В Дорожно-транспортном техникуме посёлка Панковка разработали свой подход к работе с «трудными» подростками
Лента новостей
20:22 | 30.04.2025
19:18 | 30.04.2025
16:37 | 30.04.2025
15:24 | 30.04.2025
12:22 | 30.04.2025
11:02 | 30.04.2025
РЕКЛАМА
«Ершистый возраст» взрослых детей
<p style="text-align: justify;">Преступления, совершенные подростками, по своей жестокости не уступают злодеяниям матерых уголовников. Так, только в январе этого года произошло два вопиющих случая. В Перми двое подростков пришли в школу и устроили поножовщину в кабинете начальных классов, нанеся девяти ученикам и учительнице множественные ранения. А в Улан-Удэ девятиклассник с топором напал на учеников седьмого класса, да еще и бросил в класс коктейль Молотова, из-за чего там начался пожар. Ранены пятеро детей, а также учительница, которая бросилась защитить ребят.</p> <p style="text-align: justify;">Когда в новостях появляется очередное такое сообщение, возникает вопрос: откуда берется жестокость, что толкает детей на подобные поступки? Может, дело действительно в «трудном возрасте», который приносит немало хлопот родителям, педагогам, да и самим детям. У одних период взросления проходит спокойно, а у других вызывает бурю эмоций. И не всегда энергия направлена в нужное русло.</p> <p style="text-align: justify;">Особенно непросто приходится вчерашним школьникам. Они вступают в новую студенческую жизнь. Вокруг столько соблазнов, хочется приключений и тянет на разные подвиги. Вроде бы уже не дети, но еще и не взрослые.</p> <p style="text-align: justify;">Об особенностях и проблемах «ершистого возраста», а также путях их решений мы поговорили с педагогом-психологом ОГА ПОУ «Дорожно-транспортный техникум» Ларисой ЮРКЕВИЧ. С «трудными» детьми она работает 16 лет, а ее общий педагогический стаж в два раза больше.</p> <p style="text-align: justify;">– Лариса Геннадьевна, расскажите немного о себе. Почему выбрали профессию педагога-психолога?<br />– На Новгородчину я переехала из Казахстана в 90-е годы. Мое первое образование – учитель начальных классов, работала по этой специальности в одной из сельских школ Старорусского района, параллельно училась в НовГУ на педагога-психолога. Эта профессия мне показалась необычайно интересной, а когда меня пригласили в качестве педагога-психолога в старорусский «Центр помощи семьи и детям», окончательно убедилась в правильности своего выбора. В Дорожно-транспортный техникум устроилась пять лет назад. Работая здесь, я получаю бесценный опыт и стараюсь приложить максимум усилий, чтобы помочь детям справиться со своими проблемами.<br />– В техникуме обучаются 434 человека. Будущие автомеханики, крановщики, трактористы, штукатуры – в основном, одни мальчишки. Не страшно было браться за работу в преимущественно мужском коллективе?<br />– Признаться, опасения поначалу были. К тому же, наслушавшись людских разговоров, я была уверена, что иду работать не с лучшим контингентом. Однако я крупно ошибалась. За все эти годы ни на минуту не пожалела, что пришла. Работать с парнями намного интересней – с ними можно обсудить любые темы, они всегда открыты для диалога и не кривят душой.<br />– Вам в своей практике приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. Что, на Ваш взгляд, является источником проблем?<br />– На данный момент по результатам диагностического обследования 40 учащихся техникума отнесены к детям с девиантным поведением (то есть отклоняющимся от общепринятых норм), 18 из них стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Это дети с различными отклонениями в поведении, курящие, употребляющие алкоголь. В «группе риска» – также дети из неблагополучных семей, находящиеся под опекой, а также дети с ОВЗ.</p> <p style="text-align: justify;">В ряде случаев источником девиантного поведения является семья. Родители большинства «трудных» подростков злоупотребляют алкоголем. Я видела детей, которым сразу при рождении ставили диагноз: «врожденный алкоголизм», потому что их мама при беременности систематически употребляла спиртное. Если сами родители не пытаются себя вытащить, то не исключено, что дети пойдут по их стопам.</p> <p style="text-align: justify;">– В чем заключается Ваше взаимодействие с такими подростками?<br />– Все люди разные. В начале года я провожу определенную работу. Анализируя все полученные сведения, формируется банк данных студентов «группы риска». У каждого ребенка своя история, соответственно и помощь должна быть индивидуальной. Например, агрессивного подростка я не могу избавить от агрессии. Ведь мы можем быть вспыльчивыми в силу своего характера. Моя задача – научить его управлять агрессией, не переделать человека, а помочь ему в преодолении трудностей.<br />– Наверное, обычные воспитательные меры в этом случае эффекта не дают?<br />– Я перепробовала разные методы и, безусловно, пользуюсь ими. Групповые, индивидуальные занятия, тренинги – все это мы проводим. Встречаемся с инспекторами ПДН, специалистами «Катарсиса». Но лично для себя я определила такой вид работы, как наставничество. Он кажется мне наиболее действенным. И, заметьте, наставник – не тот, кто поучает, а тот, кто находится рядом и желательно незаметно. Вот, например, решил учащийся техникума трудоустроиться. Мне, в свою очередь, нужно позвонить работодателю, договориться, чтобы его взяли, уладить все вопросы. Однако в итоге ребенок должен принять это так, будто он сам всего добился и смог порадоваться за свои успехи. Если заявлять о наставничестве в открытой форме, дети будут воспринимать тебя как надсмотрщика, который только и делает, что следит.<br />– А положительный результат наставничества Вы уже успели заметить?<br />– Этот процесс не быстрый, и самое главное, работа должна носить постоянный характер. В группе, где я назначена куратором, есть студенты, которые практически не ходили на занятия. Мне удалось убедить их в том, что прогуливать – не лучший вариант. На сегодняшний день уроки они посещают. Правда, учатся пока с неохотой. Но это уже следующий шаг, над которым мы работаем. Хочу отметить, что мне повезло с коллегами. У нас замечательный коллектив. Мы вместе решаем, как помочь ребенку, направить его, чтобы был результат. Достижения детей – наша общая заслуга.<br />– Одним из таких достижений можно назвать достойное участие в региональном чемпионате WorldSkills – Молодые профессионалы.<br />– И не только участие, но и победы. В 2016 году наш студент занял второе место. А в прошлом году свои умения показал Никита Чеборицын, которого мы готовили по полной программе. Никита хорошо знает дисциплину, но вот по части разговорной речи был слишком скован. А на конкурсе человек должен не только работать руками, но и проговаривать свои действия. Учитель русского языка и литературы провела с ним подготовку по постановке речи, я готовила его с психологической точки зрения. После занятий он стал громче, увереннее говорить, и в итоге занял второе место по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Считаю, что задача всего коллектива техникума – не только дать образование и профессию обучающимся, но и воспитать честных, порядочных людей, которые смогут реализовать себя в жизни.<br />– Причем воспитание в техникуме, похоже, начинается с порога. У вас прямо-таки музейная чистота.<br />– В этом плане наш директор Геннадий Иванович Коротин очень строг, и с ним все солидарны. Театр начинается с вешалки. Мы не разрешаем ходить в спортивных костюмах, просим снимать головные уборы. Студенты следят за чистотой в коридорах и аудиториях, принимают непосредственное участие в ремонтных и отделочных работах по зданию, заодно и практикуются. Согласитесь, кому захочется портить то, что сделано своими руками?<br />– А в жизни подростков за пределами учебных кабинетов Вы участвуете?<br />– В этом и заключается одна из задач наставничества. Подростков надо увлекать чем-то помимо учебы: кружки, секции, массовые мероприятия. Сейчас среди молодежи популярен клуб пауэрлифтинга «Союз». Он расположен в здании техникума, и наши ребята могут заниматься там бесплатно. К тому же у нас очень хорошая секция по мини-футболу, которую ведет тренер Максим Карасев.<br />– Лариса Геннадьевна, на Ваш взгляд, есть будущее у наставничества?<br />– Безусловно. Наставник – прежде всего доброволец, а значит, человек с добрым сердцем и открытой душой. К наставничеству приходишь, как правило, в зрелом возрасте, когда накоплен богатый жизненный опыт, не связывают какие-то обстоятельства, дети взрослые, семья не напрягает. Тебе просто хочется помогать. Я получаю большее удовлетворение именно в работе с детьми «группы риска». Пусть это и сложно, но мне нравится. Тем более коллеги всегда поддержат. Самая большая благодарность для меня – видеть, что у ребенка получилось преодолеть трудности. Я счастливый человек и другой профессии не хочу.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Юлия КУЗЬМЕНКО</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>Фото автора</strong></p>
РЕКЛАМА
Еще статьи
Первым делом — самолёты!
В День космонавтики в ФОК «Хвойная» состоялся традиционный фестиваль научно-технического творчества обучающихся «Взлёт!»
Жить для людей
Это главный девиз Ириньи Шишкиной из села Медведь
Мои друзья — моё богатство
Воспоминаниями о былых временах делится ветеран газеты, журналист Николай ЗОРИН
Проект в действии
Про чайную залу, привидение на Московской, и кое-что ещё
Грант вам в помощь
Любытинские предприниматели в очередной раз получат поддержку «Агростартапа» — денежную выплату в рамках гранта для начи...
Всем на радость
Чудовский округ принимает активное участие в государственных программах, что позволяет благоустраивать общественные территории и ремонтировать муниципальные учреждения
Хранить память
К знаменательной дате музей Мошенской школы подготовил ряд мероприятий, посвящённых 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне
Неслучайная встреча
Супруги Ираида Владимировна и Тахир Баходирович Камаловы 18 апреля отметят золотую свадьбу
Медаль из блиндажа
Сегодня мы расскажем ещё об одном случае, когда раскопки на местах боёв помогли узнать о военной судьбе одного из героев Великой Отечественной
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА