А вы знаете, во что любили играть дети в Чудове, Сябреницах, Успенском в прошлом веке или ещё раньше? Нет? А вот десятиклассник школы д. Сябреницы Денис Гаврилов знает, интересно об этом рассказывает и даже может научить вас какой-нибудь старой игре.
О его исследовательской работе на тему: «Дворовые игры Чудовского района» я услышала на районном краеведческом конкурсе «Отечество» (именно ему отдали предпочтение члены жюри). Сегодня мы представляем некоторые отрывки из работы Дениса и фрагменты нашей беседы с ним.
– Денис, как возникла идея заняться изучением дворовых игр?
– Эту идею мне подала мой учитель истории Татьяна Евгеньевна Тычинская, и работа меня заинтересовала. Выяснилось, что до этого никто описанием дворовых игр нашего города не занимался, это первый опыт. На данный момент игры, в которые играют дети без организации со стороны взрослых, недостаточно описаны в научной литературе. На каком-то этапе передачи знаний, опыта из поколения в поколение произошёл «сбой», и эта информация не дошла до нынешних молодых родителей и их детей. Работа вносит свой вклад в описание и исследование дворовых игр, которые постепенно исчезают и забываются в наши дни, что может привести к утрате огромного наследия народной культуры.
–Где собирал материал?
– Работа проводилась полтора года. Для сбора информации были созданы карточки-опросники, я общался с людьми: с родителями, бабушками и дедушками своих одноклассников и с ними самими. Опрашивали жителей Чудова, Карловки, Сябрениц, Корпова. Интересно было узнать, в какие игры дети играли раньше, и в какие играют сейчас. Всего опросили более 50 человек и описали 107 игр.
«Помимо традиционных спортивных игр с мячом – футбол, баскетбол, волейбол – существует много дворовых игр с использованием мяча. Мячи использовались однотипные, резиновые. Каждый, кто имел такой мяч, нередко пользовался уважением среди своих друзей, такой мяч мог «кочевать» от одного друга к другому. Но он мог и серьёзно подвести своего владельца. По словам одного из интервьюируемых, Юрия Суворова: «Во время игры мяч всё время сноровил улететь на соседский огород или пролететь в опасной близости от окон дома, поэтому в таких случаях нас постоянно гоняли на соседскую улицу, где было больше места».
Также я сделал попытку создания единой классификации игр: она опирается на главный и самый существенный признак – предмет игры.
Есть в моей работе раздел, посвящённый уже исчезнувшим играм: «…Многие игры сохранялись на протяжении 100 лет и более. Могли меняться, обновляться правила, но суть не менялась. Однако некоторые игры, популярные у наших прадедов и дедов, пропали. Современные дети в них не играют. Например, в игру «Рюхи» перестали играть в нашей местности ещё в 70-е годы прошлого века, в «Чижика» – в 80-е… Из интервью жителей улиц Иванова, Майской, д. Сябреницы мы узнали, что в «Рюхи» играли в 60-70-е годы только на ул. Майской. По воспоминаниям А.Е. Кондратьева (1961 г.р.) в его время в «Рюхи» играли только старшие ребята. Он описывает её как аналог игры «Городки», только проще… Более популярной игрой в то время стала «Лапта», она вытеснила «Рюхи». Также одной из самых популярных была игра в «Чижика». Её упоминали почти все интервьюированные старшего возраста, так же как и «Лапту».
Из дерева вырезали фигуру в виде ромба, битой выбивали её из «городочка». Одновременно могли играть два человека. Сейчас эта игра совсем исчезла.
В наши дни дети уже ничего не знают об играх «Учитель» и «Камешки», а ведь особенности этих игр приучают в будущем стремиться к высоким достижениям в жизни, учёбе, работе. Спе-цифика ведущего – должность «учителя» напоминает остальным, как важно слушаться старших. «Учитель», прежде чем стать таковым, проходит каждый уровень игры. Это повышает его уважение и развивает лидерские качества. Более того, в научной литературе ни один автор не описывает такую игру. Может быть, в неё играли только в нашей местности? Тем более важно записать и сохранить её.
Канула в прошлое игра «5 имён», которая помогала в развитии эрудиции. «Лягушка», «Квадрат» – самые популярные игры советского времени уже не встречается у современных детей. Если рассматривать игры с сюжетом, то становится понятно, этот обширный пласт игр полностью «вымер» в дворовых компаниях ребят. Малую их часть можно встретить только в детских садах, где они ещё проводятся усилиями воспитателей.
Большинство ребят уже не знают, что такое «бабка», какие бывают построения в «Городках», как правильно играть в «Дом горит», не понимают, как можно ножичком делить «поля». Дети не только не знают, как можно использовать в игре «тарзанку», но и как её нужно соорудить, а в 70-80-х годах эта игра пользовалась огромной
популярностью среди молодёжи…»
– В какие игры любят играть современные дети?
– Сейчас очень распространена игра «Том и Джерри», в неё играют ребята в нашей школе, возможно, это видоизменённый вариант игры «Кошки-Мышки», с более усложнёнными правилами. Интересное наблюдение: некоторые игры сохранились с давних времён до сегодняшних дней, родители научили им своих детей. Но правила их со временем изменялись, каждое новое поколение вносило что-то своё. Например, игра «Квадрат». Девочки, как и раньше, очень любят играть в «Классики» по-прежнему любимы у всех «Пятнашки» и «Прятки».
– А у тебя есть своя любимая игра?
– Мне нравится игра «Вышибала», также я с удовольствием играю в футбол и волейбол, раньше, как и многие любил «Пятнашки и «Прятки». Конечно, я познакомился и с многими другими играми, которых не знал раньше. В своей школе на переменах и во время похода я организовывал их для младших ребят и видел, что они играли с удовольствием. Думаю, что нужно продолжать такую работу, чтобы сохранить замечательную традицию.
Татьяна ИВАНОВА, фото автора