Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Подсказало сердце

Электрик фанерного комбината Владимир Зубок откровенно признаётся, что каждый раз, устраняя сложную неисправность в электрооборудовании, испытывает не только удовлетворение, но ещё и гордость за себя и свою профессию.

Он уже давно осознал, что профессия стала неотъемлемой частью его жизни, и ни разу не усомнился в том, что сделал правильный выбор. «Сам не знаю, почему захотел стать электриком, — говорит Владимир. — В роду таких специалистов не было. Отец всю жизнь «за баранкой». Дядя-предприниматель не раз предлагал выучиться на водителя и сесть за руль его машины. Но меня это не привлекало. Наверное, сердце подсказало».

Володя рассказывал, как однажды, учась в старших классах, пытался отремонтировать телевизор, и его ударило электрическим током. Другие, может быть, на всю жизнь зареклись бы «копаться» в электроприборах, а у него, наоборот, это вызвало интерес, и он всерьёз задумался получить профессию электрика. Да не ради «корочек», а чтобы обязательно стать классным специалистом, понимать и разбираться в электрическом хозяйстве. Поэтому мечтал после окончания средней школы учиться в Великом Новгороде, где, по его мнению, можно получить более достойное образование.

Но в город уехать не получилось. В тот год старшая сестра решила получить второе образование и поступила в художественное училище. Двоих студентов в материальном плане родителям было не потянуть. В Поле, куда многодетная семья перебралась с Гомельской области в конце 1986 года — после страшной трагедии на Чернобыльской АЭС, «больших» денег не заработаешь. Зарплат родителей хватало лишь на житьё-бытьё. И Володя поступил в бывшее Парфинское профессиональное училище.

Был стимул — учиться хорошо. Преподаватели обещали тройке-пятёрке лучших учащихся трудоустройство на фанерный комбинат. Парень понимал, что именно на этом предприятии, где большое и мощное электрохозяйство, можно получить хороший практический опыт, и старался, как мог. Однако, несмотря на «красный» диплом, работу ни ему, ни его однокурсникам так и не предложили. Пришлось пробиваться самому.

Вакансии электриков в конце 90‑х годов на предприятии не оказалось. Да и вообще на фанерный комбинат, с трудом выстоявший в экономический кризис и только-только набиравший обороты, устроиться было практически невозможно. Но парню повезло — приняли разнорабочим в ремстройцех. В то время шло строительство нового цеха по производству большеформатной фанеры. В здании строители заливали бетонные полы, и одновременно с ними работали электрики. Руководивший тогда электроцехом, а ныне директор «Водоканала» Максим Абрамович узнал Владимира Зубка — принимая у того экзамен в профессиональном училище, отметил его как самого подготовленного, и пригласил к себе на работу.

«Входить в профессию было нелегко, — вспоминает Владимир. — В голове теория, а практики никакой. Её прохождение на фанерном комбинате в период учёбы абсолютно ничего не дало. Мы были «на побегушках» — подай, принеси, лишь бы только не мешались. И я благодарен Юрию Диджюсу, который по-доброму отнёсся ко мне, и если я чего не понимал — объяснял простым языком. Он тогда работал бригадиром электриков в новом цехе. В своей профессии мы ежегодно обязаны сдавать экзамены по технике безопасности. Поскольку Юрий Альбертасович сам не раз сдавал и принимал такие экзамены, он очень помогал нам. Бывало, посадит бригаду перед собой, возьмёт билет и задаёт вопросы, а кто что знает — говорит, дополняет, что-то он сам добавляет. Такие знания очень хорошо откладывались в памяти. Не надо было и специальную брошюру штудировать, которую кладут на стол для изучения и от которой, честно говоря, в сон клонит».

За десять лет, до очередного экономического кризиса 2008 года, Владимир Зубок освоил энергетическое хозяйство нового цеха и без отрыва от производства с отличием окончил политехнический колледж при НовГУ им. Ярослава Мудрого. Перед ним открывалась дорога в университет. Заведующая заочного отделения колледжа, вручая дипломы, желала всем удачи, а ему сказала: «А тебе, Володя, — через дорогу», показывая на здание НовГУ. Вроде поначалу и хотелось продолжить образование, но пыл прошёл, когда, вернувшись на работу, понял, что его длительные учебные отпуска, к которым присоединялись положенные дополнительные две недели, как пострадавшему от последствий Чернобыльской аварии, не по душе бывшему руководству. Поразмышлял над этим, вспомнил слова одного из преподавателей колледжа, переступившего порог аудитории на первой лекции со словами: «Я заочное отделение за учёбу не считаю», и решил оставить эту мысль до лучших времён.

В 2009‑м он попал под сокращение штата. Точнее сказать, сам дал согласие на это, когда временно остановился комбинат. «Я тяжёлый на подъём, — признался Володя, — мне непросто сорваться с места. Сказал: «Сокращайте, а то до пенсии пропишусь тут». А хотелось пожить в городе, где-то свой опыт применить и новые знания приобрести. Подумал: когда выхода не будет — так или иначе придётся куда-нибудь податься».

Уехал в Питер, затем в Великий Новгород. Проработал два года и понял, что там и получше специалистов хватает. И, не оправдав своих надежд, вернулся домой — буквально за день до рождения дочери. «Хотел видеть, как она растёт», — признался Владимир. Так начался новый этап в его жизни.

Фанерный комбинат опять переживал не лучшие времена. На работу практически не брали. Но, к счастью, подвернулась вакансия в старом фанерном цехе. Новый — большеформатный — в период банкротства предприятия был законсервирован. И пришлось всё начинать с нуля. Кое-какое оборудование в старом фанерном цехе было знакомо: знал электрическую часть линии ребросклейки, сушилок шпона, а вот клеевые пресса отличались, лущильные же станки здесь совсем другие. К тому же добавилась к обслуживанию биржа сырья со своим крановым хозяйством, что и вовсе для него было новым. Но опять повезло с наставником. Попал в напарники к одному из лучших специалистов предприятия — Алексею Дёгтеву, у которого за плечами чуть ли не полвека работы в профессии.

«Сначала мы вместе на устранение неполадок ходили, — рассказывает Владимир. — Он показывал и спокойно объяснял суть дела. С ним было, конечно же, спокойно и надёжно. Но надо было учиться работать одному. Хозяйство большое, аварийные ситуации могут возникнуть одновременно на разных участках, а электриков на смене всего двое. Сказал Алексею Викторовичу: «Давайте так: я иду, и если через пять-десять минут не вернусь в бытовку, подходите».

Но Дёгтев не из тех, кто спокойно может сидеть, когда что-то не ладится. Он направлялся за Володей практически сразу. И, подходя к парню, спрашивал: «Ну, как?». Если тот уже разобрался с причиной — уходил, нет — наблюдал и подсказывал.

Сегодня Владимир Зубок может самостоятельно и без проблем найти и устранить любую неисправность в электрической части оборудования. «Он — классный специалист, — отзывается о нём начальник электрослужбы фанерного комбината Юрий Гречин. — Старается разбираться даже в электронике, которой много в современном оборудовании с программным управлением. Во всяком случае, мелкий ремонт ему уже удаётся. Главное — у Володи есть желание и стремление вникать в проблему, досконально разбираться и грамотно устранять неисправность».

В нашем разговоре он признался, что испытывает удовлетворение от своего любимого дела. И каждый раз гордость от того, что получается «дать жизнь» станку, который до прихода его на смену долго не могли запустить в работу. И видно было, что человек не рисуется и не хвалится своим умением, он просто радуется, что сумел достичь того, о чём когда-то мечтал.

Елена КОСТРОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА