Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

14-й гвардейский стрелковый полк

7-й гвардейской стрелковой дивизии 1-го гвардейского стрелкового корпуса располагался на Северо-Западном фронте в районе «Рамушевского коридора» между деревнями Старорусского района Великое Село, Майлуковы Горки и Дубки. Полк насчитывал около трёх тысяч военнослужащих. Почти все они погибли в феврале и марте 1942 года.

Отряд «Рубин» в августе продолжил поиск бойцов 14-го гвардейского стрелкового полка, начатый на весенней вахте. Лагерь поисковиков располагался у деревни Дубки, в двух километрах от мест кровопролитных боёв. Леса близ деревни хранят траншеи и окопы, в которых навсегда остались солдаты той войны. Земля здесь напичкана минами, оружием, патронами и осколками снарядов.

За период работы с 17 по 27 августа поисковики обнаружили и эксгумировали останки 24 бойцов РККА. У погибших военнослужащих найдены 8 личных медальонов, два из которых удалось прочитать в полевых условиях, остальные шесть отданы на экспертизу. С останками также найдены именные вещи, по которым удалось установить личности бойцов. Все имена определялись по данным военного документа – списка призыва 14 гв. сп. Таким образом, по медальонам прочитаны имена сержанта Рябова Федора Петровича, 1910 г. р., уроженца Мейчутовского района Башкирской АССР, командира отделения 14-го гв. сп. и Сысуева Николая Петровича, 1905 г. р. из Читинской области. При изучении архивных документов потерь полка за указанный период установлены имена бойцов с найденными подписными вещами — ложкой с инициалами «ПНА» и фляжкой с инициалами «УДП». Ими являются красноармейцы Пономарев Нестор Алексеевич, 1914 г. р., проживавший в Баргузинском районе Бурят-Монгольскаой АССР и Уланов Дмитрий Петрович, 1912 г. р., призванный из Щучанского района Челябинской области. Пономарев исключен из списков полка 24 февраля, Уланов - 01 марта 1942 года.

В настоящее время ведётся активный поиск родственников данных бойцов.

Первое впечатление

Валеру Панова из деревни Соловьёво в отряд позвали его друзья Андрей Митюнов и Витя Иванов.

— Мы к нему долго присматривались, — деловито рассказывает Андрей, — потом посовещались с Витей и решили, что в отряде нужен такой боец. Он трудолюбивый, да и знаем мы его уже давно. Вместе и на озеро рыбачить ездим, и в лес ходим. И сейчас я в нём не разочаровался, мне понравилось с ним работать.

Да, в отряде Валера прижился с ходу, как будто всегда на вахту ездил. Несмотря на то, что он самый младший, ему четырнадцать лет, наравне с взрослыми работал в лесу и в лагере все дела выполнял исправно.

— Я два года уже знаю об отряде и о поиске, — говорит Валера. — наслышан от друзей, но долго сомневался, попроситься или нет, думал, не справлюсь. А теперь только доволен.

— Что для тебя было впервые? — спрашиваю я.

— Первый раз в жизни в свой первый день поиска увидел человеческие останки и даже поднимал их вместе с Ирой Ёлкиной, — отвечает он. — Очень ей благодарен за подробные объяснения по ходу работы. Впервые видел столько оружия и разных боеприпасов. Впервые увидел смертный медальон.

Многое для парня здесь было незнакомым, но больше всего его взволновало открытие медальона.

— Вечером все вместе смотрели, как старшие открывали капсулы медальонов и разворачивали вкладыши, — рассказывает Валерий. — Мне было интересно, что там написано, и как-то не по себе от осознания того, что солдат, погибший очень давно, найден только сейчас, и вот-вот прочитают его имя.

— Возникли у тебя трудности на вахте?

— Только одна – рано надо вставать, — улыбается он, — только это.

— Мы все уже поняли, что ты боец толковый и приняли тебя в отряд, а ты как? Принял ли нас?

— Конечно! — следует незамедлительный ответ. — Мне очень понравилось! Теперь буду ездить на вахты и работать вместе с вами.

С возвращением!

Волотовец Максим Иванов принят в отряд с 2009 года и работал только на трёх вахтах памяти. Он начал поисковую деятельность ещё с первым составом «Рубина», из которого нынче остались Сергей Асадулин, Ирина Ёлкина, Андрей Черкашин, Паша Васильев и, конечно, командир отряда Елена Пахомова. Максим очень дружен с Андреем Черкашиным, который и вернул его в отряд. Они расстались в восьмом классе, когда Андрей переехал в Новгород, но дружбу и общение не потеряли. Теперь друзья снова в «Рубине». Для большей части отряда Максим был новичком, но очень быстро завоевал расположение и уважение всех ребят. Парень привёз на вахту две пары боксёрских перчаток, установил перекладину между деревьями. Помимо работы в лесу и в лагере занимался бегом и тренировками с молодыми бойцами. Мы не могли нарадоваться на Макса и почти каждый день шутили: «Где ты раньше был?».

— Макс, почему ты решил вернуться к нам? — интересуюсь я.

— Душа рвалась в лес, — лирично шутит он, — да я давно хотел, вот всё сложилось, с Андреем договорились и поехали.

— Что изменилось в отряде?

— О, многое! Новые лица, старые лица, — смеётся Максим. — На самом деле, — говорит он серьёзно, — я увидел другой уровень поиска, профессиональный и отлаженный алгоритм действий всей команды. Радует и хорошее техническое оснащение отряда: металлоискатели, навигаторы, рации; в лагере — баня, туалет, генератор. С первым «Рубином» не сравнить. Нам тогда трудно приходилось. А сейчас работай в своё удовольствие. Я очень доволен, и даже горжусь отрядом за то, что теперь мы самостоятельные, можем работать автономно. По-моему, вахта удалась, результат хороший, все дружные, готовили вкусно, — улыбается Макс, — трудностей никаких не возникло ни в работе, ни в общении. Хочу отметить, что у нас каждый боец особенный, и интересен по-своему, но для меня главное то, что все они профессионалы в поиске.

Ура Бобру!

На этой вахте с чьей-то лёгкой руки или шутки все рубиновцы стали «Бобрами». Наверное, потому, что лагерь начали строить с запруды на ручье, иначе воды было не набрать. Палатки были «хатками». И позывной по рации: «Нора вызывает Бобра!» Ответ: «Бобёр на связи!» и дружное «Ура Бобру!», если что-то удавалось, и много других приколов.

До следующей вахты почти восемь месяцев, которые будут заняты поисками теперь уже родственников. Это планы на разведку и другие экспедиции. Мы все будем скучать по дыму отрядного очага, по шуршанию дождя над тентами, по вкусной лесной еде, по шуточкам Асадулина, по ошеломляющей радости от находок и больше всего по общению друг с другом. А пока «Рубин» желает всем Бобра!

Ольга МИХАЙЛОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА