Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Ильменский спасатель

Посвящается нашим четверолапым, самым верным друзьям

Время на озере быстро пролетает. Сегодня день хороший был, настоящее удовольствие для рыбака. Я не спеша собираюсь в обратный путь. Бур, короб — в санки и потопал. До машины километра три. Смотрю, и другие рыбаки подвигаются к берегу. Клёв закончился. Все вдоволь наловились, теперь ближе к дому.

Подходя к машинам, вижу, мужики скопились, что-то обсуждают, смеются. Их разговор хорошо слышен.

— Этому Барбоскину хлеб не интересен, он гурман: колбасу, сальце любит.

— Ага, Серёг, причём порезанную потолще.

— Так он сало и ест, а хлеб не стал.

Я направился к своей машине, открыл багажник, уложил рыбачий скарб, да переоделся, достал кофе и бутерброды. Пойду, узнаю, как улов у коллег. Рыбаки тоже пили чай, термосы стояли на капоте «семёрки», тут же была разложена еда. Приближаясь к ним, я увидел чёрную лайку. Довольный пёс сидел в кругу рыбаков, всем своим видом давая понять: «Да, да, это они обо мне говорят!» Заметив меня, он побежал навстречу, как бы приветствуя и приглашая присоединиться к чаепитию.

Ильменский коррупционер

— О, и ты уже тут как тут, угощаешься? — я потрепал его за ухо. — Здорово, мужики!

— Здорово, Николаич! А где ж ему быть? Сегодня утром смотрим, бежит за нами. Думали, нас догоняет! А он даже не притормозил, в озеро помчался! Видимо, запах Олегова сальца издалека учуял! —все опять засмеялись. Пес, прекрасно понимая, что это его звёздный час, и что сейчас ему перепадёт что-нибудь вкусненькое, уселся в центре, прищурившись и наблюдая за всеми.

— Кстати, недавно бутербродами со мной отобедал. Он их мастерски уничтожает. Берёт кусок булки из рук и кладёт рядом. Дальше смотрит и ждёт. Даю кусок колбасы. Он его съедает и только потом закусывает булкой! — жестикулируя, объяснял Серёга.

К нам подошёл молодой рыбак.

— Здрасте, и «участковый» наш уже тут? С вами пришёл, устал, небось? Интересно, он далеко от берега убегает?

— Надо думать, порядочно, — ответил ему Вагид. — Он в Бельском обход недавно делал, ко мне подходил. Устал он, как же! Что ему станется? Он здоровый образ жизни ведет. Не курит и не пьёт. Только ест.

— Ну да, я позавчера ему бутер с маслом и сыром кинул, так он и хавать не стал. Как его всё-таки зовут, кто знает? Какое милое упитанное лицо, — парень присел на корточки напротив собаки.

— Это Крепыш из Наволока, — откликнулся кто-то из местных. — Он каждый день на озеро бегает, как на работу. Добродушный пес, хороший охотник получился бы, но загубили парня бутербродами.

— Да, точно, подходил к нам в Наволоке по первому льду. Там ещё один есть — рыжий, наверное, конкурент.

— Олег, они не конкуренты, они коллеги! — строго заметил Вагид.

— Но из-за колбасы дерутся, — подтвердил Олег.

Тут все начали предлагать варианты подходящей клички. А виновник дискуссии, не стесняясь, уплетал очередное подношение.

— Звать его Бутерброд. Он каждый божий день на месте, то есть утром на льду, а вечером провожает всех рыбаков и, конечно же, ест, точнее, доедает.

— Это же Заливантус! Старый, добрый пёс. Вечно голодный. Я его уже три раза подкармливал в этом году.

— Любитель вкусняшек и местный коррупционер! — засмеялся Серый. — Морда у него всё толще и толще!

— Так ему по должности положено!

— Да уж, видно, должность у этого товарища серьёзная. На самом деле, он вас всех охраняет и берёт недорого — бутербродами, — вмешался я. — Однажды он мне жизнь спас.

— Да, ладно?! Правда? — спросил молодой парень.

— Правда, правда! В позапрошлом году. Мне очень посчастливилось, что в тот день этот коррупционер меня провожал. А вот моему напарнику повезло меньше.

— Расскажи, Николаич, — к просьбе Олега присоединились и другие рыбаки...

И я им рассказал.

Года два назад выдался мой отпуск на середину марта. Для зимней рыбалки это последние драгоценные деньки. Лёд уже истончается, а местами, где течение есть, вообще промоины. Опасная вещь, сами понимаете. Глазом их не высмотришь, такой же лёд под снегом, как и везде. Надо быть осторожней.

Я тогда практически каждый день на рыбалку гонял. Хорошее время, особенно среди рабочей недели — рыбаков мало. Да и на последний лёд выходить немного желающих наберётся. Иногда со мной знакомые ездили, так удобней. И компания есть, и денег на бензин меньше уходит. Путь-то неблизкий, два района проедешь, пока до озера доберёшься. Но рыбалка дороже, это вам не надо объяснять. Так вот, в тот раз со мной трое попутчиков отправились. Все из моей деревни. Лёшка, сосед, с сынишкой своим, Игорьком, лет двенадцать, наверное, парнишке. И рыбак со стажем, Борис Рулев, мой коллега. У нас на работе все любовно называют его Руль.

Пёс при исполнении

Мы без происшествий прибыли в деревню Наволок. Все в предвкушении рыбалки выгружались из автомобиля. Вроде и не торопишься, но некое нетерпение присутствует в каждом движении рыбака, когда он собирается в озеро. Вот так и мы, торопились не спеша. Прошли километров пять, рассредоточились. Напарники мои дальше двинулись. Я остался. Окунь жрал, как надо, к обеду я уже большой пакет наловил. Решил возвращаться. Позвонил Лёшке, сообщил, что пойду к берегу, спросил, как у них дела. Тот довольный трындычал в трубку, что они хорошо поймали, но он ещё задержится, а сына ко мне отправит. Мол, иди потихоньку, а Игорь тебя догонит. Я отключился, убрал в карман телефон, думаю, надо на дорожку перекусить, достал термос, еду. Вижу, со стороны Войцев движется старый знакомый. Пёс чёрного окраса с белым пятном на груди трусил в мою сторону. Я частенько его видел, когда в той стороне рыбачил. Встретит в Наволоке, увяжется за мной на весь день. Придёт время подкрепиться, делюсь, конечно, а как же? Я с ним, как с напарником, беседую, он внимательно слушает. Лежит возле лунок, никуда не уходит. А то бывает, убежит. Видно, моими бутербродами не наедался. Правильно, надо и с других рыбаков дань собрать. Он и в тот день, по своему обычаю, обход совершал.

— Ну, привет, друг, откуда ж ты? Всех обошёл?

Пёс сел рядом со мной, уставившись выжидательным взглядом.

— У меня сегодня только печенье осталось, но, правда, вкусное, по дороге в магазин забежал. Попробуй, свежайшее! — я протянул ему одно. Он тут же съел, обнюхал снег, не упала ли крошка, и снова, не моргая — на меня.

— Ладно, на, доедай, — пришлось высыпать остатки из пакета. — Я всё равно сейчас к машине пойду.

Видимо из благодарности за угощение, хвостатый товарищ не смылся, а решил удостоить меня чести и проводить до берега. Деловито трусил по накатанной мотобуксировщиками дорожке впереди меня, то и дело оглядываясь, типа: «Давай там пошустрей!»

— Да иду я, иду.

Мы приближались к месту между островом Войцы и Наволоком, это устье реки Большая Ниша. Полтора километра до берега. Вдруг мой провожатый резко затормозил, аж на передние лапы припал, развернулся и ко мне в ноги. Я тоже остановился, чувствую, что-то не так.

— Что, дружище, промоина тут? Давай, выводи меня, где пойдём?

Пёс несколько секунд стоял, глядя в противоположную сторону, будто обдумывая другой маршрут. Потом бодро побежал в обратном направлении. Я не отставал. Мы вернулись метров на пятьдесят назад по своим же следам. Тут пёс пересёк накатанную дорожку и уверенно пошумел к берегу. В этом месте нас догнал Игорь. Так мы добрались до машины. Первым делом я набрал Лёшке.

— Лёша, пойдёшь обратно, смотри внимательно. Иди строго по следам от моих санок. Увидишь, где я свернул влево, туда и иди. Дальше нельзя, там промоина, — толком всё объяснил и попросил позвонить Боре, так как у меня не было номера его телефона. Надо же всех предупредить.

Я уже переоделся, уложил вещи в багажник. Смотрел вслед моему провожатому, который, как ни в чём не бывало, поспешал в сторону деревни. Игорь сидел в машине. Тут запел мой телефон, звонил Лёшка.

— Николаич, давай бегом к нам! Руль тонет!

Мы с Игорьком сорвались. Пока бежали, помощь наша, к счастью, уже не пригодилась. Другие рыбаки вовремя подоспели, сцепили ремни от ящиков, привязали к ним бур. Лешка ползком приблизился к Боре и кинул ему спасительное приспособление, благодаря чему наш утопающий и выбрался из воды.

На берегу у машины все собирали вещи, чтобы переодеть промокшего до нитки, но спокойного Борю. В машине, видно от пережитого стресса, он часто просил попить. Да ещё и невнятно, потому что дикция его утонула вместе с вставной челюстью. На что Лёшка, рассерженный на него за то, что этот «опытный» рыбак телефон дома забыл, отреагировал, ввернув крепкое словцо.

— Что, ..., в озере не напился!?

Вот и мы ржали полдороги, видно, с нервяка. Смех-то смехом... Только тонул мой напарник как раз в той промоине, от которой меня наш мохнатый спасатель увёл.

Вот такая у него должность.

(По рассказам ильменских рыбаков. Имена и фамилии изменены.)

Ольга МИХАЙЛОВА
Фото с группы «Рыбацкое счастье» сайта «ВКонтакте»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА