Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

В ожидании нового закона

Каким должен быть сегодня похоронный сервис, какие проблемы стоят перед ним, что ждёт эту специфическую отрасль с принятием нового закона о погребении – этой теме посвящено интервью с директором ООО «Ярославна» Галиной ЛАВРЕНТЬЕВОЙ.

– Галина Алексеевна, начнём с вопросов местных. Ваша фирма в очередной раз выиграла конкурс по благоустройству трёх кладбищ Маловишерского городского поселения. Как будет строиться эта ваша работа в 2017 году?
– Мы продолжим то, чем занимаемся уже несколько лет подряд. Работаем по техническому заданию администрации района. В нынешнем году, согласно плану, покрасим забор кладбища в Бабкине, углубим водосточные канавы по периметру старого городского кладбища, продолжим работы по подсыпке асфальтной крошки к захоронениям.

Самым острым вопросом для посетителей городского кладбища и для нас остаётся ликвидация старых деревьев, представляющих угрозу. Мы систематически из года в год убираем по 10 деревьев. Вот и нынешний начали с того, что свалили и вывезли три, два из которых диаметром свыше 60 сантиметров, нужно убрать ещё в течение года пять с диаметром стволов свыше 40 сантиметров. Работы эти дорогостоящие и опасные. Частники, оказывающие такие же услуги, на сухие деревья забираться отказываются. С техникой по узеньким проходам меж оград не подъехать, нашим работникам приходится тащить распиленные огромные части деревьев на себе к центральной дорожке.

Вот и ходим в думках, как подобраться и свалить каждое такое аварийное дерево, чтобы никого не покалечить и не повредить соседние надгробия. Хочу подчеркнуть, что мы занимаемся уборкой деревьев только на так называемых общих участках, за пределами захоронений. Остальные деревья, находящиеся в оградах, должны ликвидировать сами люди, ухаживающие за могилами. И лучше не затягивать с этим делом, пока деревья не выросли и не создали проблем.

В наши обязанности входит также очистка территории от мусора и его вывозка, скашивание травы, очистка дорожек от снега. Бывает, что люди предъявляют нам претензии по поводу того, что кто-то завалил надгробие, кто-то накидал в их ограду мусор. К сожалению, случается и такое. В прошлом году один из посетителей кладбища в Бабкине вообще прорубил в новом заборе калитку: ему видите ли, так ближе и удобнее к могилке проходить.

Охраной кладбищ мы не занимаемся, но несмотря на это, если от посетителей есть вопросы, требующие вмешательства или решения, мы обращаемся в отдел городского хозяйства администрации района и, как правило, там относятся с пониманием.

Радует, что большинство маловишерцев трепетно и уважительно относится к захоронениям, причём, не только своих родственников. В период массовых уборок приводят в порядок ещё несколько заброшенных соседних могил. Их много, этих светлых людей, которые не кричат и не тычут пальцами, а молча приходят и убирают, это для них – дело совести.

Стараемся и мы, относясь к делу серьёзно. Чтобы был на кладбищах порядок, так и убрал бы с бесхозных захоронений ржавые ограды, погнутые кресты, но закон этого не позволяет. Много ещё, помимо спиливания старых деревьев, о чём уже говорила, нужно сделать. Центральная дорожка просит асфальта. Но одних желаний мало, пока бюджет в состоянии выделить на цели благоустройства 34 тысячи рублей в месяц. Поэтому латаем старые дыры и по мере своих возможностей решаем самые наболевшие вопросы.

– Осенью прошлого года в Москве прошёл ещё один международный форум похоронной отрасли, в работе которого вы принимали участие.
– Выставка «Некрополь» проводится ежегодно уже более 20 лет. Свою продукцию в Москве представляют не только российские крупные производители, но также профессионалы бизнеса из Италии, Нидерландов, Чехии, Венгрии, Германии и других стран. Международная отраслевая выставка является настоящим форумом, который не ограничивается только демонстрацией достижений и технологий. Это большая площадка для обсуждения самых разных проблем похоронных служб, обмена опытом их деятельности, диалога с различными общественными организациями, конфессиями, представителями власти.

Последние годы много внимания уделяется проекту нового закона о похоронном деле в России, которого уже заждались. Люди во все времена стремились достойно организовать прощание с человеком в его последний день на земле. Однако не секрет, что существует в отрасли и теневая сторона, с которой сталкиваются люди в дни подготовки к похоронам: о криминализации этой сферы участники форума говорили открыто, подчёркивая, что форум «Некрополь» – это, прежде всего, место сбора тех, кто рассказывает о честной похоронной практике, кто доказывает своим примером, что, несмотря на многие отягчающие ритуальную работу обстоятельства, в похоронке можно оставаться благородным и вести добропорядочный успешный бизнес. Поэтому на новый закон и возлагаются большие надежды, чтобы снять искусственно созданные социальные напряжения, чтобы стал он основным регулятором отношений, связанных с погребением умерших и погибших.

Приведу примеры из сегодняшней практики. Антимонопольным законом сейчас не возбраняется производство работ на кладбищах – как организациям, так и частным лицам. К чему это привело – копают все, кто умеет держать в руках лопату, на кладбища въезжают грузовые машины с материалами, ни с кем не согласовывая свои действия, загораживая проходы к могилам. После таких «работ» остаются заляпанные глиной соседние захоронения, мусор, использованный инвентарь.

Главное, пожалуй, что проект нового закона предписывает процедуру лицензирования: заниматься отдельными видами деятельности по оказанию ритуальных услуг будет разрешено только лицам и организациям, получившим на это дозволение. «Серые агенты» должны уйти в прошлое.

В ходе обсуждения приводилось немало примеров, когда человек только-только умер, а его родственников уже на лестничной площадке поджидают какие-то подозрительные личности. В новом законе будет чётко прописано, что только агенты с лицензией вправе заниматься организацией похорон с выездом на место исключительно по просьбе родственников или представителя умершего. А круг лиц, имеющих доступ к информации о фактах наступления смерти и иным персональным данным умершего и его родственников (должностные лица органов власти, работники полиции, здравоохранения и др.) не вправе раскрывать эту информацию третьим лицам.

– Поездки на выставку, помимо новых знаний о тенденциях и технологиях в этой отрасли, имеют какое-то практическое значение?
– Конечно. На выставке такого масштаба впечатляет многое. Начиная от эксклюзивных надгробий в виде скульптур, стел, целых мемориальных комплексов до большого выбора гравировальных станков, гробов, ритуальных аксессуаров, похоронной униформы и самого порядка проведения траурных церемоний. Кстати, идея строительства в Малой Вишере Дома прощания пришла после посещения одной из выставок, и хоть было непросто, но мы её реализовали, за что не раз слышали слова благодарности от жителей города.

Почти на каждой выставке заключаются договоры с фирмами, производящими памятники, гравировальное оборудование, похоронные принадлежности. В этот раз заключили договор с одной крупной московской фирмой на поставку красивых гробов, не элитных, конечно, а рассчитанных на среднего покупателя.

В одном из павильонов с ритуальной продукцией в глаза бросился баннер со словами «Им бы хотелось, чтобы о них помнили с любовью и благодарностью...». Скептики возразят, мол, усопшим всё равно. Не меньше, скажу я, это нужно самим живым, чтобы продлить память об ушедших в мир иной людях, воспитать в новых поколениях уважение к предкам.

Записала Нина СЕМЁНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА