Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Деревенский алфавит: Буреги

К своему стыду, до сих пор о том, что есть в нашем районе деревня под таким названием, я не знала. Как, впрочем, и мои коллеги. Определяя маршрут, мы сделали попытку найти
населённый пункт на карте, но безуспешно. «Что ж это за деревушка, которой даже на карте нет?» – задались вопросом мы и отправились в путь.

Мы есть, но нас нет

Это мнение о своей деревне немногочисленных местных жителей, которые ещё остались в ней. Всего же по документам местной администрации там проживает 2 человека, на самом деле на зиму остаётся четыре-пять. Остальные – дачники из Новгорода и Санкт-Петербурга, многие из которых приезжают в родительские дома. Но они бывают наездами, больше, конечно, летом. Когда можно искупаться в Волхове, половить рыбу, сходить в лес за ягодами и грибами и просто подышать чистым воздухом, отдохнуть от суеты большого города среди зелени и тишины. В остальное время здесь тихо, пустынно и немного грустно.

Деревня Буреги, как рассказал нам местный житель Борис Васильевич Каллистратов, существовала ещё до войны. А рядом, чуть дальше по дороге на Высокое, были Новые Буреги. Там наш собеседник и родился. Деревушка и тогда была совсем небольшая. А в конце войны, когда вернулась семья Бориса из эвакуации в 1944 году, здесь осталось, по его словам, чистое поле: почти все дома сожгли немцы, сохранилось их совсем немного по всей округе. Хотела семья на прежнем месте строиться, в Новых Бурегах, но было дано тогдашней властью указание селиться здесь. И начала деревушка свою новую историю.

– После войны было здесь 11 домов плюс к ним два крайних в Селищах – это один колхоз. Овец – 600 голов, лошади, коровы. На полях рожь росла, лён. Помидоры, огурцы, морковку, капусту, картошку выращивали. Баржами отправляли в большие города. Работы всем хватало, и трудились на совесть. После войны голодали, накормить всех надо. А земля хорошо родила – только не ленись. Сейчас уже не так. Под огороды тогда каждому по 50 соток давали. И обрабатывали ведь в основном вручную. Так картошки столько росло, что нанимали машину на двоих-троих и возили продавать в Питер, хоть какие-то деньги выручали за неё.

Вдоль центральной улицы прохо-дил «бульвар», росли акации и сирень. По нему ходили почти до Селищ – сухо и удобно. А дорога до самой деревни Высокое была вымощена камнем. Сами камень добывали и вручную мостили – об этом рассказывал Борису Васильевичу отец. В войну она, конечно, пострадала от бомбёжек, но не сильно, сделана на совесть.

Жили люди в деревне дружно. Друг от друга не таились – все на виду. Хоть и в трудное время росли, но дети есть дети. Весёлой ватагой ребятишки бегали по деревенской улице и окрестностям, успевали и пошалить, и поиграть. Особо любили «Кружки» и «Лапту». Во время прогулки по деревне показал мне Борис Васильевич высокую раскидистую берёзу – любимое место
детских своих игр.

– Только вот деревце тогда совсем молоденькое было, – вздохнув, с грустью сказал мой собеседник.

Случалось ребятишкам и проказничать – не без этого, но не особо. Отцы всех в строгости держали – не забалуешь.

Вспомнил Борис Васильевич, как в летнюю страду помогали трактористке тёте Пане Евдокимовой. Она каждый вечер делала перетяжку на своём тракторе – меняла подшипники. А поддон у трактора чугунный – неподъёмный. Вот она и просила пацанят о помощи.

– И ещё одно вспоминаю всё время. Хоть и трудно жилось нашим родителям, но праздники у нас были: на Новый год обязательно ставили ёлку. И все каникулы мы, ребятишки, по очереди собирались в каждом доме «на ёлку», играли, веселились. И обязательно получали в подарок угощение – пряник или конфету. Много ли нам надо-то для счастья! Так и ходили до конца каникул из дома в дом, и везде нас принимали с радостью. Не было закрытых дверей, и за высокими заборами никто не прятался от людей.

Куда идём?

Сегодня, по мнению Бориса Васильевича, жизнь в деревеньке катится куда-то не туда, слишком разъединёнными стали люди, закрытыми. Нет какой-то общей жизни, поэтому и проблемы решать трудно – один в поле не воин.

А они в деревне есть, об этом говорили и другие её жители, которых нам удалось в это день здесь застать. Главная – электричество. Число домов растёт, их уже больше сорока, а значит, и потребителей больше, и электроприборов. Есть такие, кто и дома обогревает с помощью электричества. А трансформатор старый, мощности его, по мнению мужчин, уже недостаточно. Поэтому когда народ собирается, даже телевизор посмотреть бывает проблематично.

Сложно и выбраться отсюда, если нужно в город по делам или в больницу. Вот уже года четыре, как автобус перестал ходить. Конечно, это актуально для постоянно здесь живущих, а их мало. Но ведь и в других деревнях, расположенных неподалёку, люди есть – выходит, проблема тоже общая. Свои ежедневные «путешествия» в Чудово на попутках с горьким юмором описала Марина Ижко, которая с мужем Сергеем живёт здесь уже 20 лет. Хотя, вроде бы, этот вопрос сдвинуть с мёртвой точки в администрации поселения обещали, и возобновить движение автобуса два раза в неделю тоже. Очень это нужно сельчанам – на такси, даже если скинуться на четверых, накладно добираться.

Да и самих работников администрации хотели бы видеть в Бурегах почаще, поговорить о насущном, задать вопросы, убедиться, что о них помнят. Тогда и развитие сельских территорий, о котором так много говорят в последнее время в Правительстве области, возможно, шло бы успешнее.

В остальном же свои проблемы деревенские жители решают сами. Вода – в колодцах на подворье, а если хочется особо вкусной, родниковой, едут в Коломно. Продукты можно купить в автолавке райпо, которая бывает здесь раз в неделю, или в магазине в Селищах, а кто-то из города привезёт всё необходимое. Плюс – овощи и фрукты со своего огорода: земля не должна пустовать, зарастать, она обязательно накормит, если труд к ней приложить. В лесу – грибы и ягоды, рыба в реке. В общем, всё совсем и неплохо, если подумать. Но человек, на то и человек, чтобы всегда хотеть большего, мечтать о лучшей жизни. Вот и у жителей деревни Буреги мечты есть, как без этого. Но… не могу снова не вспомнить слова Бориса Васильевича. Чтобы она настала, эта лучшая жизнь, внутри у каждого из нас всё должно измениться. Чтобы вспомнили мы, что на своей земле живём. Чтобы научились снова её любить и беречь, как умели это наши деды и прадеды. Чтобы не травили её, не устраивали свалки, а берегли всё живое. Чтобы не пустовали, не зарастали сорняками и кустами поля, не гибли леса, не скудела земля.

Пока это не про нас. Но мы будем учиться. И надеемся ещё не раз побывать в деревеньке Буреги, история которой, верим, обязательно будет продолжаться.

Татьяна ИВАНОВА, фото автора

Опубликованно в газете Родина 19 января 2017 года

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА