Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

История из старого сундука

Римма Тумакова из посёлка Тёсово-Нетыльский собирает сведения о своей семье, бережно хранит документы и вещи предков

Иван Бойцов, известный в свое время спортсмен из Тёсово-Нетыльского, поднимал спорт в развивающемся поселке торфяников, фанат своего дела и патриот родного края. Таким его помнят дочь Римма и те, кто в 60-80-х годах участвовал в соревнованиях, бегал на лыжах, играл в футбол и волейбол. И мало кто знает в поселке (а может, и никто), через какие испытания прошел человек, какие лишения постигли семью, прежде чем началась спокойная жизнь. Сохранились его записи – воспоминания о пережитом, где он практически без эмоций (только факты) описал свою жизнь.

Вместе с его дочерью Риммой Ивановной мы перечитали эти пожелтевшие странички, долго разговаривали об истории страны и отдельно взятой семьи Бойцовых, незаслуженных обвинениях и страшной машине, которая перемалывала человеческие судьбы.

А что оставалось?

Революция, раскулачивание, репрессии... После этих слов многое становится понятным. И хотя сам Иван родился после 1917 года, вместе с родителями сполна хлебнул революционной вакханалии.

Семейство Бойцовых – из Тверской губернии, деревни Осташиха. Там они вели торговую деятельность, имели магазин. Там же родился Иван Бойцов, а его отец (тоже Иван) еще при царе служил в артиллерийском полку, базировавшемся в Твери. После революции, как смогли, приспособились к новой власти, во времена НЭПа вздохнули свободнее. Но в 1929 году было объявлено о «ликвидации кулака как класса». И ночью к Бойцовым «пришли».

Записи Ивана начинаются именно с этого момента. Мальчику тогда было восемь лет. Пришлось срочно взрослеть, постигая на практике жестокие уроки истории. О том, что в дом придут из органов, семью предупредили, поэтому родители успели скрыться, а мальчика заперли в большой сундук, приказав сидеть и не шевелиться.

Он, дрожа от страха, видел в щелочку, как по дому ходили люди в сапогах, без смущения трогали вещи. Посмотреть в просторном доме было на что, ведь семья жила зажиточно – сами Бойцовы работали с утра до ночи по хозяйству да на мельнице, да еще имели наемных работников. Дом был двухэтажный, с высокими потолками, а на видном месте – огромный портрет Николая II. Как таких неблагонадежных не раскулачить!

Спасшаяся от органов семья решила затеряться в большом городе и перебралась в Ленинград, бросив дом и хозяйство. Позже в бывшем доме Бойцовых расположилась школа, Римма Ивановна ездила в деревню, нашла место, где было «родовое гнездо» – от него остался лишь большой валун.

Жизнь в Ленинграде – это несколько лет тревог и ожиданий. Взрослые прислушивались к шагам на лестнице, запретили детям говорить о прошлой жизни. И все же в этот период было немало и приятных воспоминаний: «Дома образовывали колодец. Летний месяц, пластинка с Изабеллой Юрьевой, Вадимом Козиным...». Впоследствии все эти песни Иван Бойцов сам пел под гитару. А музыка, кроме спорта, стала еще одним его увлечением, которое передалось и дочери Римме.

В 1934 году в Ленинграде был убит политический деятель Киров, что спровоцировало виток репрессий. Семье дали предписание выехать из Ленинграда в 24 часа. Остановились на станции Жихарево. Через год еще одна проверка в органах, и вновь – 24 часа на выезд.

В результате в 1936 году семейство с пятью детьми выгрузилось на станции Рогавка. Жить пришлось в бараке, в ужасных условиях. И это считали благом, потому что знали: им удалось избежать куда более страшной участи – их фамилии как раскулаченных значились в списке на отправку в Сибирь, а там, поговаривали, людей выгружали просто в чистое поле.

Дети ходили в школу в Финёв Луг. И одно из воспоминаний того времени касалось пионеров.

– Отца не приняли в пионеры. Единственного из всего класса, – рассказала моя собеседница. – Для него это было настоящей трагедией, потому что, несмотря на все пережитое, семья адаптировалась в новых условиях и приняла советскую власть. А что оставалось делать?

Но клеймо бывших кулаков, а то и вовсе врагов народа, осталось на Бойцовых навсегда.

Кулак – навсегда

За год до войны Иван окончил восемь классов и был призван в армию. «Годен по здоровью во все рода войск. Но из-за того, что сын кулака – двигай в пехоту!». В 1941 году он окончил ускоренные курсы в Подольском пехотном училище. Оттуда – на фронт. В октябре 1941 года в районе Вязьмы попал в окружение, был пленен. Полтора года содержался в немецких лагерях для советских военнопленных. Еще полтора года работал на финских помещиков.

Инструктор физкультуры Иван Бойцов

В ноябре 1944 года был освобожден и отправлен в спецлагерь НКВД, прошел фильтрацию. Компромата в его деле не выявили и передали для работы в промышленность – на восстановление комбината №7 МВД (так назывался Беломорско-Балтийский канал).

А вот его отец – Иван Семенович Бойцов – прошел всю войну. Воевал за советскую власть, за семью, детей, оставшихся в Тёсово-Нетыльском в оккупации. Прошел по многим фронтам, участник наступления на Одере, штурмовал Берлин. А вот награду за всю войну получил только одну – медаль «За оборону Сталинграда». Не хотели награждать бывшего кулака.

После Беломорканала судьба забросила Ивана Бойцова-младшего в Эстонию. Он жил там несколько лет и проявил свои спортивные способности – играл в хоккей в составе сборной республики, а также стал чемпионом Эстонии по бегу на коньках на дистанциях 5 и 10 километров.

В 1954 году окончательно вернулся в Рогавку, благо здесь развивалось торфопредприятие, поселку сулили блестящее будущее. В «Тёсово-1» его приняли инструктором физкультуры, а в 80-х годах он перевелся в Тёсовское транспортное управление на аналогичную должность.

– Отец вел исключительно здоровый образ жизни, – поведала Римма Ивановна. – Не курил. Рассказывал, что лет в 10 с мальчишками попробовал было закурить, так это увидел его отец и так отходил ремнем (единственный раз!), что отвадил от плохой привычки навсегда.

Да, воспитание в семье было строгое. И сам Иван уже своих дочерей воспитывал по такому же принципу.

– Он никогда не кричал. Но его слово для нас много значило. Он был человеком высоких моральных принципов. В документах нашла письмо, в котором ему, оказывается, предлагали квартиру в Новгороде. А он отказался, считал, что нужнее тут, здесь его родина. Он был очень предан своей работе.

В те годы в поселке кипела спортивная жизнь. Зимой сам Иван Бойцов обязательно заливал каток. Развивал популярные виды спорта. В сохранившихся отчетах инструктора физкультуры значится: «В 1977-1978 году иметь физкультурников – 300 чел., подготовить значкистов ГТО – 60, разрядников – 35, привлечь к занятиям в спортивных секциях – 170 чел., благоустроить две волейбольные площадки, беговую дорожку, провести летнюю и зимнюю спартакиады. Вовлечь в охоту, рыболовство, туризм 280 чел.».

Сама Римма бегала на лыжах, занимала призовые места в соревнованиях. А футбольная команда поселка Тёсово-Нетыльский в 1972 году стала чемпионом области!

Единственная награда Ивана Бойцова-старшего

Дочь своего отца

Еще одна страсть героя – музыка. Он музыкант-самоучка с прекрасным голосом. Научил играть на баяне и Римму. Да так, что сейчас она успешно руководит хором «Ивушки» при Тёсово-Нетыльском ДК. Всего за год существования коллектив занял призовые места в двух престижных фестивалях.

Для Риммы Тумаковой, как и для ее отца, музыка не стала профессией, хотя оба они имели к ней склонность. Она пошла по стопам матери, которая была медиком и работала в санэпидемстанции. Туда же устроилась и дочь, став грозой местных учреждений. Надо сказать, Римма – дочь своего отца и умеет «держать удар».

У нее две дочери – Наталья и Ольга. И именно Оля, как когда-то и мама, сама научилась играть на баяне. Внук, шестиклассник Саша Спринский, в Международном онлайн-конкурсе «Мириады открытий» занял 1-е место по математике и географии. Старший внук Ваня учится в 10-м классе Тёсово-Нетыльской школы и тоже радует своими успехами.

Для них – самых близких людей – Римма Тумакова собирает и хранит бесценные семейные реликвии: красноармейскую книжку деда, старинные фотографии, воспоминания отца, огромный сундук бабушки со стороны матери, вязаную крючком скатерть, кисет другого деда и его награды, картину из блокадного Ленинграда, доставшуюся от тети...

Далеко не все семьи могут похвастаться таким солидным архивом. У многих все пропало во время революций и войн. А сейчас пришло осознание того, что без таких подтверждений, к которым можно прикоснуться, ощутив дыхание времени, безвозвратно может кануть в Лету и сама память.

Храните, что имеете. Оставляйте для потомков не только добрые дела, но и их документальное подтверждение!

Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора и из семейного архива Риммы Тумаковой

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА