Вторник, 29 октября 2024

Редакция

Кто ищет, тот находит

Руководитель КФХ Денис Павлюк планирует воспроизводить полный цикл выращивания картофеля на безвирусной основе

Денис Петрович, надо сразу сказать, получил прекрасное образование. Окончил факультет прикладной математики и информатики НовГУ, Академию народного хозяйства, проходил стажировку в Лондоне. С таким интеллектуальным багажом мог бы сделать блестящую карьеру на государственной службе. Но он предпочел этой перспективе труд на земле. Говорит, что не по духу ему образ жизни чиновника. Мы пригласили Дениса в редакцию с тем, чтобы узнать и рассказать вам, уважаемые читатели, о нем самом, проблемах и успехах картофелеводов Новгородского района и о перспективах развития этой аграрной отрасли.

Дело семейное

Как сообщил наш собеседник, первое фермерское хозяйство в 90-х годах организовал его отец вместе с дедом в Старорусском районе. Так что о крестьянском труде Денис знает не понаслышке. Еще в детстве его и двоюродных братьев посадили на трактора, и они работали, помогая родителям. Потом, когда отец ушел из совхоза «Ташкентский», где был зоотехником, и организовал свое хозяйство, Денис и братья стали помогать ему развивать семейный бизнес.

– Кстати, мы так до сих пор и держимся все вместе, – рассказывает Денис Петрович. – Братья из Старой Руссы с семьями переехали сюда. Наше хозяйство начиналось с одного трактора и небольшого участка земли в десять гектаров, а сейчас – 250 га земли. И это владения нескольких хозяйств, объединенных в некий холдинг, где трудится порядка 50 человек. Хозяйство росло постепенно. Теперь сажаем овощи в Ермолине, Борках, Сутоках. И постоянно готовы расширяться. Администрация Новгородского района идет нам навстречу, выделяя земельные участки. Мы всей большой семьей этими землями распоряжаемся.

– Почему решили выращивать именно картофель, морковь, капусту, это связано с тем, что вы выросли в Лесной, в фермерском крае?
– Мы начинали со свиноводства. Отец ведь по профессии зоотехник. Они с мамой взяли ферму в аренду и разводили свиноматок, откармливали, а овощами занимались второстепенно. Но в то время получилось так, что они нас сами стали «подъедать». Пришлось сокращать поголовье, а потом и совсем свести на нет. Вплотную занялись овощеводством. Сейчас у нас есть небольшая ферма, которую построили для себя: несколько десятков овец, птицы сто голов, свиньи. Этим отец занимается, вносит туда свой зоотехнический опыт. Мы считаем, что та кормовая база, которая у нас есть, большой объем «валовки», вполне позволяет увеличивать ферму. Баранов, например, развести – почему бы и нет?

– Когда задумались о том, что нужно самим заниматься семеноводством, Денис Петрович? Не хватало семян или они были плохого качества?
– То и другое. По сути, это была инициатива отца. Зная по опыту, что хороших семян не найти, он подал идею самим заняться семеноводством, и мы стали этот проект развивать. Сегодня, правда, купить хорошие семена несложно, но они стоят дорого, причем будут, скорее всего, произведены по лицензии иностранными фирмами или импортированы. Но пугает даже не цена, а генетика сортов. На второй и особенно на третий год урожайность почти наполовину снижается. Расчет на то, чтобы за посадочным материалом заказчики обращались постоянно. И нет никакой гарантии, что это действительно хорошие семена, потому что система сертификации у нас – добровольная. Невооруженным взглядом не все увидишь. У нас есть предпочтения – сорт «аврора», который мы и хотим довести до ума, очистить его от бактерий и размножать.

Окно в Европу

Несколько лет назад КФХ Дениса Павлюка наладило сотрудничество с голландцами.

– Они нас сами нашли четыре года назад, – рассказал собеседник. – Интересовались материальной базой, землями, где можно развернуться, занимаясь семеноводством. То, что увидели в нашем хозяйстве, их устроило. Им нужно продавать семена. Спрос на этот товар – высокий. В Центральной, Южной России практически нет семян картошки. А имея их, товарный картофель может производить любой регион. Наши климатические условия идеальны для семеноводства, поэтому мы конкурентно выигрываем перед остальными. Благодаря специалистам из Голландии мы свои знания подтянули, сконцентрировали очень значительно, ведь в семеноводстве были малосведущи. Голландцы дали нам технологии, стандарты, а мы им – материальную базу.

– Денис Петрович, ваша фамилия на слуху. Мы даже когда приезжаем в командировки в поселения, спрашиваем у читателей, что им интересно, почти всегда слышим: «Про фермеров узнавать, Пиреева, Павлюка, Липатова...». Вы участвуете в семинарах, круглых столах, совещаниях даже на федеральном уровне, рассказываете там о своем опыте. С нами поделитесь, что выносите из этих встреч?
– Информацию, самое главное. Важно, чтобы была реакция от прямого контакта с нашими руководителями, как, например, на недавнем областном съезде фермеров. Присутствовала там и председатель областной Думы Елена Писарева, и губернатор был. Сергей Герасимович давал слово каждому, кто хотел выступить. Это было общение без всяких фильтров, полезное и важное.

– На этом съезде вы говорили о себестоимости продукции, взаимодействии с сетевыми магазинами. Есть проблемы?
– Основной посыл моего выступления был в том, что за десять лет стоимость картошки не изменилась. Развиваться фермерам довольно тяжело из-за того, что цены на овощи очень низкие. И если государство ставит нам планы производить больше картофеля, то логично говорить о том, что и помощь производителям овощной продукции должна увеличиться. Что касается сетей, то у меня лично проблем нет. Заключены контракты со многими федеральными сетевыми магазинами. И мы уже подстроились под их жесткие требования. Но беспокоит финансовая сторона вопроса. Сетям нужен серьезный поставщик, который является плательщиком НДС, дает объем, у которого есть финансовый оборот. И это не фермер. Как минимум, сельскохозяйственный потребительский кооператив. Мы – 11 фермеров, объединились в кооператив «Новгородский аграрий», но когда перешли на новую систему налогообложения, поняли, что, заплатив все налоги государству, фермеру отдаем меньше, чем он мог бы заработать самостоятельно. Следовательно, фермеру не выгодно вступать в кооператив. При этом существует льгота для больших, крупных предприятий – ноль процентов по налогу на прибыль. То есть, если крупное предприятие работает с оборота, то не платит этот налог, а фермер в большой финансовой системе платит и НДФЛ 13 процентов. Я предлагаю рассмотреть возможность льготы по НДФЛ для фермеров.

Вот еще пример. Фермеру при общей системе налогообложения приходится платить налог даже с приобретенных основных средств. К примеру, взяв кредит на трактор стоимостью 1500000 рублей, после его приобретения необходимо будет заплатить государству налогов 175500 рублей. Ситуация абсурдная, доходов в налоговом периоде нет, а налоги есть. Проблема и в том, что фермер должен вести учет, как большое предприятие. Нам самим придется думать, как перевести все свои хозяйства в другие формы собственности.

– На прокурорском приёме в администрации Новгородского района вы говорили о сложностях с передвижением сельхозтехники по федеральным трассам...
– По сути, сельскохозяйственная техника подпадает под те же требования, что и обычные автотранспортные средства. Но на деле трактор, к которому прицеплены, скажем, культиватор или сеялка, не вписывается в параметры 2,5–2,6 метра. По идее, каждый раз, чтобы проехать какие-нибудь полтора-два километра до поля, надо брать разрешение у дорожников или вызывать кран, чтобы транспортировать сельхозтехнику. Ну кому мешает трактор, если в светлое время суток со скоростью 30 км в час он едет по обочине дороги. Этот вопрос мы попросили поставить в правительстве через уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ бизнес-омбудсмена Юрия Владимировича Михайлова.

– Участвуете ли вы в областных программах по поддержке аграрного сектора?
– Да, и они являются для нас хорошим подспорьем, особенно те, которые способствуют развитию семеноводства. Предусмотрена субсидия на производство элитных семян картофеля, мини-клубни...

От меристем до поля

На совещании, которое в январе проводил министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев, подчеркивалось, что пока еще высока зависимость от зарубежной селекции. Доля импортных семян картофеля достигает 80 процентов.

– Денис Петрович, вы занялись производством мини-клубней по технологии меристем, которая позволит получить оздоровленный посадочный материал – супер-суперэлиту картофеля, чистую от вирусных, грибковых и бактериальных инфекций. Что это за система?
– Устойчивость закладывается генетически и зависит от сорта. Меристема позволяет очистить семена. Схема, если вкратце говорить, такая. Исходный материал в пробирках поступает из Москвы в лабораторию Россельхознадзора. Специалисты его черенкуют. В мае эти пробирки приносят нам, а мы высаживаем листочки, пустившие корни, в горшки и помещаем в теплицу. Там выращиваются мини-клубни, которые сажаем в поле. Через год получим первое полевое поколение, потом супер-суперэлиту, суперэлиту и наконец элиту. Весь процесс производства генетически чистого, устойчивого к вирусам картофеля занимает шесть лет, причем при соблюдении строжайших правил выращивания. Наилучший вариант – участок заброшенной земли где-нибудь в лесу, вдалеке от других картофельных полей.

– Два года назад, кроме картофеля, вы делали ставку на морковь. Эта тенденция продолжается?
– Мы выращиваем разные овощи, морковь в том числе, но это не приоритет, потому что она сейчас очень дешевая. Наша задача опережать спрос и предлагать потребителю то, что ему придется по вкусу. Например, будем развивать сорта картофеля «аврора», «бафана». Планируем выращивать деликатесные овощи – разные виды капусты: «краснокочанную», «романеску», «шпиц-капусту». И все же основная цель – создать собственную лабораторию, освоить полный цикл производства картофеля от меристемы до полевого поколения, обеспечивать собственными элитными семенами фермеров нашего региона.
Остается только позавидовать профессиональным амбициям наших аграриев, умению находить новые пути развития картофелеводства и двигаться вперед. Как говорится, кто ищет, тот находит. Успехов вам, Денис Петрович, и вашим коллегам!

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА