Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Деревенский алфавит. Велья

Раннее морозное утро. На этот раз наш путь лежал в сторону Оскуя, где мы свернули на Мелеховскую. Спустя несколько десятков километров по заснеженной дороге – проезд прямо по льду, с зажмуренными от страха глазами, через небольшую речушку Пчёвжа. А там уже от деревни Черницы рукой подать до пункта нашего назначения – места с удивительно красивым названием и очень гостеприимными жителями.

ВЕЛЬЯ расположена на самом краю Чудовского района, недалеко от города Кириши, на левом берегу реки Велья (Велия), впадающей в Волхов. Первое упоминание о ней в Государственном архиве Новгородской области датируется 1884 годом. В 1924-м здесь проживало 279 человек, было 61 хозяйство. Деревня относилась к Черницкому сельсовету, который в 1960-м был упразднён с передачей населённых пунктов Оскуйскому сельсовету. До войны жители работали в колхозе «15-я годовщина Октября», в 50-м он влился в колхоз «Путь Ильича», а в 1958 году – в совхоз «Муратово».

Первое знакомство

С деревенскими мы заранее договорились встретиться на горке у часовни. Однако найти место встречи удалось не сразу. Не заметив на въезде в населённый пункт указателя, мы, ещё ни разу не бывавшие в этих краях, решили спросить у мужчины, пилившего дрова у своего дома, на верном ли мы пути. Он с улыбкой подтвердил, что это Велья, и немного рассказал о себе:
– У моей жены здесь жили родители, а мы построили свой дом около 30-ти лет назад. Люди тут хорошие, дружелюбные, с большими планами. Природа замечательная: речки, озёра, сосны. Ходим в лес, на рыбалку. Однажды я в Волхове поймал двухметрового сома.

После инсульта, который Василий Белоусов перенёс несколько лет назад, Велья стала для него настоящим спасением. Она не даёт расслабиться, раскиснуть. Ведь жизнь в деревне требует постоянного движения – необходимо заготовить дрова, натопить печь, покормить кур.

– Здесь я с утра выхожу на свежий воздух, прогуливаюсь по деревне, а в городе один путь – от дивана до холодильника. Разве это жизнь? – подвёл итог Василий Иванович.

Попрощавшись с нашим собеседником, мы отправились дальше. Дорога шла в горку. Строения встречались разные: дома, уже поддавшиеся разрушению, соседствовали с ухоженными, обновлёнными, а кое-где и с новостройками. И наконец, на самой высокой точке деревни мы увидели деревянную часовенку, с прошлого года являющуюся главной местной достопримечательностью и гордостью сельчан. Средства на строительство собирали всем миром. Когда-то здесь находился деревенский погост, а рядом с ним в годы войны хоронили советских солдат. Захоронение перенесли, но для деревенских это место святое до сих пор. Освятить часовню планируют в этом году.

«А дома нет. Одна сосна»

О том, как жили в Велье до войны, нам рассказала свидетельница тех лет, Лидия Фёдорова (Ермошина):

– Деревня была не намного крупнее, чем сейчас. Взрослые работали в колхозе, мы, дети, тоже иногда им помогали – поливали, пололи. Играли в нехитрые игры – строили шалаши, мастерили игрушки из глины и лоскутков ткани. Все держали большие хозяйства – кур, овец, поросят. Был магазинчик и маленькая деревянная школа на том месте, где сейчас часовня.

По словам Лидии Ефимовны, когда началась война, мало кто поверил, что она продлится долго. Местные не спешили уезжать. Во время бомбёжек прятались в вырытых у домов окопах, потом ушли в лес. Взяли туда коров, жили в шалашах, пили воду из мутного ручья. Осенью, когда стало понятно, что враг не отступит, эвакуировались в «голодную» Вятку Кировской области.

– Вернувшись, обнаружили, что нашего дома нет, осталась только сосна во дворе. Во всей деревне уцелело не больше десятка построек, – вспомнила Лидия Ефимовна. – Начали строить дом, но работы в колхозе становилось всё меньше, и в начале 50-х мы переехали в Кириши.

В те годы многие уехали из Вельи – не было работы, начальная школа – только в Черницах, а в среднюю приходилось ездить в Оскуй, клуб – в Мелеховской. А рядом возводился большой город, были рабочие места, и можно было получить жильё. На какое-то время деревня словно «заморозилась», но спустя несколько десятилетий многие жители вернулись сюда уже дачниками. Сегодня, по словам местных, здесь девять улиц и три переулка, около 60-ти домов, постоянно живут примерно 16 семей, больших хозяйств не держат, только птицу – куриц, уток, гусей. Но «с начала весны и до конца осени деревня полна народа».

Большие планы небольшой Вельи

На вопрос «И как вам тут сейчас живётся?» сельчанин Алексей Казённов ответил: «Живём с удовольствием!» И это, наверное, наиболее точное определение местной атмосферы. Ещё нигде нас не встречали с таким гостеприимством и не рассказывали о том, что делается и что планируется сделать, с таким энтузиазмом.

И всё это несмотря на то, что в деревне нет ни магазина (ближайший в Черницах), ни автолавки, ни школы, ни ФАПа, ни моста, соединяющего Велью с другими населёнными пунктами района. Летом добраться сюда можно только на лодке или через Кириши. Хотя, наверное, именно близкое соседство с этим городом и спасло населённый пункт. Ведь в восьми километрах – все блага цивилизации. Существует даже вневедомственное соглашение, что деревню обслуживают Киришские службы МЧС, скорой помощи.

Летом 2013 года в Велье было создано ТОС – территориальное общественное самоуправление, председателем которого стала киришанка Надежда Петрова, живущая здесь с начала 90-х. Осенью 2016-го деревне был предоставлен грант от Правительства Новгородской области на реализацию проектов местных инициатив граждан. А инициатив у жителей, уж поверьте, хоть отбавляй. Они взяли шефство над захоронением, расположенным в лесу, километрах в трёх от Вельи. Поставили там ограду, мраморные плиты, установили беседку. Совместно с администрацией поселения решают проблемы с освещением, ремонтируют дороги.

– У нас много идей, – отметила Надежда Анатольевна. – Планируем отремонтировать заброшенный деревенский дом и организовать там музей. Уже начали собирать экспонаты – старые фотографии, деревенскую утварь, восстановим там печку. А из небольшого металлического вагончика сделаем «дом колхозника», где будем проводить встречи, собрания. А ещё хотим восстановить старый карьер, чтобы можно было там купаться.

Где вера, там и жизнь

Гуляя по вельевским улочкам в окружении стройных сосен и берёз, с лёгкостью веришь, что все эти планы обязательно сбудутся. И через несколько месяцев, когда мы приедем сюда на один из деревенских праздников (Смоленское – 10 августа или Успеньё – 28 августа), мы в этом убедимся. Заглянем в новый «дом колхозника», с удовольствием осмотрим недавно открывшийся музей, ну и, конечно же, поучаствуем в весёлых местных гуляниях, всегда проходящих дружно и с размахом. Потому что там, где люди умеют мечтать, верить, а главное делать всё, чтобы их планы сбылись, всегда будут жить. И жить с удовольствием.

Олеся САДОВНИКОВА, фото автора

Опубликованно в газете Родина от 9 февраля 2017 года

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА