Темы, так или иначе связанные с городским кладбищем, поднимаются на страницах районной газеты с завидной регулярностью. Тем не менее, обращений, жалоб и иного рода негативных откликов по этому поводу от наших читателей меньше не становится. Так, совсем недавно, 20 сентября, редакцию посетила пожилая пестовчанка, в очередной раз пожаловавшаяся на творящееся там безобразие, после чего наш корреспондент решил лично убедиться — всё ли на самом деле так уж плохо, как об этом говорят земляки.
Скажу откровенно, увиденное на первом кладбище произвело впечатление, мягко говоря, гнетущее — если по периметру погоста ещё поддерживается относительный порядок (впрочем, и там бывают неприятные исключения), то ближе к центру картина с каждым шагом становится всё мрачнее и непригляднее — сделанные мною снимки достаточно красноречиво о том свидетельствуют. Бросаются в глаза заброшенные, провалившиеся, неухоженные могилы, многие из них наглухо заросли кустарником и деревьями. С одной стороны, это процесс естественный (в природе по другому не бывает — растения не выбирают, где им расти), а с другой, гуманитарной, — результат людского равнодушия и наплевательского отношения к ушедшим в мир иной предкам. Всё это хотя бы можно понять, но вот вандализма и откровенного свинства некоторых наших земляков, заваливающих чьи-то могилы и окрестности кладбища всевозможным мусором, ни принять, ни простить никак невозможно.
![]() |
Здесь тоже покоятся чьи-то родные... |
Лично для меня всю жизнь оставалось неразрешимой загадкой — что творится в голове, с позволения сказать, человека, любовно вычищающего могилку своего предка, а затем с каким-то необъяснимым равнодушием вываливающего весь собранный мусор на соседнее захоронение… Там что, не человек похоронен!? Может, ты знал его при жизни, и он сделал тебе что-то плохое, чего ты никак не можешь ему простить даже после смерти? Каждому из нас понятно – вопрос этот — риторический, просто для наших земляков существуют только два основных понятия — «своё» и «чужое», причём первое следует обожать и боготворить, а со вторым можно поступать по собственному усмотрению. Для себя я объясняю сей феномен так: после 1917 года большинство думающих людей в нашей стране были уничтожены физически, а выжившие погибли в начале сороковых, в результате произошёл некий генетический сбой, — россиян поразил этакий «синдром шарикова», который и позволяет им творить все те мерзости, которые мы нынче наблюдаем чуть ли не на каждом шагу…
![]() |
Сквозь ветки виднеется заброшенный памятник... |
Впрочем, всё это лирика, а подумать следует о главном — что делать, дабы изменить ситуацию. Накопившийся за десятилетия (в течение которых и складывалась эта самая ситуация) опыт показывает — требовать от муниципальных служб навести порядок — дело хлопотное и, судя по всему, бесперспективное, а посему для начала не мешало бы вспомнить о том, что на кладбище покоится немало известных педагогов, медиков, военнослужащих и иных личностей, внёсших в своё время немалый вклад в развитие города и района. Могилы же их пребывают в запустении лишь потому, что у этих людей не осталось родственников. Но разве светлая память о них — не достаточное основание для того, чтобы ныне живущие проявили хотя бы минимальное уважение к ушедшим в мир иной? Вот где скрывается бескрайний простор для деятельности представителей волонтёрского движения, а возможно, и школьников, и трудовых коллективов! Стоит лишь вспомнить, проникнуться, захотеть, наступить на горло дремлющему внутри нас шарикову…
Михаил РОГАЛЕВ, фото автора
Опубликовано в №38 от 28 сентября 2017 года