Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

«Собачий» вопрос

На самом высоком уровне говорят о создании комфортной городской среды, имея в виду благоустройство наших дворов, ремонт дорог и так далее.

Но сложно говорить о комфорте, когда по городу бегают агрессивные собачьи стаи, численность которых доходит порой до тридцати особей. Буквально на днях наблюдала за такой сворой из окна.

Она направлялась в открытый подъезд, но что-то спугнуло её.

Пока защитники животных ведут словесные баталии в Интернете, собачки плодятся и размножаются. Несмотря на, вроде бы, принимаемые на местном уровне меры по отлову, меньше бездомных животных не становится. Деньги из бюджета выделяют, а проблема не решается. Есть о чём задуматься.

В обществе сложилось два мнения, два взгляда. У каждой стороны свои аргументы. А мне, когда заходит разговор о бродячих собаках, первым делом вспоминается бессмертное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», а именно то, как в непростые послереволюционные годы решали «собачий» вопрос. Если верить классику, дело было поставлено очень серьёзно. 21 век на дворе, а оглядываемся мы в далёкое прошлое. Почему в Советском Союзе так остро эта проблема не стояла? Система была отлажена и работала. Конечно, и в то время можно было встретить бродячую собачью свору, но это не носило массового характера.

Как правило, когда речь заходит о бродяжках и опасности, исходящей от них, мы говорим об ответственности человека и вспоминаем крылатую фразу Экзюпери. Спору нет – мы в ответе за тех, кого приручили. Но мы же имеем дело со стаей, хорошо организованной группой агрессивных по отношению к человеку собак. Это ОПГ какая-то! Какие они друзья? Это враги.

Друг или потенциальная жертва?

Собаки в стае перестали бояться людей, и совсем не похожи на затравленных животных, а больше напоминают своих ближайших сородичей – волков. Они родились на улице, и у них никогда не было хозяина. Отсюда и такое отношение к человеку, не свойственное собаке домашней. Я больше скажу: они становятся, стали уже равноправными хозяевами города, зачастую диктуя свои условия нам, людям. Кто не согласен, тот может открыть Интернет и освежить свою память. В 2016 году зафиксированы случаи нападения в городах Барнаул, Тверь, Чита, Москва, Ижевск, Саратов. В Чите стая собак загрызла девятилетнего мальчика.

На одном из сайтов, посвящённых проблеме, я прочитала о том, что дикие животные обладают высокоразвитой психикой и элементарной рассудочной деятельностью, они хорошо «изучили» повадки человека, они прекрасно приспособились к нашим условиям. Повышенный интеллект – следствие того, что выживали наиболее хитрые и сообразительные псы. И если они нападают, то это страшно.

Положительный опыт

Наших подписчиков Вконтакте мы попросили дать свой ответ на этот риторический в России вопрос: что делать, какие меры принять, как бороться с этим массовым явлением? Ответы были самые разные. Кто-то предлагал кинуть клич среди жителей частного сектора и после отлова раздать собачек по дворам. Другие парируют: «Собаку надо с детства воспитывать, а не брать взрослой особью. Да и вряд ли желающих столько можно найти. Кому надо, тот уже взял себе животинку». Кто-то заметил, что преобладающим способом добывания пищи в условиях населённых пунктов является собирательство. И пока есть открытые мусорные контейнеры, стихийные свалки, разбросанные пищевые отходы, будут и бродячие собаки. А кто-то на это возражает: не будет пищи, начнётся охота на людей. На мой взгляд, очень трезвое замечание высказала Мария Новикова:

– Мое мнение: всё выше предложенное не решит проблему, пока на государственном уровне не возьмут это под контроль. Не надо изобретать велосипед, в этом вопросе вот как раз и можно посмотреть в сторону Европы, там эта проблема решена. Алгоритм действий прост: решил взять собаку – необходимо получить разрешение на её приобретение – обязательная постановка на учёт животного в госучреждении – обязательное чипирование – за своего питомца хозяин платит налог, за счёт которого в том числе содержатся и приюты. Животных вследствие разных причин на улицу не выкидывают (огромные штрафы, работают в полной мере законы о жестоком обращении с животными), собак сдают в приют, где их содержат и ищут новых хозяев. В общем, целая система выстроена не одним десятком лет. И государство это контролирует. Всё остальное просто популизм и болтология. Только страх перед наказанием пока срабатывает.

Кстати, такой же опрос я провела и среди своих знакомых, живущих в других регионах. В Арзамасе, похоже, с ситуацией справились. Собачек «чипировали» и держат на контроле, стай больше не видно на улицах города. В Подмосковье ситуация схожа с нашей.

В 2013 году мы несколько дней провели в столице Чехии Праге. Видели там много собак, разных пород и размеров. Но все они гуляли в скверах и парках со своими хозяевами. Что удивило – в городе мы не видели ни ОДНОЙ бродячей собаки и кошки! Позже своё недоумение я высказала в одной из социальных групп. Мне сказали, что нет там на улицах бродячих животных. В принципе нет.
Но вернёмся к нашим реалиям. Мы-то пока с проблемой не справились. И нам страшно. Знакомые рассказывали, как встретились со стаей
около котельной на ул. Титова. Двое взрослых мужчин не на шутку испугались. Что придёт в головы этим опасным животным? Никто не сможет ответить на этот вопрос, даже правозащитники.

Немного позитива

Несколько лет назад к на-шему дому прибилась собака. Мы её поначалу пытались выгнать, но животинка, видно, облюбовала наш дом и никуда уходить не собиралась. Оставили собачку у себя. Теперь это – отличный сторож и очень доброе животное. Такая вот история. Но это ведь совсем другое дело – дать кров «потеряшке». Это друг, попавший в беду.

Домашняя собака, оказавшись на улице, ищет прежнего или нового хозяина в надежде, что её приютят и покормят. Выброшенные на улицу собаки никогда не сбиваются в стаи и не прибиваются к уже существующим, утверждают специалисты. Домашняя собака с рождения ориентирована на общение с человеком и на подчинение ему как вожаку. Но немногим везёт найти нового хозяина или попасть в приют.

Стаи же несут опасность. И что с этим делать, однозначного ответа нет. Очевидно одно, в чём единодушны, пожалуй, все: пока не будет федерального закона, который бы чётко регулировал отношения между человеком и братьями нашими меньшими, ничего не изменится. Пока мы не встанем в этом вопросе на твёрдую законодательную почву, ситуация будет только усугубляться.

Светлана ЩЁГОЛЕВА, фото автора 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА