В начале следующего года избирателей, проживающих на территории Велильского сельского поселения, ждут внеочередные, дополнительные выборы депутатов местного Совета.
Дата волеизъявления — 12 февраля.
Закономерный вопрос: чем вызван форсмажор, учитывая, что всего год назад, в 2015 году, на всей территории района проходили полноценные выборы органов местного самоуправления — от глав поселений до соответствующих советов депутатов? Откуда «растут ноги?»
Думается, причин внеплановой акции — две, одна — явная, другая — скрытая, «заретушированная». Явной, спровоцировавшей проблему, стало изменение в федеральном законодательстве, предписывающее «избранникам народа» отчитываться о полученных за отчётный год доходах — как своих, так и доходах «вторых половинок». Касающееся всех депутатов — и Государственной Думы, и низшего, муниципального уровня.
Узаконенная в отношении депутатов обязанность подавать декларации о доходах представляется неоднозначной — в силу унифицированного характера требования. Одно дело — депутаты Госдумы, только официальные доходы которых (в форме ежемесячного вознаграждения) перевалили за 400 тыс. руб. в месяц, другое — депутаты муниципального уровня, работающие в местных «заксобраниях» на общественных началах. То есть — не извлекающие дохода от участия в законодательной деятельности.
Но коль принята такая норма закона — её надо исполнять. А тем, кто уклоняется от обязательства, «помогают» надзорные органы, выявляющие нарушителей. Не отчитался о доходах — прощайся с мандатом депутата.
Такая коллизия произошла и в Марёвском районе. В ходе проверки, проведённой прокуратурой, установлено, что несколько депутатов Марёвского и Велильского поселений, а также районной Думы не представили декларации о доходах, а двое — и о доходах супругов. В итоге к настоящему времени 4 депутата «освобождены от занимаемой должности». В депутатском корпусе образовалась прореха, которую необходимо латать. С районной Думой проще: освободившуюся вакансию заполняет депутат сельского поселения, следующий в списке кандидатов на замещение по количеству голосов избирателей, поданных за него на выборах. При этом, он не слагает полномочия и в поселенческом совете депутатов. За исключением случаев перехода на работу в исполнительные органы власти.
Сложнее — с поселенческими Советами, малочисленными по составу: только в Марёвском поселении Совет располагает 10 депутатами, тогда как в остальных трёх поселениях их по 7. Отсутствие нескольких депутатов приводит к нарушению кворума, необходимого для принятия решений.
Наиболее сложная ситуация сложилась как раз в Велильском поселении. Два депутата — «отстранены» по вышеназванной причине, один «переквалифицировался» в муниципальные служащие, ещё один — ушёл в мир иной. Оставшихся троих недостаточно для принятия решений, требующих кворума в две трети депутатского корпуса. Например — для утверждения бюджета.
Почему сложилась такая ситуация с подачей деклараций о доходах? И здесь в самый раз вспомнить о второй из упомянутых выше, скрытой причине. Суть которой видится в недальновидности органов исполнительной власти в процессе выдвижения кандидатов на депутатские «кресла».
Похоже, в качестве главных критериев «соответствия занимаемой должности» рассматривались такие, как максимальная лояльность к действиям исполнительной власти (дабы впоследствии не чинили препятствий при утверждении нормативно-правовых актов), членство в «партии власти» и определённая зависимость от администрации — в силу занимаемых должностей по основному месту работы. Традиционно предпочтение отдавалось руководителям организаций и учреждений, функционирующих в районе, и предпринимателям. В процессе подбора кандидатов не была учтена опасность того, что не все из них согласятся афишировать все свои доходы и имущество. Причём, если многие кандидаты на момент выдвижения могли и не располагать информацией об обязании депутатов всех уровней декларировать свои доходы, то администрациям муниципальных образований новая норма законодательства наверняка на тот момент уже была известна.
Возможно, при рассмотрении кандидатур нелишне было обратить внимание на представителей иной социальной группы — вменяемых людей из числа образованных общественников, молодых пенсионеров, желающих работать в представительных органах власти, но при этом не обременённых обязательствами перед властью исполнительной и имеющих прозрачные доходы. Но у таких есть существенный «изъян»: как правило, они «аполитичны», не состоят в партии.
В итоге же получилось, как всегда, дополнительные выборы привели к непрогнозируемым нервотрёпке и нагрузке на организаторов избирательной кампании и, понятно, к незапланированным тратам бюджетных средств. По прикидкам председателя Территориальной избирательной комиссии Марёвского района Натальи Кирилловой, цена вопроса — 120 тысяч рублей. Далеко не лишних в поселенческом бюджете.
Анатолий ВАСИЛЬЕВ