Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Ожившее дерево

Адреса интересных, творческих, мастеровых людей нам часто подсказывают читатели. Благодаря им и состоялось знакомство с парфинской семьёй Алексея и Любови Устиновых

Творит — не ленится

Мимо их дома, который виден сразу с двух улиц районного центра — 2‑ой Советской и Братьев Плотниковых — невозможно просто пройти. Прохожие невольно поворачивают головы, замедляют шаг, фотографируют и даже приходят на экскурсии со словами: «Разрешите посмотреть...».

Алексей Михайлович и Любовь Алексеевна — гостеприимны, общительны, проводят экскурсию по приусадебному участку и рассказывают о его «достопримечательностях», которыми стали деревянные фигуры, сделанные хозяином дома.

Умение видеть красоту дано ему от природы. В школьные годы каждый из нас, чувствуя тягу к какому-то занятию или ремеслу, увлекался музыкой, спортом, танцами. Алексей всегда любил мастерить: выжигал по дереву, вырезал картины, делал поделки. Гуляя по лесу, собирал причудливые коряги, в которых видел будущую занятную вещь: очищал, подправлял, и получался, например, подсвечник, изумлявший знакомых и друзей.

Он из той категории людей, которые умеют всё или почти всё: строитель и плотник, отделочник и печник, сварщик и автомеханик... Берется за любой заказ, делает на совесть: для него главное, чтобы человек остался доволен результатом.

Сам строит дом. И в круговерти многочисленных дел находит минутку для отдыха, для души, настроения и творчества. Он не сидит перед деревянной чушкой, как художник перед мольбертом, в ожидании вдохновения. Оно приходит неожиданно, при выполнении самых обычных домашних дел, которых в частном доме немало.

3

«Занимался заготовкой дров, — рассказывает Алексей Михайлович. — Во дворе дома были свалены брёвна. Пилю, и вдруг решил «поколдовать» над последним. Раз-раз, пять минут – и появился какой-то образ». Жена увидела и даже ахнула: на неё смотрел не то старец, не то волшебник. Не разрешила ничего доделывать, изменять: в таком виде он и «охраняет» их дом, являясь семейным оберегом.

«А кого напоминает вам?», — спрашивают Устиновы у друзей, знакомых, кто приходит в гости и рассматривает работы. Эта фигура, стоя в тени дерева, мне напоминала мудреца в широкополой шляпе, с прикрытыми глазами и окладистой бородой. Он будто дремлет, потому что вокруг всё спокойно и тихо, но если понадобится — защитит дом и словом, и делом.

Проводя по приусадебному участку, супруги таинственно спрашивают: «А больше никого не видите?». Оказывается, среди плодовых деревьев притаилось ещё одно необычное существо: сказочное, волшебное, сродни им самим, ведь когда-то оно было ёлкой. «На участке росла ель, и когда была небольшая, вроде бы не мешала, — говорит Любовь Алексеевна. — Но со временем пришлось от неё избавиться: выкорчевали, отряхнули с корней землю, перевернули, муж поработал инструментом, и получился лесной персонаж — то ли Кикимора, то ли Леший...».

Скорее, лесной дух или колдунья, но не ведьма, подумалось мне: лицо получилось не злым, многочисленные разветвлённые корешки, хаотично торчящие в разные стороны, дополняли образ, выполняя роль развевающейся на ветру причёски. Защита всякой растительности на участке для неё — святая обязанность: ведь она в прошлой жизни была деревом.

Даже скамеечка под раскидистой яблоней, на которой привито сразу несколько сортов фруктов (Алексей Михайлович увлекается и садоводством), выглядит таинственной. Присев на неё, попадаешь в объятия то ли ястреба, то ли орла, раскинувшего могучие крылья. Наклонившись вперед, можно погладить необычных зверьков, распушивших хвосты и поддерживающих скамейку.

В большом светлом помещении, которое первоначально предназначалось под гараж, расположились мастерская и «выставочный зал». Железную конструкцию, расположенную рядом, «облюбовала» птица с поднятыми крыльями. Чтобы разглядеть ее, приходится поднимать голову вверх, отчего на фоне открывающегося неба кажется, что она готовится взлететь или только-только приземлилась.

Среди работ мастера много птиц. Вот где раздолье пернатым: пара лебедей, будто плывущих по глади озера; голубь — птица мира, готовая к полету на благо добрых дел; дятел, сова... В компанию к деревянным экспонатам попала чёрная красавица пантера — гибкая и бесстрашная, застывшая в прыжке; весёлый, лопоухий гномик; недоступная, надменная женская фигура: кому-то представляется Снежная королева, а кому-то — египетская богиня. Здесь же высокие витые столбы, словно вырезанные из масла, рядом — букет из роз, которым ещё предстоит найти своё место в украшении дома.

«Лежали на участке брёвна, а рядом зацвели розы, — вспоминает Алексей Михайлович. — Смотрел на них — и появился букет из дерева. Сделал просто так, не представляя, куда поставить и какое применение найти. Друзья увидели и подсказали хорошую идею: смастерить половинку деревянного вазона, поставить к стене дома, а в него — букет. Предложение и нам понравилось. Мы с женой всегда рады, когда знакомые, рассматривая деревянные поделки, дают интересный совет: ведь каждый в любом предмете видит то, что иной и не замечает».

В его работах нет точного сходства с оригиналами, к чему он и не стремится: ведь своих героев он видит так, а не иначе.

Дом не только крепость...

Алексей Михайлович не может сидеть без дела и не понимает равнодушия в вопросе: «Тебе это надо?». Если для кого-то отдых — безделие, для него — работа для души с пилой, лобзиком, болгаркой и другими инструментами, которыми можно «оживить» дерево.

Да и невозможно праздное времяпрепровождение в доме, который строится своими руками, с любовью и желанием сделать его не только добротным, но и уютным, красивым, неповторимым и единственным в своем роде. Трудно поверить, что начинался он с бани. Любовь Алексеевна всегда мечтала иметь свой дом, что совпадало с желанием мужа. «Пусть у нас будет хотя бы маленький домик в два окна, но свой», — говорила она.

Сначала построили добротный сруб, в котором предусматривались баня и комната для отдыха. А потом — стечение обстоятельств — и всё изменилось: стали пристраивать, переделывать, придумывать – и получился удивительный, непохожий на окружающие, дом. Появилась на участке и баня, украшенная цветочной клумбой и деревянной фигурой «мулатки», зазывающей испробовать русского пара. «Мы еще не построились окончательно, — улыбаются супруги. — Наш дом ждут преобразования, да и внутри ещё много работы».

Когда он только возводился, то сразу производил впечатление легкого и даже воздушного. Фасад дома в два окна, а крыша – словно козырёк, нависающий и прикрывающий окна второго этажа от яркого солнца. Полукруглая веранда, будто беседка, приставленная к стене дома, а сверху — балкон, открывающий обзор далеко за пределами приусадебного участка. От большого количества окон светло, солнечно и просторно внутри: всё по-современному, как в городской квартире, а для уюта на кухне — аккуратная русская печь. На второй этаж поднимаемся по ступенькам, украшенным цветочным орнаментом, а супруги рассказывают о планах, задумках по строительству и внутренней отделке дома, которым предстоит осуществиться.

Алексей Михайлович всё сделает сам, а Любовь Алексеевна подскажет идеи и выступит в роли дизайнера. В орнаменте резного карниза крыши над верандой просматриваются летучие мыши. «Это мое желание и предложение, — говорит она. — С ними связаны приятные воспоминания из детства. Гостила у дедушки в Старорусском районе. В деревне росли огромные довоенные дубы. Когда смеркалось, мыши шуршали по листве своими крыльями и казались какими-то инопланетными, загадочными, волшебными существами. Их присутствие считала хорошим, добрым знаком». Хозяйка — главный овощевод, цветовод в их семье: аккуратность и красота на приусадебном участке невозможны без разнообразия красок и цветочных ароматов.

Семья Устиновых любит спорт. Зимой — коньки и лыжи, а в любое время года — настольный теннис: ведь поставить стол позволяет помещение на втором этаже. Здесь же можно принять гостей и устроить новогодний праздник для друзей, детей и внуков, приезжающих из Латвии. Кульминационным сюрпризом станет красивое зрелище, придуманное и воплощённое руками хозяина. Огромный олень с ветвистыми рогами, словно из сказки, облюбовал место в центре приусадебного участка. Когда стемнеется, его фигура засветится разноцветными огоньками, а отблески на снегу будут напоминать северное сияние. Такой красотой нынешней зимой любовались и жители соседних домов: фигура оленя поставлена на постамент, а поэтому видна издалека. «Приходите вечером: сейчас ночи тёмные, включим лампочки — посмотрите, как красиво», — пригласили супруги.

* * *

Из этого гостеприимного дома никто не уходит без чаепития. Продолжаем разговор за чашкой чая, и на традиционный вопрос «Резьбе по дереву ведь можно научиться?» Алексей Михайлович рассказывает историю: «Один знакомый, увидев фотографии моих поделок, удивляясь и одобряя, спросил: «Этому можно научиться?». «Можно», — отвечаю. «А сложно?» — «Не сложно. Приезжай. Научу». «А что для этого надо?» — «Берёшь бензопилу, заливаешь бензин, заводишь и начинаешь резать». «И всё?», — с недоверием спросил знакомый. Отвечаю: «И всё».

Конечно, желание чему-то научиться, трудолюбие и настойчивость помогут каждому в освоении выбранного ремесла. Но чтобы вещь дарила радость, заставляла задуматься, улыбаться и восхищаться — нужны творчество и фантазия, умение увидеть своего героя, черты которого начнут проявляться, как только мастер прикоснётся к дереву.

Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА