Вторник, 29 октября 2024

Редакция

Настоящий полковник

Найти общий язык с моим собеседником – полковником Ивановым оказалось очень легко: мы учились в одной школе у одних педагогов, да и Мошенское не так уж велико – общих знакомых найдётся множество. К тому же разговор получился интересным, ведь служба офицера проходила, в том числе, и в «горячих точках»

Так назначено судьбой

Мама мечтала видеть сына музыкантом, тем более, что задатки к этому у парнишки были. В музыкальной школе освоил он баян, и преподаватель советовал продолжить образование, готовил своего бывшего ученика к экзаменам.

Кольку же тянуло к машинам. Он мог часами смотреть на них, а когда попал на практику по вождению в «Сельхозтехнику», брался за любое поручение, только бы быть поближе к автомобилям. Если же удавалось поехать с кем-то в рейс, счастью подростка не было предела.

А старшая сестра видела своего брата военным. Да и некоторые друзья собрались поступать в топографическое училище. Вот, как говорится, за компанию с ними и он сдал туда документы, рассудив, что к любимой технике всегда успеет вернуться: вряд ли сдаст экзамены. Но вышло так, что кое-кто из ребят не поступил, а он был зачислен на первый курс. Так определилась вся дальнейшая судьба.

Как молоды все были

Невесту искать далеко Николаю не пришлось. Людмила училась с ним в одном классе, так что знакомы они были с детства. На втором курсе училища молодые люди поженились, а к первому месту службы мужа, в город Ломоносов, в полевой топогеодезический отряд, приехали уже с маленьким сынишкой. Там прослужил офицер восемь лет, успел и за границей выполнить интернациональный долг.

Когда предложили Николаю Николаевичу учебу в академии, он прежде всего посоветовался с женой – ведь и ей придётся бросать обжитое жильё, хорошую работу. А что ждёт в Москве – неизвестно. Ответ супруги был краток: надо, значит, надо. Второй сынишка родился уже в столице, где папа постигал военные премудрости.

Осколки на память

Мне никогда не приходилось слышать, как рвутся снаряды. Да и слава Богу... Николай Николаевич протянул мне два зазубренных увесистых кусочка стали. И сразу, как в кино, представилась дрожащая земля и воющее раскалённое железо, несущее смерть. Ему же всё это увиделось воочию.

После академии получил он направление в Закавказье старшим офицером части, вырос там до начальника штаба, а затем командира топогеодезического отряда и начальника приграничного Казахского гарнизона, стоящего на границе Грузии и Армении.

Здесь-то и пришлось хлебнуть лиха. Нерушимый и могучий союз распадался, начался Карабахский конфликт, в котором наши военные выступали как миротворцы, не давая воюющим сторонам развязать большую войну. Подчинённые Иванова одними из первых въехали тогда в разрушенный землетрясением Спитак, чтобы помочь оставшимся в живых людям. Там на три дня исчез целый расчёт солдат. Связи нет, что с ним случилось – не узнать. Только после возвращения выяснилось, что пришлось военным помогать населению. Ездили потом и на восстановление города.

Подземные толчки ощущались и там, где служил офицер. Людмила Евгеньевна вспомнила, как загудела тогда земля, заходила ходуном мебель, а стоящие рядом пятиэтажки закачались, словно от ураганного ветра. Она выскочила на улицу босая с сынишкой на руках. Стоять на ногах было невозможно. Муж тогда находился на службе и тоже еле выбрался из здания.

Около четырёх лет жили военные, как на пороховой бочке, между двух враждующих сторон. С оружием не расставались ни днём, ни ночью, даже комендантский час в городе ввели. Тогда-то и попали в руки Николая Николаевича эти осколки: один влетел в окно кабинета, второй подобрал он на улице.

Затронули офицера и события в Баку и Тбилиси. Один из случаев навсегда остался в его памяти. Противоборствующие стороны выкопали на границе огромный ров, усиленный минными полями. Связь между ними была прервана. Из Москвы пришёл приказ непосредственно из высших эшелонов власти восстановить её, чтобы вести мирные переговоры. Через минные поля с белым флагом пошёл сам офицер. Своего водителя он предупредил, что если через определённое время не вернётся, значит, тот должен уехать.

Жена, конечно, ничего не знала. Что испытала она, когда на пороге дома появилась целая делегация сослуживцев, ведомо только ей. Те же, пытаясь её успокоить, что-то твердили. К счастью, вернулся глава семейства живым и здоровым.

Рассказывая об этом, подчеркнул офицер: когда требовались добровольцы для выполнения опасного задания, никто из его подчинённых не увильнул, не струсил. Даже солдаты, которых считали разгильдяями, с честью выполняли воинский долг в то время, когда на глазах рушилось целое государство.

Приходилось солдатам и колонны с беженцами сопровождать, и газопровод охранять. Младшего сынишку вывозили из Закавказья на транспортном самолёте.

Жила их семья в небольшом отдельном домике с чудесным садом. В командирскую квартиру переезжать не захотели. И вот однажды, незадолго до отъезда, явился в дом бандит, обвешанный оружием, осмотрелся и заявил, что когда военные отсюда уберутся, он обоснуется в этом месте. Так что возвращения домой в Россию все ждали с нетерпением и не понимали, как могут враждовать когда-то братские народы.

За успешное руководство подчинёнными в условиях военного конфликта на Северном Кавказе Иванову досрочно присвоили воинское звание полковник и наградили медалью «За боевые заслуги».

На новое место службы

В Москве предложили обстрелянному офицеру продолжить службу в группе советских войск в Германии, но наши части уже оттуда выводили, и он отказался. Пришлось уйти в бессрочный отпуск. Тогда и приехали супруги на родину, жить стали в Слоптове, в доме, где прошло детство жены.

А вскоре направили Николая Николаевича в Звенигород командиром учебного топогеодезического отряда. Тот новогодний праздник встречала семья на новом месте. Два года ютились в гостинице, но вместе все трудности по плечу. Затем назначили полковника начальником топографической службы Московского военного округа, в который входило 18 областей и столица. В его подчинении было 13 воинских частей, так что виделись супруги нечасто.

Домой, в деревню

После увольнения из армии трудился бывший военный в Мосэнерго, в картографическом отделе Минтранса России, в ОАО «Российские железные дороги». А когда ушёл наконец-то на отдых, жена сказала: «Откуда взял, туда и верни». Вот и приехали домой.

Для любого офицера семья должна быть надёжным тылом. Вот и Людмила Евгеньевна стала им. Она закончила после школы Ленинградский финансовый техникум, а уже потом заочно получила высшее юридическое образование.

Старший сын Вячеслав пошёл по стопам отца, закончил то же училище и стал военным. После увольнения из армии занимается бизнесом. Максим после Московского Суворовского училища поступил в военный университет, сейчас он судья Московского гарнизонного военного суда.

Старший внук Ивановых тоже избрал для себя нелёгкий путь офицера. Он на четвёртом курсе Академии материально-технического обеспечения имени Хрулёва, на факультете специального строительства. Подрастают у ветеранов и ещё два внука и внучка. Они пока невелики, но кто знает, может, и выберут мальчишки службу Отечеству. Им есть кем гордиться и с кого брать пример: их дед отдал службе Родине три с лишним десятилетия. Распоряжением правительства РФ ему присвоено звание «Почётный геодезист» и классный чин «Государственный советник 3 класса».

30 января заслуженному пенсионеру Министерства обороны РФ Николаю Николаевичу Иванову исполняется 65 лет. С этой датой его поздравят родные и друзья. Присоединяется к поздравлениям районный совет ветеранов военной службы: коллеги-офицеры желают Николаю Николаевичу на многие-многие годы жизненной активности, благополучия и семейного счастья.

Ирина СОКОЛОВА
Фото из семейного архива Ивановых

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА