Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Мудрому слову – тройная цена

Звание Почётный гражданин Новгородского района заслужить дано только самым достойным

Александр Петрович Яшин в особом представлении не нуждается. Он коренной житель Новгородского района, чья долгая и яркая трудовая биография накрепко связана с развитием сельского хозяйства не только в районе, но и в регионе. Да и нынче Александр Петрович, будучи в почтенных летах, ведет активный образ жизни. Он входит в состав Общественной палаты Новгородской области, которая должна обеспечивать взаимодействие обычных граждан, объединений, организаций с властью. Его мудрые советы и жизненный опыт весьма востребованы и актуальны в любое время.

Сегодня мы расскажем о самом Александре Петровиче и вместе с ним разберемся, как развивалось сельское хозяйство в нашей зоне рискованного земледелия.

Школа роста

Александр Петрович родился в Стипенке Новгородского района Ленинградской области. Стипенка, немногие об этом знают, наряду с деревнями Моторово, Устье, Наволоки, Трубичино теперь известна под названием Трубичино. К началу Великой Отечественной войны Александру было всего четыре года, но он хорошо помнит, как уходил на фронт отец, как их семья попала в концлагерь Восточной Пруссии. И первые послевоенные годы отчетливо отпечатались в памяти. Они были хоть и мирными, но самыми голодными.

– На развитие колхозов в этой связи возлагались большие надежды, – поясняет Александр Петрович. – Своей живности у людей почти не было, и хозяйства комплектовались трофейным скотом, который специальные бригады «гонщиков» переправляли из Восточной Пруссии. Табуны бюргерских лошадей и стада коров стали основой новгородского животноводства. В нашем районе было создано больше сотни колхозов – практически в каждой деревне. Но дела шли туго. Труд был ручной, техника на конной тяге.

Учиться Александр пошел в сентябре 1945 года. Новую школу в Трубичине соорудили из старых бревен, привезенных из какой-то деревни. В первом классе, как рассказал Александр Петрович, только четверым ученикам было по семь-восемь лет. Остальные – переростки, пропустившие из-за оккупации положенные сроки обучения. В те времена обязательным было начальное образование – четыре класса. В пятый 16–17-летние подростки уже не шли. Кто-то устроился работать, кто-то в ФЗУ поступил. Кстати, каникул у послевоенных школьников не было. Все лето приходилось трудиться в колхозе. В 1952 году Александр окончил семилетку...

– Для молодежи, проживающей в сельской местности, в тот период после окончания школы было три пути, – говорит Александр Петрович. – Или ехать куда-то в город, к родне, скажем, и продолжать обучение до десятого класса или идти работать в колхоз. Третий путь – поступать в среднее специальное учебное заведение. Там за четыре года ты получал полное среднее образование и плюс специальность, причем не рядовую рабочую, а профессионала среднего звена. В техникуме была еще и стипендия. Хотя в те годы техникумы создавались повсеместно, конкурсы были большие. В техникум механизации сельского хозяйства – четыре человека на место. Я поступил и успешно окончил, получив диплом техника-механика по эксплуатации тракторов, другой сельскохозяйственной техники.

Затем по направлению «Трудовых резервов» и благодаря курьезному стечению обстоятельств Александр оказался в Гверстянке (Боровичский район) в профессиональном училище №2, где работал мастером производственного обучения. Два года учил таких же юнцов, как и сам, «на тракториста», а потом преподавал технические дисциплины. Сегодня о тех годах вспоминает с улыбкой, хотя тогда, говорит, чувствовал себя несколько одиноко. Надо было поддерживать статус преподавателя. Для своих сверстников он был уже не просто Саша, а Александр Петрович, а самому-то двадцать лет. Потанцевать бы, на свидание сходить...

– А в армии служили? – спрашиваю собеседника.

– Не довелось, хотя уже и медкомиссию прошел, и приписное свидетельство на руках, но оказалось, что «Трудовые резервы» приравнены к военным предприятиям, и в армию людей из этой категории просто не брали. Вернулся в училище. Направили меня повышать квалификацию в Московский институт совершенствования и переподготовки кадров. Полгода проходил обучение в столице. Окончил курсы, сдал экзамены и с этими результатами поступил в Ленинградский сельскохозяйственный институт. Надо сказать, что специалисты с высшим образованием в хрущевскую эпоху были нарасхват, тем более на селе.

Признан сельским

Процесс реорганизации сельского хозяйства, по воспоминаниям Яшина, в послевоенный период шел постоянно. Десятки мелких колхозов объединялись в более крупные. К концу пятидесятых годов на территории Новгородского района работали уже 13 колхозов и пять совхозов. Кроме этого, в бывшем Мстинском районе было шесть колхозов. Их обслуживанием занимались три МТС (машинно-тракторные станции): Новгородская, Сутокская и Горская. Сформировался основной состав председателей колхозов и директоров совхозов с большим опытом работы. Эти люди многое делали для развития своих территорий. В январе 1960 года началась реорганизация народного хозяйства. В 1962 году структура районов изменилась территориально. Началось формирование сельских и промышленных районов. Новгородский был определен как сельский, в его состав вошли Новгородский, Мстинский, Чудовский и Батецкий районы.

По-прежнему происходило и укрупнение хозяйств. Маленькие нерентабельные колхозы присоединялись к совхозам. Так, например, совхоз «Гвардеец» прирос в это время тремя колхозами, к нему присоединились «Звезда» (Чечулино), им. Кирова (Трубичино), им. Калинина (Вяжищи). Именно там, в совхозе «Гвардеец», и стал работать бригадиром тракторной бригады молодой специалист Яшин. Он прошел отличную школу, будучи мастером производственного обучения. И практика была, и теорию знал назубок, потому понадобилось совсем немного времени, чтобы завоевать авторитет в бригаде и в совхозе.

В 1962 году было создано территориальное колхозно-совхозное управление сельского хозяйства, которое возглавил Юрий Николаевич Петличенко.

– Вот это была личность! Лидер во всем, – не скрывает эмоций Яшин. – А ситуация в районном АПК складывалась такая. Управленческая структура есть, а кадров не хватает. Стали привлекать наиболее опытных и грамотных специалистов из хозяйств...

Так и с Александром Петровичем произошло. Пригласили в райком и предложили перейти на работу в управление. Александр Яшин особо подчеркивает, что в те годы руководящую должность мог занять только тот, у кого имелся опыт практической работы. Без этого продвижение по карьерной лестнице было невозможно. Так вот с 1965 года он уже работал в управлении инженером. Представляете, какой карьерный рост – от бригадира тракторной бригады да сразу в инженеры, а потом стал и главным инженером. Он трудился под руководством тогдашнего начальника управления Василия Яковлевича Кацубы и до сих пор считает его одним из достойнейших начальников, настоящим профессионалом.

– В середине 60-х район очень бурно развивался, – продолжает рассказ Александр Яшин. – Из убыточных совхозы перешли в разряд рентабельных. Прошла специализация и концентрация сельхозпроизводства. Новгородскому району, как и всем другим, четко доводились планы – чего, сколько и где сеять. В результате специализации отменили на территории выращивание льна и сделали акцент на производстве мяса, молока, картофеля, других овощей. «Красный ударник», скажем, стал свиноводческим и картофелеводческим хозяйством, «Гвардеец» – птицеводческим. Проходит еще время и строится свинокомбинат в деревне Чечулино. Затем в деревне Трубичино возводится тепличный комбинат. Это уже начало семидесятых. Совхоз «Ульяново» стал заниматься картофелем и овощами. «Искра» осталась рыболовецким хозяйством и попутно занималась картофелем и молоком. «Ильмень», так же как и «Урожай», специализировался на картофеле и молоке.

Наибольший расцвет сельского хозяйства в Новгородском районе пришелся на середину 70–80-х годов прошлого столетия. В тот промежуток времени Александр Яшин был главным инженером управления сельского хозяйства, затем управляющим районного объединения огромного предприятия «Сельхозтехника», а после начальником управления сельского хозяйства Новгородского района. Встать во главе целой отрасли, работать с прославленными сельхозниками, такими как Николай Михайлович Андрианов, Николай Николаевич Недашковский и многими другими побаивался – задавят авторитетом. Все решил неожиданный напор Петличенко (первого руководителя управления), который твердо сказал: «Не бойся, поможем!».

Строительный бум

В 1974 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О развитии Нечерноземной зоны РСФСР», и Новгородская область, и район в частности, стали получать солидные средства для развития села. К этому времени закончилось объединение мелких нерентабельных колхозов.

Всем сельхозпредприятиям на очередную пятилетку доводился план по производству каждого вида сельскохозяйственной продукции с учетом специализации.

– Чтобы выполнить этот план, предлагались два пути: экстенсивный и интенсивный, – рассказывает Яшин. – Первый состоял в том, чтобы увеличивать посевные площади под зерно, картофель, овощи и наращивать поголовье скота и птицы. Второй предусматривал повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Новгородский район использовал оба варианта. Средств было достаточно для того, чтобы развивать сразу и растениеводство, и животноводство. Одна за другой строились животноводческие фермы и комплексы. Быстрыми темпами стала развиваться материально-техническая база растениеводства. Возводится тепличный комбинат «Трубичино», в Лесной образуется совхоз «Ташкентский», строятся зерносклады, картофелехранилища, закупаются машины, оборудование для растениеводства... И наряду с крупными производственными объектами за счет средств сельского хозяйства в населенных пунктах развивается социальная структура: появляются новые школы, детские сады, дома культуры.

Повороты судьбы

В 1980 году происходит еще один судьбоносный поворот в биографии Александра Яшина. Он избирается председателем Волотовского райисполкома, а через семь лет – первым секретарем Холмского райкома КПСС и одновременно председателем районного исполкома. В 1990 году Яшин назначается заместителем председателя агропромышленного комитета области. Наступил переломный 1991 год. Советский Союз рухнул, агрокомбинат «Ильмень» был ликвидирован. Яшин вновь возвращается в район, где создается управление сельского хозяйства, и возглавляет его до 2009 года.

– Александр Петрович, вы руководили управлением в непростые времена. Что считаете самым важным из сделанного в те годы?

– Удалось сохранить производственный потенциал агропромышленного комплекса, отсрочив приватизацию на несколько лет. Приходилось прибегать к разным способам: где-то убеждать руководителей предприятий сохранять свои коллективы, особенно опытных специалистов, где-то, как это было на птицефабрике «Гвардеец», вводить внешнее управление. Короче: не дали угробить сельское хозяйство.

– За свою трудовую биографию Вы удостоены титула «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ», имеете знак «За заслуги перед Новгородской областью». А в 2005 году Вам присвоено звание «Почётный гражданин Новгородского района». Что это значит для Вас?

– То, что мой труд во благо района был замечен и оценен.

Однако, думается, что самые главные награды – уважение коллег, которые прислушиваются к Вашим мудрым советам, преданность друзей и почтение со стороны жителей нашего района. Побольше бы таких людей, как Вы, Александр Петрович.

Светлана ЛАПТИЙ
Фото из архива редакции

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА