Вторник, 10 февраля 2026

Редакция

Пока Бог даёт

«Сколько помню себя, всё в поле да в поле, то с косой, то с бороной, то на коровах пашем, ведь коней после войны не было. Коров откуда-то пригнали, вот мы на них и работали. Как-то остановились, чтобы животным передышку дать, а подруга моя, такая шебутная, недолго думая, легла под корову, да и поцедила себе в рот молочка, а мы хохочем, глядя на неё. Со стороны очень смешно было смотреть», — вспоминает Лилия Фёдоровна Шарикова из деревни Ретлё.

Она помнит не только тяжёлое послевоенное время, но и то, как в ходе боя немцев с партизанами сгорела деревня Городище, как пришли фашисты, забрали её и ещё несколько человек, увезли в Соловьёво, потом в Михалково, посадили в какую-то баню, угрожая нагайками, требовали сказать, где находятся партизаны. После допроса их всё-таки отпустили, но ненадолго. Несколько раз угоняли немцы её с другими девушками на разные работы, и много раз они убегали, но не всем это удавалось. И от этого становилось страшно.

— Но война, слава Богу, закончилась, — продолжает рассказ моя собеседница. — А за несколько месяцев до победы вернулся в родную деревню Василий Шариков — жил через четыре дома от нас. Он сначала был в партизанах, потом на фронт ушёл. При форсировании Одера был ранен, и после госпиталя его комиссовали. Немного погуляли мы с ним и в 46-ом поженились. А в 47-ом году родила сына, назвали Геной, а потом ещё и Машу, Тамару, Валю и Колю. Нужно было зарабатывать трудодни, поэтому с ребятишками сидела свекровь, а я пошла работать. Сначала в полеводство взяли, а потом в животноводство. Ходила за телятами да за овцами. Колхозу и совхозу отдала 29 лет. Подошла пенсия, но я ещё четыре года отработала на почте, носила газеты, журналы, письма в Средню, Косткино, Колотилово, Кованцы и Ретлё. Помню, сумка была неподъёмная, но она мне однажды жизнь спасла, когда на меня кабан направился, я сумку как бухнула себе в ноги, он испугался — и в сторону! Убежал, а я от страха ещё долго с места сдвинуться не могла.

Василий Шариков — партизан Волотовского отряда

Дети закончили школу, получили специальности, кто выучился на бухгалтера, кто на токаря, — неторопливо продолжает свой рассказ Лилия Фёдоровна. — Сыновья женились, дочки вышли замуж и разъехались. Остались мы с мужем вдвоём. Правда, Маша и Николай жили недалеко, в Ильине, поэтому приезжали нам помогать. Чаще сынок навещал. Муж мой Василий был молодцом, он сначала работал бригадиром, потом десять лет председателем колхоза, да и мне дома помогал, а ведь обе ноги были прострелены. Любое дело у него спорилось, всё с шутками да прибаутками. Поехал однажды в Старую Руссу обменять семенной картофель. У него в автобусе знакомые и спрашивают: «Ты чего, Вась, никак картошку продавать?». Он в ответ: «Да, денег на стенку не хватает. Буфет у нас есть, чтобы посуду ставить, а жена просит стенку купить, чтобы было куда ухваты ставить». Ой, а о нём ведь и в книжке про партизан писали, правда, не помню, что там написано.

Действительно, Виктор Лукин в своей документальной повести «Подполье возглавил Васькин» писал: «...Перед рассветом за деревней Косткино собрались славитинские патриоты. Из Славитина и Ретлё пришли... Василий Шариков... и другие. Когда все собрались, Баранов сказал: «Товарищи! Друзья! Мы собрались здесь, чтобы начать активную борьбу против ненавистной нам фашистской сволочи...»

Но вот уже прошло двенадцать лет, как не стало Василия Андреевича, бережно хранится в семье память об ушедшем из жизни муже, отце, дедушке.

Лилия Фёдоровна с правнучками

Лилия Фёдоровна и сейчас, выходя на улицу (живёт она уже четыре года у младшего сына в Ильине), пытается что-то поделать вместе с невесткой Татьяной в огороде. «Пока Бог даёт силы, надо что-то делать», — говорит она Татьяне, но силы уже не те, да и со здоровьем у девяностотрёхлетней бабушки Лили сейчас не всё ладно, беспокоит то одно, то другое. Но она не жалуется: «Я очень благодарна доктору нашему, Ольге Юрьевне, фамилию забыла (я подсказала бабушке: «Красикова»). Она, когда придёт, поговорит со мной так душевно, мне уже как будто бы легче становится, а она ещё и таблеточки выпишет. Я ей очень благодарна, спасибо ей огромное за заботу и внимание».

В своём возрасте моя героиня не остаётся безучастной к окружающим событиям, событиям в мире. «Наша бабушка любит смотреть телевизор», — говорит Татьяна. И я с любопытством уточняю: «А что смотрите-то, Лилия Фёдоровна?»

— «Вести», «Новости», «60 минут», про Трампа внимательно слушаю, переживаю, не было б войны, — с интересом перечисляет собеседница. — А больше всего люблю «Прямой эфир», я ни одну передачу не пропускаю. Когда девчонки ко мне приходят, это о правнучках, пятилетней Ангелине и трёхлетней Маргарите, они уже знают, если начинаются мои любимые передачи, значит, им нужно уйти поиграть. Я тут несколько дней скучала, когда малышки уехали. Люблю, когда они прибегают, прижимаются, чтобы пожалела, обнимают. Мне с ними хорошо, они энергию дают, — с теплотой говорит прабабушка о детях. А наследство у неё богатое: 11 внуков, 14 правнуков и даже три праправнука.

Людмила НИЛОВА
Фото автора, из семейного архива Шариковых и из книги Виктора Лукина

РЕКЛАМА

Еще статьи

Из спорта в бизнес

Из спорта в бизнес

Один из лучших лыжников Новгородчины Ростислав Никифоров добился успеха в бизнесе.

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА