Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Тайны чёрной папки

Об истории и днях сегодняшних рассказали старожилы деревни Кшентицы

Небольшая деревенька Кшентицы Ермолинского поселения расположена в 30 километрах от областного центра. Ее история корнями уходит в далекое прошлое. Первоначально населенный пункт назывался Окшентицы и находился рядом с лесом. Но в одно жаркое лето пожар уничтожил всю деревню. Народ решил перебраться поближе к реке Веронда и обосновался в живописном и уютном месте. В каком именно году это случилось, неизвестно, но старинные монеты, которые находили в этих местах, можно отнести к XII-XIII векам.

Есть в Кшентицах и своя легенда. Она связана с местом под названием «Кладовой нос» – от словосочетания «нести клад». Предание гласит, что глубоко в лесу, на берегу болота лежит огромный камень, на котором зашифровано некое послание. Кто его разгадает, тому и достанутся сокровища, спрятанные богатым предком. Вот только определить загадочное место крайне сложно. А если кто хоть раз и видел тот валун, обнаружить камень снова еще никому не удавалось.

В заветной папке

Эту легенду рассказал мне коренной житель деревни Виктор Зарубин. По долгу службы ему довелось в свое время «помотаться по гарнизонам», но в какой бы уголок ни забрасывала судьба, его всегда тянуло домой. Куда он и вернулся в лихие 90-е вместе с супругой Еленой. В деревне Виктора Михайловича все зовут старостой.

– Должности старосты как таковой сейчас нет, – поделился мой собеседник. – Но я по мере возможности продолжаю исполнять свои обязанности. В основном поддерживаю порядок на кладбище и занимаюсь храмом, который многие по незнанию путают с часовней.

Как выяснилось, у Виктора Михайловича – неподдельный, почти фанатичный интерес к истории малой родины. За несколько лет работы в архивах ему удалось собрать немало сведений о Кшентицах, которые он хранит в заветной черной папке.

Главной достопримечательностью деревни, бесспорно, является храм. Церковь Святого пророка Илии была построена еще в 1867 году местными прихожанами. В Материалах по статистике Новгородской губернии за 1884 год указано, что в деревне имелось 110 строений, а количество прихожан достигало 650 человек. Домов и сегодня примерно столько же. А вот постоянных жителей наберется не больше тридцати.

В 1941 году церкви не стало – погибла под бомбежками, оставив потомкам лишь каменный фундамент, фрагменты которого сегодня являются напоминанием о войне. Новую церковь построили всем миром лишь спустя 60 с лишним лет.

– Вместе с товарищем детства, ныне предпринимателем Валерием Багровым, заговорили однажды о том, что был у нас когда-то храм, и хорошо бы построить новый на том же месте, – вспоминает Виктор Зарубин. – С Божьей помощью задумка осуществилась. Помогали все, кто чем мог: лесом, деньгами, рабочими руками. Первым делом поехали заказывать купола. Когда нам обозначили цену, схватились за голову – таких денег не собрать!

Тогда наш земляк, талантливый художник Сергей Борисов предложил поехать в «Витославлицы». Изучив, как покрывали купола наши предки, Сергей пришел к выводу, что изготовит деревянные купола сам. Внутреннее убранство храма, великолепные резные наличники – дело рук этого же мастера. К сожалению, его жизнь оборвалась, и последняя работа – распятие Христа – осталась незаконченной...

Живут в сердцах герои

Продолжая экскурсию по Кшентицам, староста показал два памятника, которые особенно дороги местным жителям. Один из них установлен на кладбище. Здесь несколько лет назад были перезахоронены жители деревни, которых в войну расстреляли каратели.

Староста Виктор Зарубин познакомил с главными достопримечательностями деревни

– Немцы беспрепятственно зашли в Кшентицы в 1941 году, – рассказал Виктор Зарубин. – Но они недолго здесь пробыли. Что интересно, немцы не бесчинствовали, чего не скажешь о карателях, которые пришли к ним на смену. В основном это были выходцы из Прибалтики и Западной Украины. Действуя самыми подлыми методами, они провоцировали местных жителей, а потом жестоко убивали. Не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей.

Однажды каратели стали собирать по деревне молодежь. Они сажали всех в подвал, но обещали, что не тронут – разберутся и отпустят. Потом выводили на улицу по одному и расстреливали за деревней. Там, на берегу Веронды, местные жители и похоронили их. Лишь спустя много лет останки погибших перенесли на деревенское кладбище и установили памятник, где золотом выгравированы их имена.

Неподалеку установлен второй мемориал в честь тех, кто освобождал деревню от врага. Здесь же – памятная доска с фотографиями героев и описанием боя, а также часть гусеницы от танка, того самого, на котором солдаты Красной Армии ворвались в деревню.

Когда в 1944 году командиру танкового батальона Владимиру Платицыну был дан приказ – выбить немцев из Кшентиц, он не знал, какие вражеские силы были расположены там. Поэтому дал указание младшему лейтенанту Николаю Томашевичу произвести разведку боем. На максимальной скорости Томашевич промчался по деревне на танке и засек все огневые точки врага, застав немцев врасплох. На помощь одинокому танку подоспел майор Платицын с ротами гвардии капитанов Телегина и Литвинова. Танки, окружая деревню с разных сторон, брали противника в клещи. Наш батальон, состоящий из 17 танков, уничтожил весь 28-й немецкий пехотный полк с минометными и пушечными батареями.

Съестные припасы семья Широковых хранит в верховом погребе

За тот бой, освобождение маленькой деревеньки Кшентицы, всем четырем танкистам – Платицыну, Томашевичу, Телегину и Литвинову – было присвоено звание Героя Советского Союза. Двоим последним – посмертно. Именами погибших героев названы улицы в Великом Новгороде, а их тела захоронены у кремлевской стены.

Домик старейшей жительницы Кшентиц Тамары Борисовой стоит как раз напротив мемориала. Она – очевидец жутких военных и не менее тяжелых послевоенных лет. Ее брата Иолия Романова расстреляли каратели. Маленькую Тамару угнали в Латвию. Когда семья вернулась, на месте деревни был пустырь – отступая, немцы сожгли ее дотла. Тамара Николаевна, несмотря на почтенный возраст, заботливо ухаживает за мемориалом, считая это своим долгом перед освободителями.

Корреспондент ТАСС сообщает

После знакомства с историческими фактами и памятниками редакционная «Волга» направилась в другой конец деревни, точнее, в ее начало. Там живет бывшая староста Елизавета Ивановна Широкова с супругом Виктором Григорьевичем.

– Когда мы сюда переехали, меня сразу выбрали старостой. Работала я сначала на дворах помощником бригадира, потом в магазине, оттуда и на пенсию вышла. Скотину держали, всех по паре – коров, телят, поросят, отару овец. Думала, на пенсию выйду – еще больше разведу, да здоровье подводить стало, пришлось сокращать животных.

В качестве развлечения – партия в домино с соседками

Но скучать Широковы не умеют. С весны до осени – огородные заботы. Сажают столько, что хватает и самим, и дочкам в город, и на продажу кое-что остается. Уж больно нравятся всем соленые огурчики да квашеная капустка от Елизаветы Ивановны. А каких вкусных пирогов она напекла к нашему приезду! Кстати, рецептом обещала поделиться с читателями через газету.

– Зимой я без дела не сижу, прясть умею, прялка ручная есть, – рассказала Елизавета Ивановна. – Теплыми носками и варежками обеспечена вся семья. Благо овечьей шерсти припасено достаточно. Мы ее в сарае храним, рядом с маслом, мазутом и бензином, там моль не заводится. Я пряду, а Виктор помогает, нитки скручивает. Бывало, и валенки катала...

Для надежной сохранности припасов и заготовок у Широковых имеется добротный верховой погреб. О хозяйстве простой семьи из деревни Кшентицы в свое время стало известно за пределами Новгородской области. Однажды к ним наведались корреспонденты ТАСС, сделали несколько снимков, а статью опубликовали в другом регионе. Елизавете Ивановне даже пришло письмо-отклик от читателя, который был поражен и восхищен тем, как умеют организовать свой быт сельские жители!

В советские времена в Кшентицах были и начальная школа, и клуб, и медпункт с библиотекой. До последнего времени работал магазин Новгородского райпо, но теперь и тот закрылся за отсутствием продавца. Этот факт тревожит людей. Как и тот, что грузовые машины возят через деревню песок и лес, тем самым сильно разбивая дорогу, которая еще недавно, по словам деревенских, была исключительной. Их беспокойство понятно. Прожить или выжить в деревне и так непросто, а лишиться нормальной дороги или остаться без магазина – вовсе беда. Но жители деревни Кшентицы очень надеются, что все наладится: и дорогу залатают, и магазин снова откроется.

Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА