Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Ползком до полустаночка

Жители Тёсово-Нетыльского преодолевают целую полосу препятствий, чтобы перейти через железную дорогу

В поселке много проблемных точек, причем большинство из них настолько глобальные, что решить их за короткий срок вряд ли возможно. Это и плачевное положение с экономической точки зрения, и удручающее состояние дорог, и пришедшее в окончательный упадок торфопредприятие... Местные жители не раз жаловались, что никому до их бед и дела нет. Люди всей душой переживают за родной край, хотят жить достойно и имеют, кстати, на это полное право.

На авто или на поезде?

Тёсово-Нетыльский находится всего в 60 километрах от областного центра. Однако чтобы добраться туда по автомобильной дороге, потребуется времени в два раза больше обычного. Трасса до Подберезья — отличная. А вот преодоление следующего отрезка пути для автомобиля — испытание на прочность, а для водителя и пассажиров — тест на стрессоустойчивость. Ехать приходится со скоростью не более 20–30 километров в час. Местами попадаются довольно ровные участки, и уже кажется: всё, ямы кончились! Но не тут-то было. Через пару сотен метров снова начинаешь подскакивать, будто в телеге.

Людям в солидном возрасте, а таких в Рогавке немало, экстремальные поездки не показаны с медицинской точки зрения. Дорожные рельефы они переносят тяжело. Поэтому, чтобы попасть в Новгород, местные жители активно пользуются железнодорожным сообщением. Это безопасно, комфортно и дешево.

— В былые времена поезд ходил три раза в день, — рассказывает коренной житель Рогавки Николай Корегин. — Наш поселок был огромный и процветающий: численность населения — около 12 тысяч, работал Тёсовский комбинат стройматериалов, где трудились около 600 человек; торфопредприятие обеспечивало рабочими местами порядка 1000 человек. Действовали два лесничества. Ничего этого уже и в помине нет. Поселок погибает. Царит полная разруха.

Соответственно, и поезд вместо трех раз в день теперь ходит всего три раза в неделю. Хорошо хоть совсем не убрали — радуется народ и в назначенный час спешит на станцию, чтобы спокойно уехать в областной центр. Вот только спокойно у них не получается с тех пор, как в 2014 году железная дорога была отремонтирована.

Марш-бросок до платформы

Начнем с того, что в Тесово-Нетыльском поезд делает две остановки — на станции «Рогавка», что считается главной, и на станции «Восход», откуда уезжает добрая половина обитателей частного сектора с одноименным названием, а также жители центральной части поселка. Расстояние между двумя остановками — приличное, как и протяженность самого поселка.

— После ремонта железная дорога стала значительно выше, уложили новые рельсы, шпалы. Но о пассажирах, похоже, никто не подумал. Садиться в поезд на станции «Восход» опасно для жизни, — встревоженно говорит Николай Корегин.

Мы побывали на посадочной пассажирской платформе, что расположена на 123 км железной дороги направления Новгород — Павловск. Остановка, оборудованная навесом с козырьком, действительно, намного ниже уровня железнодорожных путей. Чтобы попасть на перрон, нужно резво вскарабкаться вверх по крутой горке. Как только выпадет снег, путь на платформу будет доступен только по бетонным ступенькам, метрах в 20 от остановки. Ступеньки эти, кстати, — без каких-либо перил, поэтому и здесь следует быть крайне осторожным, дабы не поскользнуться и не повредить конечности.

Сама пассажирская платформа — ну очень узкая. Как надо изловчиться, чтобы одновременно выходящим из вагона и входящим в него разойтись на этой платформе и не свалиться? А тем, кто ожидает поезда, рекомендуется соблюдать абсолютное равновесие. Если вдруг давление поднимется и человека качнет на скользких плитах, падение неизбежно. Либо под поезд, либо кубарем вниз, к остановке.

— Площадка совершенно не отвечает требованиям безопасности пассажирских перевозок, — обращает внимание Николай Михайлович. — Платформу необходимо увеличить и нормальные ступеньки сделать. Неужели это так затратно? Стоимость установленных на станции, но не работающих автономных светильников значительно больше тех средств, которые потребуются для приведения платформы в соответствие.

Риск оправдан

Как мы уже сказали, перроном на 123 км пользуется не только население центра поселка Тёсово-Нетыльский, но и жители периферии. Железная дорога, построенная еще в 1926 году, как раз и делит поселок на две части. В центральной — находятся все жизненно важные объекты: поликлиника, школа, ФАП, магазины, церковь, администрация поселения.

Жители частного сектора, желающие попасть в «цивилизацию», пересекают железнодорожные пути. Однако оборудованного, а значит, санкционированного перехода в зоне видимости мы не обнаружили.

— До ремонта переходы, пусть даже несанкционированные, были, и люди ими пользовались. До 1970 года существовал безопасный переход под металлическим мостом, который был ликвидирован, и на его месте установлен сход со ступенями и поручнями, — продолжает Николай Корегин. — Кроме того, на 122 км был оборудован еще один переход с железобетонными ступенями. Восстанавливать после ремонта эти переходы никто не стал. А нам, ссылаясь на нарушения требований эксплуатации железнодорожного полотна, рекомендовали пользоваться железнодорожным переездом. Но ведь если на переезде нет пешеходной дорожки, ходить по нему запрещено правилами!

Пешеходной дорожки нет. Да если бы даже и была. Тогда по логике вещей пенсионерке, маме с малышом или любому другому жителю поселка для того, чтобы пересечь рельсы и оказаться на посадочной платформе, в детском саду или магазине, надо сделать немалый крюк. Путь в обе стороны займет около семи километров. И для здорового-то человека много, что уж говорить о больных и пожилых. Дорога же напрямик, через несанкционированные ступеньки, — не более 700 метров.
Конечно, все выбирают короткий и далеко не безопасный путь. Переход больше напоминает полосу препятствий. Тех, кто успешно преодолел первый этап и поднялся по лестнице, у которой на финише не хватает ступенек, ждет второй тур — крутой спуск, причем вовсе без ступеней. Здесь главное — ловкость. Получается не у всех. Особенно нелегко приходится пенсионерам — случаются и травмы.

— Рельсы высокие, шпалы большие, я с колясочкой и с палочкой... Оступилась, упала и повредила ногу, — рассказала пенсионерка, в прошлом учительница Тесово-Нетыльской школы Вера Федоровна Бывшева.

— В частном секторе нет ни магазина, ни автолавки. А у меня мать — инвалид первой группы, — подключилась к разговору Лариса Лустина. — В центральную часть поселка езжу на велосипеде. Перетащить его, груженый сумками, через рельсы невозможно. Приходится круг давать. Это очень неудобно. Мы ведь не просим построить нам наземные мосты и тоннели. Всего лишь хотим переходить железную дорогу без угрозы для жизни и здоровья.

А воз и ныне там

Озвученные выше проблемы инициативные жители пытались решить, но пока безуспешно. Они начали с того, что сразу после ремонта железной дороги написали письмо в сельскую администрацию, которая перенаправила обращение руководству Октябрьской железной дороги. Затем просили разобраться Центральную дирекцию инфраструктуры РЖД. Наконец получили ответ, который всех устроил: «пешеходные переходы будут оборудованы Новгородской дистанцией пути до 01.06.2015». И тишина...

— По факту невыполнения обязательств мы обратились в Новгородскую транспортную прокуратуру. В ходе проверки было установлено, что присутствуют нарушения, угрожающие жизни и здоровью, — показывает документы Николай Корегин. — Прокуратура направила в суд исковые заявления, которые были удовлетворены в нашу пользу: сделать переходы до 20 июля 2017 года.

В августе представители надзорного ведомства и РЖД приезжали в Тёсово-Нетыльский, общались с людьми, оценивали ситуацию. Но воз и ныне там.

— Такое бездушное отношение к людям недопустимо, — считает Николай Михайлович. — У нас в поселке много «больных» мест. Но вопрос с переходами и посадочной платформой, по крайней мере, обязаны решить. Тем более что вынесено соответствующее решение суда.

Мы надеемся на внимание властей и просим губернатора Андрея Сергеевича Никитина подключиться к решению этих проблем. Ведь здесь даже не требуется финансовых областных вливаний, только средства РЖД. Стратегия пяти шагов, выдвинутая главой региона в ходе предвыборной кампании, одним из пунктов предусматривает создание комфортных условий жизни людей в каждом населенном пункте.

Жители поселка Тёсово-Нетыльский не сдаются. Они рассчитывают на торжество справедливости и счастливый финал. Приятные новости для покорителей торфяного края есть уже сегодня.

Пресс-центр правительства Новгородской области сообщил, что 13 октября заключен государственный контракт на ремонт участков дороги Подберезье — Село-Гора — Тёсово-Нетыльский — Любань — Оредеж — Луга. Победителем аукциона стало ЗАО «АБЗ-Дорстрой». Работы должны быть завершены до августа 2018 года. Ремонт финансируется из областного и федерального бюджетов.

Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА