Жители Чавниц всей душой переживают за судьбу родной деревни
Для нас стало доброй традицией бывать в отдаленных местах Новгородского района, встречаться с интересными людьми и рассказывать о них на страницах газеты. На этот раз редакционная машина держала курс на деревню Чавницы.
Сразу за Бронницкой горой мы повернули направо к озеру, и, проехав восемь километров по расчищенной от снега дороге, оказались в удивительном, чарующем красотой и ухоженностью, живописном местечке, настоящей русской деревне. Там мне посчастливилось познакомиться с замечательными людьми. Они не просто поведали о своей жизни и о судьбе родного края, но и организовали настоящую экскурсию по Чавницам.
Незадолго до поездки я вычитала некоторые исторические сведения. Так, первое упоминание о деревне встречается в Писцовой книге около 1495 года. Тогда сельцо Чавницы вместе с небольшими деревушками в два-шесть дворов входило в Наволоцкий погост. В деревне было два яблоневых сада, а крестьяне занимались земледелием, огородничеством и рыбной ловлей. Равно как и сейчас, только садов не осталось, а домов теперь насчитывается под сотню. Главную улицу местные назвали «центральной», на берегу – «речная» и так называемые «задворки», где строятся дачники.
Где родился, там и пригодился
Моим главным гидом и собеседником любезно согласился стать коренной житель деревни Алексей Снетков. Вылетев из родительского гнезда в город, он через несколько лет вернулся обратно, и сейчас другой жизни не представляет.
– Восемь лет я отучился в Наволоке – красивейшая школа у нас была, с огромным садом, великолепным цветником. В 1970 году пошел в первый класс. До Наволока нам полтора километра нужно было шагать каждый день. Когда на велосипедах, а зимой на дровнях с рыбаками добирались. Автобусы если и ходили, мы на них редко ездили. Идешь себе, морковочку с полей грызешь.
Осенью много времени проводили в полях, во время уборочной учились всего по два урока. Да и летом – кто-то в пионерских лагерях и городах мороженое ел, а мы с родителями на сенокосах и в огородах. Но если бы огурцы не растили, то и жить было бы не на что. В колхозе был большой тепличный комплекс, – с особым чувством Алексей Алексеевич вспомнил детство.
Со временем не стало огуречных плантаций в 12 теплиц, картофельных полей и табуна лошадей в 120 голов, о которых рассказал мой собеседник. Когда-то здесь был славный колхоз-миллионер «Мстинский рыбак».
Сам же Алексей Снетков рыбалкой грезит с детства. Говорит, под школьным забором всегда лежал бродец, после уроков – бегом на рыбалку. Красота! В шестом классе бабушка показала, как вязать сети, а дед обучил мережному лову.
– Когда первый раз сеточку зимой поставил, руки сильно задубели. Домой заскочил и скорей к печке. Дед кричит: «Что делаешь, паразит, руки ведь портишь, ну-ка иди в холодную воду опусти!». Так и по сей день спасаются рыбаки – придут на озеро, руки в ледяной воде подержат, разотрут, рукавички наденут и работают весь день.
Бывал у них и неожиданный улов. Года три назад поймали в озере интересную рыбину на 14 кило. Долго не могли разобрать, пока в Интернет не заглянули. Оказалось – толстолобик. Однажды стерлядку поймали. Но невод у рыбаков береговой, поэтому ценных пород они ловят немного. В основном мелочь, которую девать до поры до времени было некуда, пока не открыли свои торговые точки.
Больше двадцати лет Алексей Снетков вместе с шурином Сергеем Александровым занимается рыбацким промыслом. Рыбная база, куда мы съездили в первую очередь, раскинулась прямо на берегу. Здесь рыбу хранят, вялят, коптят и отгружают. Но зима – не сезон для ловли. Одинокие лодки припорошило снегом, вокруг тишина. И только сторожевой пес Перс встречает хозяина, приветливо виляя хвостом.
В память о предках
Тишина наблюдается и в самой деревне. Молодежи совсем нет, из трудоспособного населения остались, наверное, мой экскурсовод да его шурин. Большая часть вчерашних деревенских живет и работает в городе, именуясь дачниками. Чавницкие же старожилы, в основном, перешагнули черту пенсионного возраста. Пусть местных осталось немного, соседствуют они дружно, за свою деревню переживают всей душой, благоустраивают как могут. И что особенно важно – хранят и чтят память о предках.
В центре Чавниц, возле остановки, установлены Поклонный крест и Памятная доска. Говорят, в старину неподалеку от этого места была часовня. Крест из елового бруса Алексей Снетков сотворил в своем гараже. Надпись «Спаси и сохрани» помог вырезать знакомый мастер-золотые руки. До действующей церкви идти километр – не каждому старику под силу. А здесь, у креста, можно спокойно помолиться или попросить благословения.
Плита в память о погибших в Великую Отечественную войну с поименным списком установлена по соседству этой весной. Средства собирали всей деревней, торопились, потому что хотели закончить работы к 9 Мая. Заказать памятник с полусотней имен – дело дорогое и хлопотное, но убежденный в том, что важны не деньги, а память, Алексей Алексеевич с помощниками довел дело до конца и успел-таки ко Дню Победы. Территория вокруг креста и Памятной доски аккуратно выложена плиткой. Зимой мемориальный комплекс украшают яркие искусственные букеты, а летом, благодаря заботам неравнодушных хозяек, расцветают живые цветы.
Не меньше гордятся местные жители и старинными избами, сохранившимися в первозданном виде. Два дома 1899 года постройки поразили своим величием. Архитектурные отзвуки далекого прошлого на высоких подклетах стоят уже больше ста лет и по сей день остаются жилыми. Настоящие русские избы смотрятся очень гармонично и во многом превосходят современные «блок-хаусы» и «металлочерепицы».
Бабушкам на чай
Следующую остановку мы сделали возле маленького деревянного магазинчика ПО «Новгородское» в начале деревни – это единственная торговая точка на сто домов. Внутри тесновато, но тепло и уютно, потому что топится печка и каждого покупателя с улыбкой встречает продавец Людмила Аркадьевна Ругинова. Зимой желающих закупиться маловато, вот летом – другое дело. Мы застали одну покупательницу, как раз из бывших городских. Многие теперь возвращаются ухаживать за старенькими родителями, да так и остаются в милом сердцу уголке.
На прилавке у продавца стоит голубая копилочка с новогодней символикой. Каждый посетитель может бросить туда монетку.
– Это бабушкам на чай, – поведала Людмила Аркадьевна. – В Новый год я приглашаю их в магазин и устраиваю чаепитие. Раньше и клуб был, и гармонь на каждом углу звучала, а теперь и пойти-то у нас некуда. Летом на скамеечке посидим, а зимой долго не насидишься...
Согласитесь, очень трогательно и душевно. Местные жители уважительно относятся к своей продавщице, и она старается для них. Кому из бабушек совсем тяжело идти, подбросит на своей машине, не трудно же.
Чтобы деревня жила
Возвращаясь из магазина, мы зашли в гости к местной активистке Надежде Алексеевне Мажоровой. В девичестве она, кстати, носила характерную для рыбной местности фамилию – Карпова. Дом ее стоит аккурат напротив Поклонного креста и плиты. Вместе с супругом Валентином Михайловичем она следит за Памятным знаком, убирает снег. Старается организовать народ, сплотить что ли.
Каждый день деревенские обязательно выходят на вечернюю прогулку, такое здесь развлечение. А ко Дню пожилого человека Бронницкая администрация организовала праздник, которым жители Чавниц остались особенно довольны. Отдельную благодарность Надежда Алексеевна просила выразить главе поселения Светлане Васильевой и Бронницкому дому культуры. Душевный концерт, угощения и развлечения собрали за праздничным столом всю деревню, бабушки веселились, пели и плясали дотемна.
– Где родился, там и пригодился, – вспоминает русскую пословицу Надежда Алексеевна. – Я отсюда в 1963 году уезжала, думала, в городе всю жизнь проживу, а видите, как вышло, вернулась в родительский дом.
Заботясь о благоустройстве родной деревни, Надежда Алексеевна переживает за молодежь:
– Летом в Чавницы приезжает очень много ребятишек. Беда в том, что им некуда деться, сидят на обочине, слоняются по дороге. Вот бы построить им беседку, пусть там сидят со своими смартфонами, раз уж не могут без них обойтись.
Деревня жива, и она будет жить. Нужно лишь правильно воспитать в подрастающем поколении любовь к ней, уверена Надежда Мажорова. Ведь место, где стоят Чавницы, – уникальное, это свой заповедный уголок Новгородской земли. Не зря прадеды заложили деревню именно в этом тихом закутке Ильменя.
Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора