Четверг, 01 мая 2025

Редакция

К юбилею Маловишерского техникума

<p style="text-align: justify;">&nbsp;В октябре наступившего года Маловишерский техникум отметит солидный юбилей – 140-летие со дня образования. Эта веха для Малой Вишеры, без преувеличения, историческая. Очень много за прошедшее время сделано, изменено, достигнуто, пережито... Серия материалов, посвящённых этой дате, появится на страницах «МВ» в течение года.</p> <p style="text-align: justify;">Как всё начиналось</p> <p style="text-align: justify;">С началом строительства первой двухпутной магистрали Санкт-Петербург – Москва возникло поселение Малая Вишера. Параллельно с возведением железнодорожного вокзала и паровозного депо на территории станции появились и железнодорожные мастерские, которые до сих пор являются базовой площадкой учебного заведения.</p> <p style="text-align: justify;">Маловишерское училище – одно из первых в России – было открыто осенью 1878 года с целью подготовки квалифицированных кадров для Николаевской железной дороги. Оно размещалось в общественном доме № 18 на привокзальной улице (ныне ул. Революции). Через два года после открытия состоялся первый выпуск – 12 человек. В ту пору училище было двухклассным.</p> <p style="text-align: justify;">Из исторической справки: «Маловишерское железнодорожное училище открыто осенью 1878 года одновременно с аналогичным училищем при Александровском заводе в Петербурге. В 1879 году такое же училище было открыто на станции Бологое. В 1881 году из-за недостатка финансирования со стороны МПС и малого количества учеников училище при Александровском заводе было закрыто без единого выпуска учеников. Маловишерское было закрыто годом позже в 1882 году по той же причине, сделав перед закрытием один выпуск из 18 учеников, закончивших полный курс. Остальные ученики, не успевшие закончить курс, были распределены в Бологовское училище и Петербургское училище при Варшавской дороге. Повторное открытие состоялось лишь в 1902 году. Для нужд возрождённого учебного заведения были выстроены мастерские в непосредственной близости с паровозным депо (сохранились и находятся в ведении училища). Более училище не закрывалось, лишь меняло вывеску и перечень профессий».</p> <p style="text-align: justify;">17 октября 1906 года при Маловишерском городском училище, имевшем уже шесть классов, открылось ремесленное отделение. В нём обучались слесарному делу старшеклассники. Кроме практического изучения слесарного дела, здесь преподавались технология металлов и черчение. Многие учащиеся, изучив слесарное дело, после окончания городского училища шли работать в паровозное депо.</p> <p style="text-align: justify;">С 1 июня 1912 года ремесленное отделение реорганизовали в ремесленную школу с четырёхгодовым сроком обучения. Школа имела два отделения – слесарно-техническое и столярное. Хотя она находилась в ведении министерства народного образования, паровозное депо продолжало шефствовать над ней, так как окончившие школу в основном шли работать на железную дорогу. В 4-х классах ремесленной школы слесарному делу обучались 100-110 учащихся. Ежедневно в первых классах было 4 урока теории и 4 часа практических занятий. В старших классах количество часов на теорию уменьшалось, а на практику – увеличивалось. Выпускались хорошие рабочие, которые сначала трудились слесарями в депо, а затем становились помощниками машинистов.</p> <p style="text-align: justify;">Реальное училище, открытое в Малой Вишере в 1911 году, в 1916-17 годах было присоединено к ремесленной школе. До 1922 года в городе было одно училище по подготовке кадров мастеровых, называлось оно «Ремесленная школа» и размещалось в двухэтажном доме на берегу реки (жители называли его «каменная баня»). В нижнем этаже располагались мастерские, в основном слесарные, а в верхнем – классы для изучения теории и квартиры для работников.</p> <p style="text-align: justify;">Училище готовило и выпускало кадры слесарей-ремонтников. Никаких делений на специальности не было: в то время в Малой Вишере не существовало вагонного депо, и ремонт вагонов производился в паровозном депо.</p> <p style="text-align: justify;">После событий гражданской войны, в 1922 году, учебное заведение переселилось в нынешнее здание, которое имеет необычную историю. Закладывалось оно в начале прошлого века как собор Александра Невского.</p> <p style="text-align: justify;">«...Устроить свой приходский храм – собор в центре посада на Соборной площади – жители Малой Вишеры собирались долго. 18 июня 1914 года была окончена кладка бута «для вновь сооружаемого в посаде, в центре красивой торговой площади, каменного собора – храма во имя Благоверного Великого князя Александра Невского с тремя престолами в молитвенную память царя-Освободителя Александра Второго и царя-Миротворца Александра Третьего». А ещё через месяц, 27 июля 1914 года, «при громадном стечении народа был совершён чин закладки соборного храма». Начавшаяся вскоре война затормозила строительство собора, а последующие события и вовсе его остановили. Местные старожилы вспоминают период 1920-х годов, когда поднявшиеся на три четверти стены недостроенного собора представляли собой заброшенные руины, в которых играли дети. Позже здание было достроено для маловишерского железнодорожного училища. Здесь и в настоящее время размещается ПУ-9». (Из проекта зон охраны памятников истории и культуры Малой Вишеры, подготовленного персональной творческой архитектурной мастерской С.В. Тирских).</p> <p style="text-align: justify;">В 1922-м училище переименовали в школу профессионально-технического обучения, но сам процесс учёбы почти не изменился.</p> <p style="text-align: justify;">В 1923 году она стала называться школой фабрично-заводского ученичества. В этот период произошёл коренной перелом в подготовке кадров, училище несколько расширилось: в бывшей «каменной бане» остались производственные мастерские, а для теоретических занятий была предоставлена часть здания общеобразовательной школы № 2, кроме этого, училище стало функционировать на базе паровозного депо и готовить слесарей по ремонту паровозов и помощников машиниста. Школу ФЗУ возглавлял талантливый и умный инженер Александр Яковлевич Максимов. Просуществовала она до весны 1936-го, после чего была закрыта. Оставшаяся часть ребят, не закончивших обучение, была переведена на доучивание в школу ФЗУ ст. Бологое Октябрьской железной дороги. В освободившихся помещениях организовали курсы по повышению квалификации паровозников, подготовка проводилась без отрыва от производства.</p> <p style="text-align: justify;">2 октября 1940 года был издан указ об организации государственных трудовых резервов. На основании этого указа в Малой Вишере было решено открыть железнодорожное училище для подготовки кадров квалифицированных рабочих паровозных и вагонных специальностей. В ноябре этого же года укомплектовали штат преподавателей и мастеров, мастерами стали лучшие работники паровозного и вагонного депо. Училищу были отданы одноэтажное кирпичное здание под учебные мастерские, двухэтажное деревянное здание под учебный корпус, два двухэтажных деревянных здания барачного типа под общежития.</p> <p style="text-align: justify;">Новое учебное заведение получило название «Железнодорожное училище № 4». До середины декабря его работники оборудовали мастерские, учебные кабинеты, общежитие, произвели набор учащихся в количестве 200 человек, которые с середины декабря 1940 года приступили к занятиям. Было скомплектовано восемь групп: две по специальности помощников машинистов паровозов, три – слесарей по ремонту вагонов, три – слесарей по ремонту паровозов.</p> <p style="text-align: justify;">Несмотря на трудности, училище продолжало свою плодотворную деятельность до начала Великой Отечественной войны.</p> <p style="text-align: justify;">Продолжение следует</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Редакция газеты благодарит сотрудников Маловишерского техникума за предоставленные материалы по истории учебного заведения.</strong></p>

Славное прошлое, хорошее настоящее, перспективное будущее

РЕКЛАМА

Еще статьи

Первым делом — самолёты!

Первым делом — самолёты!

В День космонавтики в ФОК «Хвойная» состоялся традиционный фестиваль научно-технического творчества обучающихся «Взлёт!»

Жить для людей

Жить для людей

Это главный девиз Ириньи Шишкиной из села Медведь

Мои друзья — моё богатство

Мои друзья — моё богатство

Воспоминаниями о былых временах делится ветеран газеты, журналист Николай ЗОРИН

Проект в действии

Проект в действии

Про чайную залу, привидение на Московской, и кое-что ещё

Грант вам в помощь

Грант вам в помощь

Любытинские предприниматели в очередной раз получат поддержку «Агростартапа» — денежную выплату в рамках гранта для начи...

Всем на радость

Всем на радость

Чудовский округ принимает активное участие в государственных программах, что позволяет благоустраивать общественные территории и ремонтировать муниципальные учреждения

Хранить память

Хранить память

К знаменательной дате музей Мошенской школы подготовил ряд мероприятий, посвящённых 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне

Неслучайная встреча

Неслучайная встреча

Супруги Ираида Владимировна и Тахир Баходирович Камаловы 18 апреля отметят золотую свадьбу

Медаль из блиндажа

Медаль из блиндажа

Сегодня мы расскажем ещё об одном случае, когда раскопки на местах боёв помогли узнать о военной судьбе одного из героев Великой Отечественной

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА