Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Так важно просто быть

Быть наставником, другом, примером для подражания, никогда не унижать и не предавать своих учеников. Таково жизненное кредо Александра МАРКОВА. А он – хороший учитель. Детей не обманешь.

На перемене в маленьком спортзале адаптированной школы-интерната п.Кулотино всегда многолюдно. Кто-то крутит велотренажёр, кто-то увлекся игрой в дартс, кто-то просто сидит на скамейке. Но центром притяжения всё равно является любимый педагог: взоры детей обращены только на него. Уроки физкультуры, которые ведёт Александр Анатольевич, – самые почитаемые у учеников. На них никто и никогда не опаздывает, и даже после звонка дети не торопятся расходиться. Во внеурочное время Александр Марков тоже умеет заинтересовать своих воспитанников. Занятия спортом, всевозможные эстафеты, конкурсы, волонтерские дела, участие в школьных и районных мероприятиях, – в большом почёте у ребят.

Педагогический талант преподавателя физической культуры из Кулотинской школы-интерната высоко оценило и жюри областного конкурса профессионального мастерства среди педагогов, организованного департаментом образования и молодёжной политики области. В этом году Александр Марков стал абсолютным победителем в номинации «Учитель здоровья».

– Александр Анатольевич, в каком формате проходил конкурс?
– Первый этап стартовал 16 мая. Это так называемый заочный тур, когда нужно было представить свой видеоурок и эссе «Я – педагог». Желающих оказалось более 50 человек. После отбора в очном этапе осталось 27 человек. Вот с ними мы и соревновались, делились личными концептуальными подходами к обучению учащихся. Формат подачи – различный. В итоге на финишную прямую вышли 5 финалистов. Здесь нам было предложено продемонстрировать фрагмент урока или внеклассного занятия. Суть моего задания состояла в том, чтобы показать взаимосвязь людей с сохранным и нарушенным интеллектом. Далее мы дискутировали, рассуждали в рамках педсовета «Использование гаджетов в современном образовании». Завершением конкурса стал круглый стол на тему «Национальная система учительского роста».

Я положительно отношусь ко всякого рода творческим состязаниям, как и к данному конкурсу в частности. Потому что сегодня школе нужны думающие педагоги, которые умеют видеть проблемы, решать их, критически анализировать полученные результаты, работать творчески.

– С какими мыслями шли на конкурс: важнее победа или участие?
– Определённый этап в своей жизни я уже прошёл: отработал в образовании более четверти века. Решил, почему бы не попробовать себя ещё в чём-то, кроме преподавания, тем более, что тема мне близка. Также хотелось поделиться с коллегами опытом работы в коррекционной школе. Так что главным было участие. Однако победа в областном конкурсе для меня дорогого стоит, это очередной шаг профессионального роста. Но не менее важно и дорого признание коллег. Дело в том, что у нас проходил ещё своего рода внутренний конкурс, то есть мы выбирали лучшего среди нас, конкурсантов. Приз «Внутренний голос», вручённый мне, показывает, что я на верном пути, и те методы воспитания, поощрения ребят, которые я применяю, правильные, могут быть с успехом использованы другими учителями.

– Сколько лет преподаете и почему Вы выбрали именно эту профессию?
– Педагогический стаж насчитывает 26 лет, из них 24 года я работаю в Кулотинской школе-интернате. Мой выбор за меня, наверное, определила семейная педагогическая династия. Отец много лет преподавал в средней школе посёлка трудовое воспитание, физику, математику, черчение. Старший брат и его жена тоже учителя. А спорт я любил с детства. Пока учился в школе, занимался у Лидии Евгеньевны Куртёнковой лыжами. Отец привил мне интерес к городошному спорту. Имею даже разряд кандидата в мастера спорта. После армии, уже когда пришёл работать в школу, увлёкся гиревым спортом, настольным теннисом, дартсом.

– Почему Вы учитель, а не тренер?
– К тренеру приходят те, кто хочет и может заниматься. А мы, учителя, работаем со всеми детьми. Мне нравится этот процесс – учить добиваться результата. Если мой воспитанник взял определенную планку, то это наша общая победа.

– Помните ли свой первый урок?
– Честно, урок не помню. Зато отлично запомнилось первое мероприятие, за проведение которого я отвечал в школе. Это было 1 сентября 1993 года. Меня вызвала тогдашний директор вспомогательной школы Раиса Григорьевна Александрова и поручила провести День здоровья. Я попробовал возразить: «Ну дети же придут на линейку красивые, нарядные, чистые». В ответ услышал: «Вот и организуй такие весёлые старты, чтобы они не испачкались и не вспотели». В подготовке соревнований мне тогда здорово помог отец, мы вместе думали программу, мастерили инвентарь, ходули делали. Праздник прошёл на «ура», и с тех пор стал доброй традицией: каждый год у нас День знаний проходит вместе с Днём здоровья.

– Довольны ли Вы уровнем физической подготовки ваших учеников?
– Убедительнее всего об этом говорят их достижения. Сегодня в школе 4 человека имеют золотой значок ГТО, 6 – серебряный, более 10 – бронзовый. Последние 10 лет сборная команда нашей школы ни разу не опускалась ниже 3 места в областном фестивале «Вместе мы сможем больше», всегда входила в число лидеров областного смотра-конкурса среди адаптированных школ области. Воспитанники школы являются призёрами второй Всероссийской спартакиады среди людей с ограниченными возможностями здоровья в г. Чебоксары, успешно выступают учащиеся школы на областных соревнованиях по дартсу.

На базе школы действует неформальная спортивная структура «Империя игр», которая занимается организацией и проведением спортивных мероприятий как в школе, так и на территории Кулотинского городского поселения, а также волонтёрская группа «Чёрная молния», в работе которой есть спортивное направление.

– Как часто школа организует и участвует в спортивных мероприятиях?
– Один раз мы задались целью и подсчитали количество проведённых мероприятий. Получилось за 34 недели у нас проведено 40 конкурсов, дружеских встреч, фестивалей, смотров, паралимпийских игр, соревнований и т. д. Значит, больше, чем одно мероприятие в неделю. Сегодня в школе-интернате обучается 93 ученика, и примерно треть из них участвует в спортивных баталиях постоянно.

– Как вы думаете, почему почти все ученики просто обожают урок физкультуры?
– Наверное, здесь играет главенствующую роль простота и доступность данного предмета. К примеру, математика требует мышления и сосредоточенности, русский язык знания правил и умения их применить. А на физкультуре голова отключается, нужно работать руками и ногами. Также в нашем районе сложился определённый физкультурный тренд, есть хорошие учителя, есть высокие достижения в отдельных видах спорта, проходит много спортивно-массовых мероприятий. Всё это создаёт предпосылки для занятий физкультурой.

Что касается конкретно нашей школы, то здесь выстроены специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Я много занимаюсь пропагандой здорового образа жизни, всячески поощряю, мотивирую ребят, которые активно занимаются спортом. Например, каждый день на уроке физкультуры при построении награждаю победителей школьных соревнований, 1 сентября в День знаний отмечаю призами участников общерайонных и областных стартов. В этом году каждый член школьной сборной, которая 24 сентября участвовала в спортивном фестивале, приуроченном к празднованию Дня города, получил фотографию на память. Мальчишки и девчонки, которые не особенно успешны в спорте, подтягиваются, равняются на более подготовленных товарищей, выражают желание участвовать в спортивных мероприятиях. В последние годы отношение к учащимся адаптированной школы-интерната изменилось. И судейский корпус, и сверстники из общеобразовательных школ поняли, что ребята с ограниченными возможностями здоровья могут быть достойными соперниками, показывать высокие результаты.

Светлана КУРДЮКОВА.
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА