Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Добрые рифмы бабушки Нины

Творчество помогает сохранять бодрость духа пенсионерке из деревни Ермолино

С простой русской женщиной, которая пишет стихи о своей семье и для своей семьи, меня познакомила Валентина Мендунен, которая многие годы возглавляла Ермолинское поселение, а сегодня председательствует в местном совете ветеранов. «Обязательно расскажите о Нине Михайловне Фатеевой, – посоветовала она. – Удивитесь, насколько этот человек сумел сохранить любовь к жизни, и несет эту любовь близким, выражая свои чувства и мысли с помощью рифмы...».

И вот мы уже в деревне Ермолино, где нашей встречи ожидают Нина Михайловна и ее сестра Вера, в гости к которой как раз и приехала сочинительница семейных стихов. Узнаю, что буквально вчера Нине Фатеевой исполнилось 87 лет. За плечами большая и трудная, хотя, как она говорит, счастливая судьба.

Родом моя собеседница, как и вся ее родня, из здешних ермолинских краев. Отца забрали на фронт в самом начале войны. Домой он так и не вернулся, сослуживцы-земляки сообщили семье, что видели его раненым где-то под Череповцом.

– Не знаем, где его косточки, – в земле или в воде, в какой стороне, – сокрушается по сей день Нина Михайловна. – Так что с самых первых военных дней вся родительская ноша легла на мамины плечи.

А дальше семью постигла участь многих, находившихся на оккупированной территории, они были угнаны на принудительные работы в Прибалтику. Мама Нины со старшей дочерью Антониной, которой было 12 лет, с утра до ночи батрачили на хозяина, а она, десятилетняя, была в няньках у младших сестренок – трехлетней Верочки и новорожденной Люсеньки. В изнурительном труде в Литве, близ Шауляя, семья провела семь лет: сначала на хуторе, затем в лагере за колючей проволокой.

Нина Михайловна рассказала, как в 1945 году прошел слух о близкой победе над врагом. И все узники побежали из лагеря, который уже не охранялся. Буквально в пяти километрах на одном из хуторов встретили наших бойцов – оборванных, голодных, измученных.

– Литовские паны, убегая, оставляли свою скотину и зерно. Так наши бабы коров доили, пекли лепешки и подкармливали солдат молоком и хлебом, – вспоминает собеседница. – На первой волне, когда освобожденным узникам давали вагоны и машины, мы уехать на родину не успели. Мама заболела тифом, а когда осенью пошла на поправку, денег на дорогу не было. К тому же лейтенант, который тогда командовал на территории бывшей усадьбы, где мы жили, говорил: «Куда вы собираетесь в зиму? Там голод и разруха, а здесь хлеба стоят неубранные. Давайте урожай соберем, хоть с зерном домой поедете».

В деревню Ермолино семья (мама и пять дочерей) вернулась только в 1947 году. За то, что все выдюжила, детей уберегла в нелегкую годину, дочери не раз благодарили свою труженицу-маму. Нина сумела высказать дочернюю признательность в стихотворных строчках на 80-летний мамин юбилей. Вот небольшой фрагмент того посвящения:

... Сколько ты ночей недосыпала,
Пятого ребенка ты ждала,
Каждый день ты слезы вытирала,
Но о чем ты плакала тогда?

Если бы теперь все это было,
Мы бы руки подали тебе.
Ты бы с нами горе разделила,
Ясно – легче было бы вдвойне.

А тогда всего не понимали,
Шла война, и наше детство шло.
Как всегда, в рядочки спать ложились,
Мама с нами – значит, хорошо.

Все мы выросли, работали на славу,
Благодарностей не перечесть.
И за все тебе спасибо, мама,
Ведь во всем твоя заслуга есть.

Хорошо, что до сих пор ты с нами,
Что не гаснет свет в твоем окне.
Все мы – пять – тебя не забываем,
И не бросим мы тебя в беде.

Нина Михайловна, как и ее сестры, всю жизнь неустанно трудилась. Работала на стройке. Освоила профессии штукатура, маляра. А потом на железобетонном заводе стала бетонщицей 4-го разряда. Последние 15 лет до пенсии была трубоукладчицей в ПМК-1. В трудовой книжке – только благодарности и поощрения. А в летописи личной жизни – три замечательных дочери, четверо внуков и столько же правнуков. Бабушка Нина говорит, что судьба ее счастливая, и стихи помогают ей до сих пор сохранять бодрость духа, вот только бы ноги не болели...

Свой первый стих она посвятила младшей дочке Наташе на 18-летие, а потом и на свадьбу ей мысли свои и пожелания умело зарифмовала. Не на день, а на долгие года пожелала молодым не злата и серебра, а лишь три чаши семейного счастья, наполненные до краев:

Одну чашу – крепкого здоровья,
Вторую чашу – верности вам чистой,
И третью чашу – полную любви.
По жизни эти чаши пронесите,
Не расплескайте и не раскалите,
В дороге будут всякие пути.
Храните пожелания мои...

В стихотворном багаже Нины Фатеевой есть и нежное обращение к мужу, которого давно нет на свете, и рассказ о том, как маленькую внучку укусил котенок, и добрые воспоминания о поездке в санаторий. Пожелания новым друзьям, которых обрела на отдыхе в «Живом ручье», она хотела написать на открыточке каждому, да постеснялась. Попросила подругу, объяснив, мол, всего три класса образования у нее, да и то в сельской школе. Нине Михайловне с интеллигентными манерами, умением культурно общаться никто не поверил. Это значит, что главное в человеке вовсе не образование, а состояние души и умение это состояние заключить в мудрую и добрую рифму. Не оставляйте творчество, бабушка Нина, радуйте родных и друзей!

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА