Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Дети, рожденные сердцем

Приёмного ребенка в семью может взять далеко не каждый . И даже тот, кто думает, что способен на это, нередко горько разочаровывается. Я уверена, что люди, дающие душевное тепло  детям, которые не испытали родительской любви, обладают каким-то неимоверным запасом этого самого тепла.
 
В семье Розы и Василия Дмитриевых  5 приемных детей. И все они не  только начали свой жизненный путь в интернатах и спецучреждениях, они ещё обделены здоровьем. Но тяжелые диагнозы не стали препятствием для Дмитриевых.
 
Роза Александровна охотно сообщает мне, что ей 52 года. Говорит она четко, быстро, ей много хочется рассказать и о детях, и о своих переживаниях, при этом она успевает отвечать на  телефонные звонки, присматривает, чем заняты дети, дает им указания, ставит чайник, достает красивые чашки. Всё кипит в её руках. Дети называют её бабушкой, а о муже она легко говорит: «дед».
 
Первым был Федя , сейчас ему 9 лет, два года он уже в семье.
 
- Мы с мужем вырастили троих детей, - рассказывает Роза Александровна, - 31 год старшей дочери уже и сыновьям - 30 и 29. Все женились, остепенились, живут своими семьями, работают.
 
В глазах матери светится гордость. Сыновья работают в ТК «Новгородская», руководитель их хвалит, они любую работу охотно выполняют. 
 
-  И опустел дом, - продолжает хозяйка. - Мы с дедом болеть начали, суставы его мучали, и я всё по врачам ходила. Федю мы в компьютере увидели, поехали за ним в Порхов.
 
Первая встреча не была радостной и легкой.
 
- Федя нас не принял, испугался. Да и я при виде такого сложного ребенка в первый момент спасовала, засомневалась: «Смогу ли?». Каких тяжелых детей мы там увидели! Федя наш вообще не говорил.
 
Сказать, что сейчас Федя хорошо разговаривает, было бы неверно. Но Роза Александровна легко понимает его, знает, чего он хочет. При обращении к нему её лицо заметно светлеет. Даже: «Иди, Федя, в комнату!», - она произносит с такой нежностью, что мальчик не сразу понимает, что это не разрешение ему здесь остаться. Он хочет общаться, улыбается. За время нашей беседы нашел множество поводов, чтобы пройти мимо.
 
Мы беседуем  с Розой Александровной в уютной кухоньке, топится плита, заурчал чайник. В соседней комнате за красивой занавеской все дети. Я долго не могу подсчитать их количество. Там ещё и маленькие внучата. Спокойствие, которое  царит в комнате, немного удивляет. Притом мне видно, что дети не сидят без движения, они играют, разговаривают между собой. И если их зовет бабушка, они тут же возникают в дверях с радостной готовностью что-то сделать для неё.
 
- Вот сколько у нас детей, теперь мы с дедом не болеем, - перескакивает с одной мысли на другую и Роза Александровна.
 
- Некогда? - спрашиваю я
 
- Да не стало болезней, - отвечает Роза Дмитриева,- отступили они. Теперь с детьми хлопот сколько . Они все у нас кто на индивидуальном обучении, кто по отдельной программе учится в  школах города. Мы с дедом с утра до обеда курсируем от дома до школ, отвозим, забираем, а по нашей то дороге это всё не быстро получается. В 6 утра встаем, всех завтраком кормлю, в 7 начинаем по школам развозить, Федю в 10 часов уже забирать пора. Всех по школам развезем, я только успеваю приготовить обед, едем забирать. Их одних же оставлять нельзя, нужен постоянный присмотр. Да и отвечаю я за них.
 
- А Федя в ту ночь мне приснился,- вновь мысли перекинулись к первенцу,- и говорит «Вы ведь меня не возьмете!» Я отвечаю: «Возьмем, возьмем, Феденька!»
 
Поехали снова в Порхов, Федя как увидел нас, сразу потянулся ко мне. Взяли сначала на лето. Он не умел ходить в туалет, качался в постели. А когда я первый раз увидела, как он ест, у меня был шок! Он всё набивал в рот, тот становился огромным, а потом он всё глотал. Позже уже я догадалась, что ему в интернате, видимо, всё в жидком виде давали, протертое, вот он и не умел жевать. Дед его с маленькой ложечки кормил, жевать учили, но и до сих пор я смотрю как он ест, чтобы не глотал целые куски. И для него этот переезд был стрессом, мы с ним даже в больницу попали.
 
 Я когда детей искала, я сразу говорила: давайте мне, девочки, обязательно цыганят. Вот Архип и Злата - брат с сестрой (они тут же появляются в кухне), Архипу 10 лет, он учится в 3 классе.
 
- Больше всего мне нравятся рисование и труд, - с готовностью делится Архип своей школьной жизнью,- и ещё психология.
 
 Злата скромничает, в ответ на вопросы о школе только опустила глаза, ей  9 лет.
 
В дверях появляется щекастый, улыбчивый мальчик.
 
- А это - мой родной внук Никита,- поясняет Роза Александровна,- он тоже у меня вырос.
 
- Беленький какой, - не удержалась я, ведь только что говорили об Архипе, у которого на вид цыганской крови меньше, чем у сестры.
 
- Так папа у него русский, - Розу Александровну нисколько не смущает национальный вопрос.
 
Встречались мы с ней после Пасхи, за неделю до того она всё встречу откладывала. В доме шёл ремонт, клеили обои.
 
- Мы с ними и яйца красили, и пироги пекли, - делится своими заботами хозяйка, - дети очень изменились за это время, стали лучше, ласковее. Дома у меня видите - тишина, а в школе пока проблемы с ними, учителя жалуются. Ведут себя не очень хорошо, я с ними говорю, объясняю, как себя вести надо.
 
- Ксюша,- позвала Роза Александровна, - ей 13 лет,  учится в первой школе.
 
- Что самое сложное, - спрашиваю, - математика, наверное?
 
- Нет, -  басит в ответ Ксюша, -   математику я хорошо понимаю.
 
- Мне сказали, детей развивать надо, - продолжает Роза Александровна.- К труду приучать. Я говорю: «Ксюшенька, вот тебе майонезные ведерки, будем за водой ходить», потом трехлитровые ведёрки дала. А как-то дед занес  в дом 12-литровый бидон. Ксюша взяла его и подняла, силы-то у неё много.
 
Есть еще Ян, в этот день я увидела его мельком на улице, он помогал  Василию Ивановичу печку в бане разбирать.
 
- Яну 13 лет, он наш первый помощник, все мужские дела мужу помогает делать. Мы раньше большое хозяйство держали, а теперь у нас только поросята, курицы, гуси, овцы. Дети к мясу привыкли.
 
Я и сама иногда не верю, что у меня теперь столько детей и все такие непростые. К каждому особый подход надо найти.
 
Чем ближе был конец разговора, тем очевиднее для меня становился этот особый подход к каждому ребенку. Эта особенность в любви, ведь её сыграть невозможно, и дети эти никогда не потянутся к человеку, который их не любит.
 
А тем, кто любит бросать камни, скажу, что всем этим пятерым ребятишкам почему-то обделенным с самого рождения судьбой, выпало огромное счастье попасть в семью. Здесь им несравнимо лучше, чем в государственных учреждениях, потому что у их бабушки Розы огромное сердце, полное любви, и они в ней сейчас просто купаются.
 
Не всё, что рассказала мне Роза Александровна, напишешь в газете, но я поняла совершенно точно, что за своих детей она горой, и в обиду их никому не даст.
 
- А вы  знаете, какие прекрасные педагоги занимаются с моими детьми, сколько терпения им требуется. Результаты хорошие, я очень им за это благодарна, и обязательно назову всех: в школе №1 - это Ирина Леонтьева, Ирина Кошелева, Надежда Лукина, Ирина Яковлева, в школе №2 - Елена Максимова, Наталья Папихина. Спасибо большое им всем. И опека мне очень помогает...
 
Поток благодарностей пришлось прервать. Роза Александровна назвала очень много добрых людей, которые окружают её и её детей.
 
Главный специалист отдела образования и спорта  администрации района Олеся Михайлова рассказала, что Дмитриевы - хорошая приёмная семья.
 
- Посещая Дмитриевых, я вижу, как дети  меняются, развиваются. Порой результаты меня даже поражают. Дети у них не простые, с серьезными диагнозами,  видна индивидуальная работа с ними. Например, Федя был очень сложный ребенок, и когда я его первый раз увидела, была очень обеспокоена, что такой тяжелый ребенок теперь будет жить здесь. Но уже через месяц при плановом посещении семьи я поразилась прогрессу, который произошел в развитии Феди, а сейчас от того Феди, что был два года назад, не осталось и следа, ребенок постепенно развивается. У Яна тоже всё было непросто со здоровьем, а сейчас и в школе его хвалят. Дмитриевы стараются приучать детей к труду, ведь в интернате они никогда не приобрели бы навыков домоводства и работы, допустим, на приусадебном участке, которые осваивают в семье и которые во взрослой жизни им будут просто необходимы. Дети не видевшие ничего, кроме казенного учреждения, в сознательном возрасте попали в семью и они очень этому рады. Тем более, что Дмитриевы - семья жизнерадостная, очень хлебосольная, детям они стремятся дать всё самое лучшее. В этом году глава администрации района на одном из аппаратных совещаний вручил им Благодарственное письмо департамента образования и молодежной политики Новгородской области.
 
Ольга КАРПОВА, фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА