках по святым местам Новгородской епархии и соседних областей, где демянцы имели возможность своими глазами увидеть святые обители, помолиться, прикоснуться к чудотворным иконам и мощам великих святых.
Под кровом Святителя Николая
Образ Святителя Николая Чудотворца был всегда рядом с Надеждой Семёновной. Как уже было сказано выше, в храме на всех службах она стояла перед его иконой. С именем этого святого у Надежды Семёновны связано немало интересных историй.
Как-то летом, во время работы в огороде, она потеряла серебряное кольцо «Спаси и сохрани». Тогда вместе со Львом Михайловичем они долго искали пропажу, но так ничего и не нашли. Оставалось только молиться. Надежда Семёновна просила помощи у своего любимого покровителя Святителя Николая. И благодатная мольба была услышана. Весной следующего года, когда начались посевные работы, к большому удивлению, пропажу удалось обнаружить на том же самом месте.
А в конце нынешнего лета эта история имела своё продолжение, свидетелем которого стала дочь Елена.
– Я как обычно пришла к родителям на обед, – рассказывает Елена. – Мама же была очень расстроена, так как вновь потеряла своё любимое колечко и просила Николая Угодника о помощи. Кольцо было ей великовато, и надевала она его, когда ходила на службу в церковь. Мы сидели на кухне, разговаривали, причём я сидела лицом к входной двери, перед которой лежал коврик. Он был пуст! Тут на коврик села мамина любимица кошка Филька. Когда она ушла, я заметила, что на коврике что-то валяется. Я поднялась посмотреть и увидела, что это было то самое, дорогое сердцу мамы кольцо! Радости и удивлению не было предела. Мы в очередной раз поразились невиданной силе молитвы и помолились иконе Святителю Николаю Чудотворцу.
Вместо послесловия
В нашей жизни бывают много непонятных ситуаций, на которые нет ответов. Мы всё время куда-то мчимся, спешим, порой раздражаемся по любому поводу, стараясь всё спихнуть на трудную жизнь. Но почему-то не хотим посмотреть со стороны на себя, на миг остановиться и заглянуть в свою душу. Увидеть, что творится внутри нас, что руководит нами. И только когда нам особенно трудно, мы спешим в Божий храм.
В книге о протоиерее Петре Пушкарёве в своих воспоминаниях Надежда Семёновна поделилась сном, который ей приснился ещё при жизни батюшки Петра, в то время, когда он уже болел: «Мне приснилось ясное, голубое небо. Одетый в праздничные священнические одежды, в белой митре, на нас, собравшихся около церкви прихожан, смотрит отец Пётр. Он маленький, так как находится высоко в небе, но узнаваемый, весёлый, как всегда приветливый и радостный. Вот он опускает куда-то руку и бросает на нас пшеницу. Мы ловим зёрнышки, которые долетают до нас. Я кричу:
– Батюшка, а мне-то брось!
А он в ответ:
– У меня много её, всем хватит.
Мы, его прихожане, думаем, что наш батюшка и после смерти продолжает заботиться о нашем духовном состоянии, молится за нас и просит у Господа для нас благодатной помощи свыше...»
Александр ШПИЛЁВ
Фото автора