Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

«Жизнь — царю, честь — никому»

Девиз, начертанный на гербе рода князей Васильчиковых, отражает, пожалуй, самое русское понимание нашего предназначения на Земле.

Писали мы, и не раз, об имении князей в деревне Бор, о княжеской усыпальнице, о том, какое крепкое хозяйство было у знаменитых в своё время важных государственных особ рядом с нами, в деревне Выбити. Год или два назад «Российская газета» рассказывала о разрушении, предании забвению семейного захоронения Васильчиковых на Струпинском погосте, в красивейшем месте на берегу Шелони, за деревней Бор. Разрушение некрополя началось после революции 1917 года. Сейчас уцелела всего одна часовенка, и та вот-вот разрушится. До недавней поры авторы публикаций, пытаясь всколыхнуть этот пласт истории, ссылались на воспоминания старожилов, порой легендированные. Например, в «РГ» журналист писал, что невозможно определить, кто именно из Васильчиковых был захоронен на погосте. Потому, мол, что не сохранилось церковных записей и гробницы подверглись разграблению. Передаваемые из уст в уста скупые сведения со временем исказились, и мы много раз читали и слышали почти легенду: «В тридцатых годах кто-то вскрыл склеп, находящийся под часовней, и разбил два гроба, в одном из которых лежал военный в великолепном мундире, а в другом — очень молодая и красивая девушка... Выброшенные из гробов тела несколько дней провалялись поверх земли. Потом начальство приказало захоронить их здесь же, на кладбище». Но благодаря «Русскому провинциальному некрополю», составил который в своё время Великий князь Николай Михайлович, теперь мы довольно точно можем назвать многие имена дворян Васильчиковых, похороненных, как говорится в «РПН», не в склепе под часовней, а в приделах струпенской церкви, во время Великой Отечественной войны полностью разрушенной. Теперь там — просто невысокий холм в чистом поле. На который всё больше надвигается социальное кладбище.

Великий князь Николай Михайлович родился в 1859 году в семье великого князя Михаила Николаевича (1832–1909) — четвёртого сына императора Николая I. В течение многих лет Николай Михайлович изучал архивы России и Франции. Он является автором нескольких фундаментальных исследований по эпохе Наполеона и Александра Первого. Книги сохраняют свою научную ценность и поныне. Под покровительством великого князя были изданы многочисленные труды Русских исторического и географического обществ, в том числе знаменитое многотомное издание, посвящённое столичным и провинциальным некрополям. Заслуги Николая Михайловича были отмечены Академией наук России, где ему было присвоено звание доктора русской истории.

Теперь и мы знаем, что в Знаменском приделе церкви нашли последний земной приют Василий Алексеевич Васильчиков (1754–1830), его жена Екатерина Илларионовна (урождённая Овцина) — умерла 30 ноября 1832 года на 78‑м году жизни («Русский провинциальный некрополь», 1914 г., стр. 137). Первая жена князя Иллариона Васильевича (1778–1859) Вера Петровна (урождённая Протасова) похоронена в Святодуховом приделе, его вторая жена Татьяна Васильевна (урождённая Пашкова) похоронена в Николаевском приделе («РПН», стр. 136). Напомним тем, кто не в курсе. Илларион Васильевич — герой войны 1812 года, участвовал в сражении под Бородино, советник Александра I и Николая I.

Александр Илларионович. Портрет работы Крамского

Его старший сын Александр Илларионович (1818–1881) — государственный деятель, родоначальник кооперативного движения в России, секундант на последней дуэли Лермонтова. Был осуждён за участие в дуэли, но помилован царём в знак особого уважения к заслугам отца. Средний сын Виктор Илларионович (1820–1878) — генерал-адъютант, видный участник Крымской войны. Вниманием к нуждам гарнизона и госпиталей Васильчиков снискал себе большую популярность в войсках. Виктора Илларионовича справедливо называют одной из ключевых фигур в обороне Севастополя — от его могилы сохранилась даже надгробная плита.

Среди знатоков истории в Шимске наиболее известно имя Александра Илларионовича. Он занимался земской деятельностью, с 1850 по 1854 год был предводителем новгородского дворянства, занимался разведением лесов. До Великой Отечественной войны на правом берегу Шелони радовали своей неповторимой красотой каштановая и сосновая рощи. Во время оккупации фашисты их выпилили. Умер он 2 октября 1881 года в своём тамбовском имении, был перевезён в Новгород, а затем на станцию Шимск. Либеральная пресса писала, что весь путь более чем в три версты — от станции до кладбища — крестьяне, распрягши лошадей, несли его гроб на руках.

Первой и последней женой старшего сына Александра Илларионовича стала представительница ещё одного великого дворянского рода Российской империи — Евгения Строганова. По преданию, зависть окружающих была столь велика, что отравила счастье влюблённых. Молодая княжна умерла в молодости, так и не оставив наследника. Она также была похоронена в семейном некрополе Васильчиковых. В память о ней безутешный муж и построил часовенку изумительной красоты и каждый день приносил на её могилу одну розу. Спустя год после смерти молодой жены последний обладатель майората Строгановых и Васильчиковых покинул Россию навсегда.

Княжна Евгения .Портрет работы Крамского

Церковь Николая Чудотворца, по воспоминаниям очевидцев, была красивой и богатой, князья постоянно одаривали её, а по некоторым данным, и построена она была на средства Васильчиковых. Сейчас уцелевшие надгробия лежат на берегу, и часовенка притягивает взгляды мимохожих. Хоть и полуразрушенная. Если судить по «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича, под заросшими развалинами церкви погребены десятки членов древнего рода Васильчиковых. Это ли не фишка для привлечения туристов?

Необходимо что-то делать, с чего-то начинать, иначе пройдёт ещё немного времени, и нам нечего будет не только показать, но и рассказать потомкам. Как, впрочем, и жителям деревни Выбити Солецкого района, где разрушаются строения старинного имения, гибнет красивый старый парк на берегах речушки со смешным названием Калошка. Последний владелец этого имения Борис Александрович Васильчиков занимал пост псковского губернатора, а также был министром земледелия. В 1918 году Борис Александрович был арестован и заключён в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Князь обратился к Ленину с письмом о помиловании, напоминая, как в свое время, являясь псковским губернатором, дал ему разрешение на выезд за границу. Вскоре он был освобождён, получив с супругой разрешение на выезд из страны. Остаток своих дней первый председатель Всероссийского национального клуба провёл во Франции, скончался он 13 мая 1931 года в Русском доме в городе Ментоне и был похоронен на кладбище Сент-Женьев‑де-Буа под Парижем. Известно, что и сейчас потомки князей живут в этой стране.

К роду Васильчиковых принадлежали одна из жён Ивана Грозного и один из фаворитов Екатерины II (Сашка Васильчиков). Не случайно рядом с портретами князей висит «Неизвестная» Ивана Крамского — согласно одной из версий, на картине изображена представительница семейства Васильчиковых, имя которой овеяно тайной. В 1845–1855 годах дом на большой Никитской в Москве снимала семья князей Васильчиковых. Как раз в это десятилетие стены дома повидали немало великих людей. Один из детей Васильчиковых был воспитанником Николая Васильевича Гоголя, а членам знатного семейства посчастливилось стать первыми слушателями ранних произведений классика. В более поздние годы, проживая в Москве по соседству, Гоголь бывал на литературных вечерах в салоне Васильчиковых. Нередко в спорах западники схлёстывались со славянофилами, а участником этих битв бывал и сам Николай Васильевич. В это же десятилетие в гостях у Васильчиковых бывали многие знаменитые художники, музыканты, литераторы. «У Васильчиковых по средам большие вечера», — писал Алексей Писемский. Туда приходили Гоголь, Щепкин, Грановский, Тютчев, Айвазовский... Несмотря на зачастую кардинально отличающиеся взгляды посетителей салона объединяли общность интересов и стремление к просветительско-познавательному началу. Задумайтесь, они ходили по нашей земле и предпочли быть именно в ней погребёнными.

Редакция благодарит за большую помощь в подготовке материала директора Шимского музея-филиала Ольгу Александровну Новожилову.

Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фотоиллюстрации и архивные материалы имеются в экспозиции музея

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА