Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

«Жить надо по средствам»

С наступлением осени участились жалобы в адрес администрации Федорковского сельского поселения на плохое уличное освещение.

Жители деревень возмущаются, что не меняются перегоревшие лампы, а к некоторым светильникам провода вообще оказались обрезаны. Это стало поводом для разговора с главой поселения Николаем Ивановым:

— Николай Анатольевич, как Вы можете объяснить сложившуюся ситуацию?
— Да, ситуация с уличным освещением в ряде населённых пунктов действительно осложнилась. На улице темно, а замена ламп в светильниках затягивается. Люди возмущаются, звонят, шлют лично мне угрожающие СМС. Придётся потерпеть, пока не разберёмся с незаконными светильниками.

В начале лета служба безопасности ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», проводя ревизию уличного освещения на территории Федорковского сельского поселения, выявила 493 светильника, хотя на учёте у нас 268. Выходит, на самом деле их почти вдвое больше. Однако оплачиваем электроэнергию, потребляемую учтёнными светильниками, за остальную — не платим. Энергетики направили администрации сельского поселения договор на обслуживание незаконных 225 фонарей, но я пока не могу его подписать, потому что если оплачивать по счетам, средств, выделенных на уличное освещение, хватит всего на полгода. А потом населённые пункты погрузятся во тьму.

Энергетики из-за больших потерь электроэнергии вынуждены применять жёсткие меры. Поскольку мы не подписали договор, нам не дают автомашину-вышку для замены ламп в светильниках. Прибегнуть к услугам «шабашников» не имеем права. Раньше администрация поселения нередко пользовалась услугами частных специалистов. В тех же Лажинах, к примеру, лампочки менял местный электрик. Однако Контрольно-счётная палата, проводившая в администрации поселения ревизию финансовой деятельности, сделала замечание за нецелевое использование средств. Нельзя привлекать специалистов со стороны, тем более не прошедших аттестацию. Выходит, энергетики теперь стали монополистами, а мы — заложниками возникшей ситуации.

— Почему так произошло?
— Я полагаю, что давно не было сверок по светильникам. Ведь две с лишним сотни новых фонарей появились не сразу, а в течение многих лет. Люди хотят жить лучше, хотят, чтобы у каждого дома было светло. Особенно дачники, привыкшие к хорошей освещённости в городе. Вот и ставят фонари, часто не на общее благо, а направляют их на свой приусадебный участок, подключаясь при этом не к своему счётчику, а к уличному освещению. И не думают о том, что за свет платить нужно. У нас даже в Федоркове — самом крупном населённом пункте, не на каждом столбе фонарь висит, потому что экономить приходится. Как говорится, «не до жиру, быть бы живу». А дачники уезжают осенью по домам, и горит свет в их дворах, бывает, днём и ночью.

А нам нужно жить по средствам. На уличное освещение выделяется 2 млн. 669 тыс. рублей в год — потратить больше не имеем права. В эту сумму входят и ремонт светильников, и замена ламп. Кроме того, у нас 127 фонарей подключены к приборам учёта, и за потреблённую ими электроэнергию тоже платить надо. Тарифы же у энергетиков «драконовские». Ввернуть одну нашу лампу обходится поселению более 600 рублей, заменить светильник, опять же наш, а это — подсоединить два провода и закрутить два болта — 3000 рублей, установить фотореле — более 1000 рублей. Эти цифры привожу специально, чтобы люди знали, как дорого обходится уличное освещение, и экономили электроэнергию.

— А как сами жители населённых пунктов относятся к этому вопросу? Часто можно увидеть включённые днём фонари?
— Очень часто, особенно на станции Парфино на ул. Железнодорожная. А в деревне Парфино светильники вообще день и ночь горят, и никому дела до этого нет. Сам проезжаю по улицам и выключаю.

Был весной случай: подъехал к работникам, отводившим воду в сточной канаве. Смотрю — фонарь рядом с дорогой светит, а мимо идёт женщина. Прошла и не подумала свет выключить, хотя всего пару шагов до опоры и надо-то сделать. Я говорю ей: «Видите, свет горит, неужели не выключить?». Она отвечает: «Вам надо — вы и выключайте». А в д. Тулитово местный житель однажды попросил заменить ему лампочку в фонаре, сказав, что прежняя день и ночь пять лет горела. В разговоре выяснилось, что в своё время парфинские энергетики, приезжавшие в деревню на устранение аварийной ситуации, по его просьбе, сами же установили на столб его личные фонарь с лампочкой. Выключатель мужчина пообещал купить на следующий день — и купил, но энергетики так его и не установили. Сколько электроэнергии за эти годы «утекло»? Вот такое отношение у наших людей к энергоресурсам! А потом ругаются, претензии предъявляют к власти, что уличное освещение плохое.

— Как будете решать возникшую проблему? Возможно ли заключение энергосервисных контрактов по уличному освещению населённых пунктов?
— Для того, чтобы иметь больше светильников, надо заключать энергосервисные контракты на уличное освещение с применением светодиодных ламп, которые считаются более экономичными. Такой контракт мы хотели заключить уже в этом году, но не получилось. Фирма, в которую обратились, посчитала его невыгодным. У нас мало светильников, подключённых к приборам учёта. А это главное условие.

Как я уже сказал, на территории сельского поселения только 127 фонарей подключены к приборам учёта. В Федоркове подключены все светильники, в Лажинах — половина. Эту работу начали в Сергееве — два счётчика уже установили, необходимо ещё четыре, чтобы закрыть вопрос. В большинстве деревень учёт потреблённой уличными светильниками электроэнергии не возможен, потому что нет фонарного провода, идущего к подстанции. Для этого необходима реконструкция существующих линий электропередач. Они старые, в большинстве своём изношенные. Требуют ремонта электролинии в Городке, Юрьеве, половина электролиний в Лажинах. По этому вопросу работаем с энергетиками. Но у них свои финансовые проблемы.

В течение октября мы должны решить вопрос по неучтённым светильникам. Как показала ревизия, в Городке по документам числится 20 штук, в наличии — 48, в деревне Парфино на учёте также 20 фонарей, на самом деле — 47, в Лазарицах вместо 9 стоят 30 светильников. И так по всем населенным пунктам. С лета начали проезжать деревни и уже часть фонарей отключили от электроэнергии, что и вызвало массу жалоб. Пока обрезаем провода, неучтённые светильники не трогаем — их демонтировали только в д. Парфино. Будем смотреть — может, из них какие-то придётся оставить, а убрать те, без которых можно обойтись. Но в любом случае оставим столько, сколько числится по документам. Иметь больше не позволяют средства. Тем более что лимиты на уличное освещение на 2018 год будут уменьшены на 15 процентов. Правительства РФ, Новгородской области нацеливают нас на работу по заключению энергосервисных контрактов. Поэтому руки не опускаем, продолжим искать фирмы, сотрудничество с которыми позволит не только экономить электроэнергию, но и решить проблему уличного освещения.

Беседовала Елена КОСТРОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА