Сегодня «МВ» завершает публикацию творческих работ школьников, представленных на конкурс «История маловишерской милиции в лицах».
Владимир СВЕТЛОВ
– Владимир Николаевич, расскажите немного о себе, своём детстве.
– Я родился и жил в городе Бологое. Это крупный железнодорожный узел, всегда там поезда останавливались. Мама Тамара Петровна – медицинский работник, но потом стала педагогом, была директором Дома пионеров. Папа Николай Андреевич – полковник милиции. 27 лет отслужил в правоохранительных органах. Он участник Великой Отечественной войны, в 1943-м призвали, месяц подготовки – и на «Невский пятачок» отправили. К сожалению, отец умер в прошлом году. Брат – суворовец, полковник Вооружённых сил, до сих пор служит. Можно сказать, семья у нас военная.
Детство у меня было хорошее, много времени мы с друзьями проводили на улице, бегали, играли, катались на велосипедах. Любил очень хоккей, зимой заливали коробку, и пока мама не загонит домой, гоняли шайбу до позднего вечера. Рос я спортивным мальчиком. Получал много грамот и благодарностей за участие с соревнованиях по баскетболу, теннису, фехтованию, шахматам, футболу и волейболу. Учился с удовольствием, легко, способности были. Школу закончил с тремя четвёрками. Очень уважали мы учителя автодела Юрия Ивановича Морозова (был у нас такой предмет). Школу я окончил уже с разрешением на вождение грузового автомобиля, но получил его спустя год: машину можно водить только с 18 лет.
С некоторыми одноклассниками после школы встречались, когда ездил в Бологое к родителям. Многих разбросало по миру, по разным городам, кто-то уехал жить в Англию, другой в Белоруссию, а кого-то уже и в живых нет...
– Служба в милиции – это был осознанный выбор или всё произошло внезапно?
– Я не знаю почему, но в 8-м классе мне очень хотелось быть военным хирургом. Отец и мать никогда не уговаривали меня идти по их стопам, не было никакого давления. Брат поступил в суворовское училище, я поначалу тоже решил туда, сдал все экзамены, но не попал из-за банальных аденоидов. Подумывал о профессии юриста, потом учился в ЛИИЖТе. В институте парень, с которым я подружился, предложил быть внештатным сотрудником милиции. Так я и начал знакомиться с этой профессией. А это Ленинград, ловили самогонщиков, загоняли домой тех подростков, кто гулял после 9-10 вечера, не было у нас ни званий, ни оружия, работали, так скажем, помощниками участковых и было очень интересно. Тогда и сказал отцу, что хочу идти в милицию. Он спросил, хорошо ли я подумал: эта ведь служба не сахар.
Но после института нужно было отработать три года обязательно, и в 1988-м я вернулся в Бологое, а потом переехал в Малую Вишеру. Начинал работать в колёсном цехе у четвёртой платформы инженером-технологом, потом стал мастером колёсного цеха. Помню, в газете «Новгородская правда» была публикация, где меня хвалили за активизацию работы оперативного комсомольского отряда всего железнодорожного узла, который помогал транспортной милиции. Примерно год был заместителем директора ПТУ. В общем, до 1994 года я не работал в милиции, хотя меня очень тянуло. Решил снова попробовать, прошёл комиссию, стажировку, начал службу, которую закончил старшим следователем.
Работа у меня была кабинетная, рутинная – очные ставки, бумаги, допросы и т. д., мало чего интересного. Время такое, когда из вагонов тащили всё: памперсы, консервы, железо и пр., за год возбуждалось примерно полторы тысячи дел.
Запомнился один случай: заходит мальчишка лет 15-ти и говорит, что его ограбили, куртку украли, а там вещи ценные. Грабители скрылись в электричке, парень их догнать не успел. Электричек на ту пору штук по восемь ходило в сторону Питера и обратно. Пацан всё мне описал: возраст, как выглядели, что в куртке было. Я сразу позвонил в Чудово, попросил ребят постоять на минутку дольше, тогда это ещё было возможно, попросил прочесать вагоны и попытаться найти этих воров. Молодцы коллеги, сработали чётко, задержали их.
– Чем вы сейчас занимаетесь – где работаете, как отдыхаете?
– Работаю на железной дороге, на тяговой подстанции – питаем контактную сеть, чтобы ходили поезда. Свободного времени, как правило, мало. Я заядлый грибник и ягодник, люблю лес, там лучший отдых. Жена Светлана экипирует бельё в поездах, работает проводницей. Живём дружно, она всегда меня понимает – как говорится, живём душа в душу.
Яна ИВАНОВА
школа № 4
Виктор КУЗНЕЦОВ
За плечами Виктора Александровича Кузнецова большой срок службы – 25 лет. Началась она в армии в 1968 году в составе пограничных войск в Эстонии. После армии вернулся в Малую Вишеру и пошёл в ночную милицию, которая тогда только появилась, где проработал 6 лет. Обязанности заключались в патрулировании местности, охране госучреждений, наблюдении за порядком в общественных местах. Всего в составе было четыре человека. Виктор Александрович дежурил со своим напарником Борисом Николаевичем Федотовым. Спустя время двое ушли, а оставшихся перевели в состав вневедомственной охраны от Чудова. Водителем Кузнецов проработал 15 лет. За это время сменилось много начальников. Из своих коллег он добром вспоминает Николая Васильевича Алексеева, который тоже работал с ним шофёром, участкового Павла Андреевича Смирнова.
Во время службы часто приходилось ездить на вызовы, бывало и одному: некого было послать. Выезжал и на бытовые происшествия, семейные скандалы. Среди прочих выделил один эпизод – вызов на Лесную, куда он отправился вместе с помощником дежурного. Это был типичный семейный скандал, но прямо с порога их встретил такой буйный пьяница, задержать которого им с напарницей было совсем непросто: оказывая сопротивление, тот разбрасывал вокруг всё, что попадалось на пути, даже шкаф своротил.
Чего только ни случалось за время службы. Уйдя на пенсию по выслуге лет, Кузнецов устроился на железную дорогу станционным рабочим. Его уважали, ему доверяли. Нужно было – безотказно и двери починит, и лампы заменит, и корреспонденцию повезёт, и за зарплатой в Бологое съездит. В период этой своей работы они с женой застали страшный пожар на вокзале, который разыгрался за считанные минуты. А в первые дни их работы на дороге произошёл несчастный случай – упала одна из колонн на вокзале. Немало происшествий на памяти у Виктора Александровича и плохих, и хороших.
За весь период своей службы получил он множество подарков, знаков, медалей.
Ангелина КАСЦОВА
школа № 2
Елена ВАСИЛЬЕВА
Елена Михайловна Васильева начала работать сразу после школы в паспортном столе по вольному найму. До 1980 года работала инспектором по учёту, в том же году поступила в юридический техникум, по распределению была отправлена на три года юрисконсультом в Боровичское райпо. Но мысль вернуться в милицию не оставляла её. Начала службу рядовым сотрудником. Потом отучилась в школе милиции и приняла предложение на должность начальника паспортного стола в Шимске. На тот момент она уже была младшим лейтенантом. В 1988 году после рождения старшей дочери семья переехала в Малую Вишеру, где прошло всё детство Елены Михайловны. Сменила место жительства с условием, что сразу выйдет на работу.
Сначала работала начальником кабинета профилактики, затем – участковым, позже – старшим инспектором паспортно-визовой службы. Когда ушла на пенсию её начальник Галина Михайловна Смирнова, сменила её на этом посту. Так Васильева «доросла» до майора, и в этом звании в 2005 году завершила службу.
У паспортно-визовой службы функций было много: выдача паспортов, регистрация и снятие с регистрации, оформление гражданства, вида на жительство, загранпаспортов, ещё они разыскивали неплательщиков алиментов, госдолжников. В общем, сто и одну обязанность приходилось выполнять.
Вспоминая времена, когда она 17-летней девушкой работала в отделе, рассказала, что начальником тогда был очень строгий и серьёзный человек – Анатолий Гвоздь. Идут однажды молодые сотрудницы с обеда, начали в снежки играть, веселиться. Он увидел, вызвал всех и говорит: «Девушки, я всё понимаю, но вы не забывайте, где вы работаете!». Запомнился эпизод. Как и другой, когда в кабинете профилактики была. Для оформления одного мужчины в лечебно-трудовой профилакторий, пришлось ехать с ним в Чудово, на комиссию. По дороге отпросился он в тамбур покурить. А на остановке вдруг взял и выпрыгнул! За ним она, конечно, не успела, двери закрылись, но потом всё равно его нашла. Сама же до следующей остановки тогда доехала и ждала обратной электрички неизвестно сколько.
На чём только ни приходилось до деревень добираться в ту пору. Зимой на санях, тихо ли, пурга ли; часто по несколько километров пешком; на лодках по рекам. Елена Михайловна говорит, что у неё весь Маловишерский район был исследован, поскольку шла плановая паспортизация, меняли советские паспорта на российские.
С гордостью говорила о девушках, которые начинали работать в паспортно-визовой службе, она сама их нашла и привела в отдел. Теперь Юлия Лукина, Анна Мошникова, Лена Богачук уже майоры, служат. Юлия занимается работой с кадрами, Лена стала старшим дознавателем. А сама Елена Михайловна обязана первой своей начальнице – Антонине Георгиевне Серковой. Долгое время, вплоть до её кончины, поддерживала с ней отношения, всегда перезванивались. Всему Антонина Георгиевна её научила, только благодаря ей Васильева многого добилась. А ведь поначалу даже пыталась уйти, но именно Серкова её возвратила, сказав, что здесь её место. Как за такое не быть благодарной.
Никто из семьи Елены Михайловны, как выяснилось, в правоохранительных органах не работал, родители – простые рабочие. Но вот её старшая дочь после окончания школы уже больше десяти лет работает кинологом в женской колонии в Саблине.
Валерия РОГАЛЬСКАЯ
школа № 2