Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Вспоминая... о дне сегодняшнем

В День неизвестного солдата жители нашего района, пережившие войну, волонтёры, просто неравнодушные встретились в Центре изучения истории и культуры района. Одним из лейтмотивов их рассказов стало выступление ребят в бундестаге.

Информационная «бомба»

Напомним, что выступающий в бундестаге был не один, да и пресс-секретарь Президента России Дмитрий ПЕСКОВ постарался успокоить всех и не поддаваться голословным обвинениям. И что показалось интересным на встрече: ни у одного из собравшихся не было даже мысли «уколоть» ребёнка. А вот рассказанные ими истории были ответом... Нет, не читающим свои доклады детям, а скорее всем, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.

Нам, информационщикам, очень хорошо видно, когда ловко и тонко манипулируют общественным мнением. В одном из номеров тогда ещё советской газеты «Красная звезда» были опубликованы статьи, которые рассказывали о неприятии фашистов свидетелями тех страшных лет. Краеугольным мотивом в них становились реальные истории, в том числе и происходившие в нашем районе.

А сегодня мы видим интересный ход: один из блогеров просто называет материал «Газета учит ненависти» и приводит выдержки тех самых статей из «Красной звезды». Его подборка выглядит словно обвинение журналистов в разжигании ненависти. Приведу выдержку:

«Рассказывая о многочисленных фашистских зверствах, газета показывает на конкретных случаях, что наш боевой успех – это не только освобождённая земля, но и тысячи возвращённых к жизни русских людей. В ... деревне ... перед бегством немецкие изверги хотели расправиться с уцелевшими жителями.

Убегая, один из гитлеровцев уже замахнулся, чтобы бросить гранату в окно дома, где спрятались женщины и дети, но меткая пуля красноармейца вовремя сразила бандита, а осколками от собственной гранаты немца разорвало в клочья».

Как не благословить безымянного бойца и его меткую пулю?!

Газета прибегает к самым разнообразным формам материала о немецких зверствах, стремясь к тому, чтобы каждое её выступление волновало читателя, оставляло след в его сознании, разжигало ненависть к врагу. Наряду с актами об убийствах и насилиях газета помещает рассказы жителей, освобождённых от фашистского ярма, – мужчин, женщин, детей, яркие выступления бойцов на митингах, широко публикует письма, полученные бойцами из освобождённых Красной Армией районов, и послания девушек, томящихся в немецкой каторге. Газета помещает также обширные очерки писателей, которые на основе документальных данных и рассказов очевидцев рисуют страшные картины расправ врага над пленными красноармейцами и гражданским населением. Такие крупные выступления газеты, как «527 дней под немецким игом», «Ужасы Попова Болота», «Письма из немецкой неволи», глубоко волнуют душу, умножают ярость и жажду мести. Многое здесь запоминается. Трудно забыть надпись: «Дорогие русские солдатики, здесь находились подневольные русские девушки, загнанные немецкими оккупантами. Дорогие наши братики, освобождайте нас поскорее». Трудно забыть рассказ 12‑летнего Алика Егорова о расстреле его семьи: «Немцы кричат: «Выходи!» Первая мама поднялась. Солдат ей в грудь выстрелил, она на мешок с зерном свалилась. Немец ещё раз выстрелил в неё, прямо в голову». Нельзя забыть строки письма русской невольницы Нюры А., томящейся в Данциге: «Скажите Дусе Капучинской, что ихняя Маня удавилась».

На встрече

Рассказывает Иван Егорович Карпенко

В зале, посвящённом памяти жертв Попова болота, можно было увидеть фотографии вырытых руками советских людей нор (по другому это не назвать). Пленным не разрешали строить укрытия. Они были вынуждены по 5–6 человек укрываться в этих «убежищах». Ни о каких нормах питания или чём-то подобном и речи быть не может: люди превращались в нечто обтянутое кожей и умирали за пару-тройку месяцев. Никаких медикаментов, ничего. Почти 100 тысяч зверских смертей только на этом маленьком клочке земли.. Говорить о том, что фашистам было присуща хоть толика человеческого сострадания, просто не поворачивается язык.

Один из рассказов поверг меня в ужас. Скоро мы будем праздновать Новый год. Представить сложно, каким извращённым сознанием надо обладать, чтобы придумать украсить ёлку игрушками... заминированными. Детей разрывало на глазах людей.

Тамара Ивановна КАЛЯКИНА прочла своё стихотворение, написанное на основе реальных событий, которое я не буду приводить полностью – не хочу – нас могут читать дети, несмотря на возрастное ограничение этого номера. Речь идёт о том, как всю семью было приказано наказать ударами плетью. После второго удара младенец был уже мёртв. У доброй половины зала выступили слёзы. Всегда, когда видишь, как в военное время гибнут дети, испытываешь крайнюю степень неприятия. Но каждый раз я задаюсь одним вопросом: «Раз ты считаешь себя воином, попробуй справиться с равным себе, справляйся с живой силой противника. А как тебе может ответить ребёнок? Как? Ведь у противника всегда должен оставаться шанс... Да и какой он противник,... завёрнутый в пелёнки и непонимающий, что происходит».

Со слезами на глазах рассказывали, как всю деревню сгоняли на казнь. Тех, кто, например, не нравился старосте – приспешнику, прихвостню фашистов, как трупы плыли по реке, и их старались вытащить из холодной воды.

Бедность – не порок?

И вот рассказ Ивана Егоровича КАРПЕНКО.

– Моя родина – юг Воронежской области. Возле нас проходила линия фронта, на которой стояла итальянская дивизия, – вспоминает историю боёв Иван Егорович. – Один командир взвода итальянской дивизии распорядился разобрать школу, чтобы построить фортификационное сооружение. И два года назад я прочитал в одной из центральных газет, что Россию посетил генерал натовских войск – итальянец, который командовал на моей родине подразделением. И вспоминая этот случай, принёс извинения и пожертвовал 10 тысяч евро на ремонт школы.

Вспоминает Вячеслав Васильевич Суворов

У меня возник только один вопрос при этом рассказе Ивана Егоровича: «Неужели эти деньги взяли?» Они уничтожали местное население, они грабили и убивали, а затем их принимают в нашей стране... Да ладно их, подачки от изверга. Я не могу этого понять, не укладывается в голове.

И тут же рассказ Вячеслава Васильевича СУВОРОВА о том, как содержались военнопленные немцы: в чистоте и относительной сытости.

– Один из пленённых немцев, – вспоминает Вячеслав Васильевич, – даже носил оружие, ходя за отцом – был охранником.

Нет, дети в бундестаге действительно исследовали, действительно работали с документами. Но их, как минимум, кто-то направлял, а скорее всего, судя по оборотам речи, текст редактировался носителем немецкого языка. А если это так? Получается, те, чьи предки ответственны за ужасы, творившиеся на нашей земле, воспитывают наших детей? Этого не представить в кошмарном сне.

А может, в истории, рассказанной Иваном Егоровичем, мы найдём параллели? Может, школе на Ямале выгодно сотрудничать с немецкими «коллегами»?

Чему учим?

Думаю, ответственные лица в этой ситуации разберутся... Как смогут, конечно. Только не идёт ли это всё на фоне подготовки к ЕГЭ? Есть же объективные данные, которые, как бы ты ни хотел исследовать письма военнопленного немца, просто должны «лежать» в памяти.

Поначалу я стал открывать современные учебники по истории, но посчитал, что мой анализ может быть воспринят как необъективный. Тогда я обратился к масштабному исследованию авторитетного автора, кандидата исторических наук Анны Ожигановой. Делаются неутешительные выводы о сокращении описания собственно военной истории; об акцентировании внимания на заключении Пакта 1939 г. в ущерб событиям войны; о подходе, когда рассказывается в целом о Второй Мировой, а Великая Отечественная как бы немного встраивается в эту систему; об отказе освещать тему героизма. Например, в учебнике Жуковского Россия и Германия представлены как два виновника начала Второй Мировой войны. Так и хочется сказать: «Ладно, что не только Россия. Мы же, наверное, по этой логике пришли в Германию, другие страны и осуществляли настоящий геноцид». Или принятие такой позиции – это очередное условие принятия нас в эфемерную «семью цивилизованных народов»? Так и хочется сказать о некоторых странах, вводящих санкции: «Вам, ребята, после ужасов войны, столетия самим нужно доказывать, цивилизованные вы или так и остались странами с бесчеловечными политическими режимами».

Господин Жуковский, например, утверждает, что исход войны решался именно в сражениях 1942–1943 гг. под Сталинградом, в Северной Африке, на Тихом океане и в Антлантике, причём каждому их этих событий уделяется примерно равное внимание. По поводу победы под Курском отмечается лишь, что это была «классическая операция на окружение».

* * *

Знаете, готовя этот материал, я старался быть объективным и не поддаваться эмоциям. Не смог. А потом подумал: «Может, и хорошо, что не смог». Не буду в завершение говорить очевидных «протокольных» вещей. Скажу о тех, которые будто замалчиваются. История абсолютно не терпит поверхностного отношения. Объективный каркас знаний школьника – необходимость. Не знаю, как именно ребята готовятся к ЕГЭ, но, посмотрев тесты для подготовки к экзамену, меня не покидает впечатление, что главным является заучивание. А что отношение к истории своей страны строится на основе зубрёжки? Не это ли причина таких выступлений? Ведь показатели качества подготовки в школах в основном выражены цифрами. Цифра статистики бездушна, особенно когда речь идёт о памяти, гордости и достоинстве народа Великой страны-победительницы.

Иван БОРОДИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА