Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Люблю деревню русскую!

Директор Подберезской средней школы Татьяна Степанова с грустью вспоминает о прошлом и с верой смотрит в будущее

Талантливый человек талантлив во всем. Директору Подберезской школы Татьяне Степановой это крылатое выражение подходит самым лучшим образом. В Новгородском районе Татьяну Николаевну многие знают как грамотного управленца и профессионального педагога. А между тем она еще и вдохновенный поэт, отчасти художник и просто хороший человек с широкой душой и бесконечно добрым сердцем. Татьяна Николаевна поделилась с нами своими размышлениями о жизни, учительском труде и немного — о творчестве.

Татьяна Степанова родилась и выросла в Мошенском районе, как сама называет в «медвежьем углу». Воспитывалась в обычной рабочей семье. Ее мама Нина Николаевна за нелегкую трудовую жизнь сменила несколько профессий, от обыкновенной телятницы до заведующей магазином. Отец Николай Ефимович — ветеран Великой Отечественной войны, участник Курской битвы. На втором этаже школы, в галерее «Бессмертный полк», висит его портрет.

— Татьяна Николаевна, на посту директора Вы без малого 30 лет. А с чего начиналась ваша педагогическая карьера?
— Как и у большинства учителей — с Боровичского педагогического училища. В детстве я мечтала быть воспитательницей, очень уж нравилось возиться с детишками. Но приемная комиссия училища, посмотрев на мой аттестат с отличием, предложила поступать на недавно открытое пионерское отделение, где я получила специальность пионервожатой и учителя начальных классов.

— А в 1976 году Вы переступили порог построенной год назад Подберезской школы и остались здесь навсегда.
— Еще во время учебы мы с подружками договорились, что поедем работать в Новгород или Новгородский район. Кстати, одна из них, Татьяна Рыжкова, по сей день учительствует в Тесово-Нетыльской школе. Я пришла сюда в качестве пионервожатой. Сначала мне было не по себе, и поселок на первый взгляд не понравился. Но потом сомнения и страхи ушли.

— Директором школы Вы стали спустя 12 лет стажа пионервожатой. Что этому поспособствовало и кто стал Вашим наставником?
— Первый директор школы, ветеран труда, заслуженный учитель РСФСР Вера Матвеевна Федорова выдвинула мою кандидатуру в резерв руководящих кадров. Она многому меня научила и впоследствии довела до министерской награды — отличник народного просвещения. Несмотря на мою нерешительность, Вера Матвеевна верила в меня. В том, что я сегодня здесь, — ее заслуга.

Тем не менее с уверенностью скажу, что 12 лет пионерской работы — лучшие годы моей жизни. Во-первых, это яркие воспоминания молодости. Здесь я встретила будущего супруга. Во-вторых, меня вдохновляла работа с детьми, жизнь школы была насыщена событиями. Ученикам тех лет уже за 50, но они с радостью вспоминают пионерское детство: тимуровские традиции, грандиозные праздники, спектакли, турслеты, песни у костра и печеную картошку...

— На уроках истории, которые Вы ведете помимо директорства, часто рассказываете детям о романтике советской эпохи?
— Историю преподаю 35 лет и очень люблю свой предмет, особенно историю Отечества. Касательно времен СССР — обязательно даю детям несколько точек зрения, но и субъективное мнение высказываю тоже. Советская эпоха обеспечила меня бесплатным жильем, дала достойное образование и работу. Несмотря ни на что, мы жили в светлое время и были увереннее в завтрашнем дне. Не боялись поздним вечером пройти по улице и оставляли на ночь незапертой дверь. Вокруг не было столько болезней и катастроф. Теперь люди стали тревожными, живут с неприятным предчувствием. Может, потому что на первый план выступили деньги, и люди с жаждой наживы утратили понятия доброты и чести.

— Какие понятия и принципы Вы ставите главными в работе руководителя? Можно назвать Вас строгим директором?
— Могу рассердиться, но это бывает на миг. Я люблю детей, ругать их мне бывает жалко. То же и с педагогами — они не привыкли видеть меня рассерженной. Более того, для них очень оскорбительно, если замечание сделано на повышенной ноте. Я, в свою очередь, испытываю дискомфорт от того, что учитель, выйдя из кабинета, будет переживать. Благоприятная атмосфера в коллективе — залог успешной работы.

— Есть что-то в работе, с чем никогда не смиритесь и готовы бороться всегда?
— Оскорбления. Сама не терплю и не прощаю этого своим коллегам. Строгость в учителе должна быть — да, но не грубость. Поэтому на совещаниях обращаюсь к педагогам, чтобы они видели в детях достойных собеседников.

У нас прекрасный, сплоченный коллектив. Мы любим свою школу и стремимся, чтобы она была красивой и комфортной для каждого ученика. Мне небезразлично, что сегодня говорят о школе. Неприятно, когда критикуют, хотя, с другой стороны, критика — двигатель вперед и толчок к развитию. Во все времена для меня было главным, чтобы дети ушли из школы не только с достойным багажом знаний, но и с хорошими впечатлениями.

— А из своего школьного детства Вы вынесли эти впечатления? Трудно было учиться на «пятерки»?
— Учеба давалась легко, потому что всегда присутствовал интерес. Да и образование, хочу заметить, нам давали качественное. То, что выучила в школе, — помню до сих пор. Благоприятная атмосфера в семье способствовала успешной учебе. У мамы было шестеро детей. И я не могу припомнить, чтобы она хоть раз повысила на нас голос. В общем, свое детство могу назвать счастливым.

— Назовите, пожалуйста, самые яркие воспоминания.
— Все они — светлые и приятные, но часто доходят до щемящей грусти. В душе живет ностальгия по звенящим косам на полях, по песням косарей, которые вечером возвращались домой. У нас не было ни одной пустой пашни, земля была засеяна картофелем, пшеницей, рожью, льном. Я болею тем временем. Очень люблю русскую деревню и не понимаю, почему о ней так несправедливо забыли. Многие мои стихи наполнены печалью о старой деревне.

— Если уж мы затронули тему поэзии, когда начала проявляться Ваша творческая натура?
— Первые стихи родились в юности. Они не сохранились. Снова вернулась к стихам уже в зрелом возрасте. Но за много лет я так и не научилась писать по заказу. Строчки ложатся, только когда приходит вдохновение.

— У Вас прекрасные стихи, неплохо бы их издать...
— Никогда не думала об этом, да и не все стихи записываю, какие-то потеряны. Лишь часть в небольшом рукописном сборнике. Одно из произведений «Сторона моя былинная...» звучит песней в исполнении Сергея Льнявина.

— Всю энергию Вы отдаете работе и детям. Понятно, что, возвращаясь домой, вряд ли возникает желание заниматься чем-то грандиозным, и все же... Какие есть еще увлечения или, может, мечта?
— Шить-вязать я не любитель, а пою с удовольствием и рисую. Еще в школе папа ласково звал меня Васей-рисовальщиком. Ну и мечтаю, конечно. Человек должен мечтать. Я, к примеру, никогда не видела море, все какие-то дела находились. Хотела бы побывать в дальних странах и посмотреть на другую жизнь.

— Татьяна Николаевна, Ваш девиз по жизни?
— Стараюсь следовать завету, который дал мне отец. Он сказал: «Таня, живи с царем в голове и с Богом в сердце».

— Сегодня, в День учителя, какие слова Вы хотели бы адресовать коллегам?

— Пусть пожеланием коллегам и всем жителям Новгородского района станут строки из моего стихотворения:

Живите без оглядки, живите!
Дышите полной грудью, дышите.
Дивитесь облакам, в небе плывущим,
Не жалейте добрых слов рядом идущим.
Не браните вы судьбу, не кляните.
Каждый новый день улыбкой начните.
Соловьи устанут петь вдруг однажды,
От звенящей тишины станет страшно...

— Спасибо за приятный разговор, надеемся и в будущем видеть Ваши стихи на страницах районной газеты.

Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА