Среда, 17 сентября 2025

Редакция

Хожу по родной земле

– Знаешь, деревня наша раньше большая была, а теперь народу мало осталось, так грустно от этого, – сетует ветеран труда Екатерина Прокофьева и по-философски замечает, – вот осенью смотрю на падающие листья, они ведь, как люди, оторвались и улетели от своего дома.

Дорогие сердцу строки

Красноармеец Анатолий Еремеев, вернувшись с Финской войны в деревеньку Язвино, сообщил родным: «Нас, как в гости, отпустили, - и тут же предложил, - пока время есть, давайте быстрее перестраивать дом». За работу взялись дружно, 22 июня перекрывали крышу щепой. «Ну вот, всё сделал, дом построил, а жить-то, наверное, в нём не придётся», - завершая дело, с горечью сказал Анатолий, будто предчувствовал неладное. К вечеру в деревню прибыл нарочный и объявил сельчанам о начале войны. Молодая беременная жена провожала мужа, надеясь на его скорое возвращение. Евдокия и думать не хотела, что обнимает его в последний раз. Не знала, что к осени в её родной деревне будут хозяйничать немецко-фашистские захватчики. И что дочка Катя, которая родится в ноябре 41-го, никогда не увидит своего отца.

Екатерина Анатольевна говорит о папе так, как будто выросла при нём, но на самом деле знает его лишь по рассказам матери. Вот уже 74 года дочь хранит два отцовских фронтовых письма. Бережно держа в руках пожелтевшие листки, она наизусть цитирует дорогие сердцу строки.

В письме от 23 февраля 1944 года он написал, что получил радостное известие об освобождении Язвина. Последнее письмо родные получили в марте. В нём Анатолий сообщил, что его ранило в позвоночник, и он отправлен в госпиталь. Позднее до семьи дошла информация, что эшелон с ранеными попал под бомбёжку и все погибли. Вот так пропал отец Екатерины, она до сих пор не знает, где он погиб и похоронен ли.

— Любви мне хватало, — рассказывает Екатерина о своём детстве, - с нами жила тётя, папина сестра, мамины братья. Я была любимым ребёнком в этой большой семье. Не помню, чтобы мне приходилось голодать. Только летом босиком бегала, но к осени у меня всегда была новая обувка, и зимой тоже. Один дядька сапоги шил, а другой - валенки валял. Жили мы хорошо, без изысков, конечно, но были сыты. Помню, я дружила с девочкой из многодетной семьи, и моя мама, когда резала хлеб к столу, всегда откладывала кусок для неё.

Пережив все тяготы послевоенного времени, Катя окончила семилетку в Горицах и не помышляла о том, чтобы уехать из родной деревеньки.

- Меня знакомые хотели забрать в Ленинград в няньки, - вспоминает она забавную историю. – Надо идти договариваться с людьми, а я взяла и спряталась. Думаю, вдруг уговорят. А как уехать, когда Святки на носу? Гуляния да гадания. Нет, не поеду.

Катерина осталась в колхозе, начала трудиться вместе с мамой в полеводстве. Позже её назначили учётчиком, а потом перевели в контору кассиром, где она и работала до замужества.

Её, девятнадцатилетнюю светлокудрую красавицу, приметил паренёк Коля Прокофьев из соседней Николаевки. Судьбоносная встреча произошла на дороге от Ямна. Парень предложил подвезти её до Язвина на велосипеде. С того дня они начали встречаться, а через два года поженились.

Бригадир Катя

В совхозе «Гранит» Екатерина Анатольевна работала бригадиром полеводческой бригады. Женщина управляла мужчинами и техникой. Сначала, по её словам, было трудно, но когда вникла в работу, стало легче. Даже устройство трактора знала, куда какие запчасти нужны. Мужчины прислушивались к ней, относились с уважением и работали исправно. Но и с ними иногда случались разногласия.

- Был в нашей совхозной жизни такой период, - продолжает она, - когда запретили алкоголь – «сухой закон» ввели. Из района поступила такая директива: если рабочий выпил, значит, ему штраф 25 рублей, а если бригадир скроет этот факт, то бригадира оштрафуют на 50. Вот так, - смеётся Екатерина Анатольевна. – Стала я своих мужчин контролировать, даже до поля провожала, но однажды уехала на свадьбу к родственнику. Меня и не было-то два дня. На третий вернулась, вижу, работа стоит. Пришлось объясниться с моими трактористами: «Знаете что, дорогие мои, дадут мне штраф, я заплачу. Доносить и жаловаться на вас не буду. Но имейте в виду, сено заготавливаете вы! Будет сено хорошее – коровы дадут большие надои! Ваши жёнки на ферме работают, значит, принесут домой хорошие зарплаты! Так что решайте сами, работать вам или чем другим заниматься, я больше нянчиться с вами не буду!» Повернулась и пошла. Иду, а от Ямна туча огромная поднимается, вот уже и дождинки. Вечером спрашиваю у работников: «Скирду-то дометали хоть?» «Да мы ещё две успели поставить!» - отвечают. Так что вот, хорошее слово лучше ругани. Что говорить, доставалось мужикам, - с уважением вспоминает Екатерина своих механизаторов, - одни дороги чего стоили. От фермы молоко вывозили на гусеничном тракторе, представляете? А тракторов-то раз, два и обчёлся. Утром молоко вывезут, плуг ставят, едут пахать в Ямно, в обед возвращаются обратно на ферму, снова плуг снимают, чтоб телегу с молоком прицепить. Вот такая чехарда изо дня в день. Как-то раз, после очередного такого вывоза, иду с фермы, ругаюсь. Жижи столько, что чуть в сапоги не затекает. Вижу, навстречу пробирается мужчина, заметил меня и спрашивает: «Не скажете, где бригадира найти?» А я ему в сердцах в ответ: «Да вот она - я! Дураков больше в деревне не нашлось!» А он так спокойно отвечает: «Ну, вот и познакомились. Я новый председатель райисполкома, Александр Петрович меня зовут».

После знаменательной встречи с Яшиным, о которой с улыбкой вспоминает Екатерина Прокофьева, дорогу к язвинской ферме выложили бетонными плитами. Председатель своё слово сдержал.

- Вот тогда мы зажили, - с благодарностью вспоминает эта неунывающая, доброжелательная женщина.

Супруги Прокофьевы вместе почти шестьдесят лет. Воспитали трёх сыновей. Сегодня помогают воспитывать семерых внуков.

Провожая меня, хозяйка гостеприимного дома по-философски заметила:

- Знаешь, деревня наша раньше большая была, а теперь народу мало осталось, так грустно от этого. Вот осенью смотрю на падающие листья, они ведь, как люди, оторвались от своего дома и улетели, а я всё по родной земле хожу.

Ольга МИХАЙЛОВА
Фото из открытых источников Интернета

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА