Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Холмский Гастелло

Герою Советского Союза Василию Челпанову 12 марта исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Но судьба отпустила бесстрашному лётчику всего 23 года яркой, как факел, жизни.

Малая родина Героя – город Холм, Калининской области, Татиловская сторона, улица Луначарского. В рабочей семье Челпановых было пять детей, в том числе сыновей. Василий был первенцем. А его брат Илья родился на три года позже. Довоенные мальчишки грезили профессией моряка и лётчика. Братья Василий и Илья Челпановы выбрали авиацию. Об Илье сведения очень скупые. Он окончил Краснодарское лётное военное училище и в звании младшего лейтенанта погиб 27 июля 1941 года в авиационной катастрофе.

Василий стал курсантом Пермской военной авиашколы пилотов в августе 1936 года. На подготовку лётчиков здесь отводилось два с половиной года. Челпанов был примерным курсантом. Экзаменационная комиссия высоко оценила его лётную подготовку.

Она пригодилась нашему земляку уже в скором времени. После окончания авиашколы 30 декабря 1938 года Василий Челпанов проходил службу в 24‑м бомбардировочном авиационном полку в должности младшего лётчика, старшего лётчика, командира звена и заместителя командира эскадрильи. Своё первое боевое крещение лейтенант Челпанов принял в боях с белофиннами. В финской кампании он участвовал в 1939–1940 годах. Командир авиаполка Герой Советского Союза Гарбко и старший батальонный комиссар Калинин о молодом лётчике говорили уважительно:

«Товарищ Челпанов с исключительной отвагой и большевистским задором громил белофиннов, каждый его полёт отмечался мастерством лётного дела. Не имея опыта полёта в облаках, в период военных действий быстро освоил технику пилотирования в сложных метеорологических условиях. Стал ведущим лётчиком эскадрильи. За отвагу и боевую деятельность правительство наградило его орденом «Красной Звезды».

Лейтенант Василий Челпанов от природы был тихим и застенчивым человеком, но в бою лётчик вёл себя бесстрашным соколом. Когда началась Великая Отечественная война, он летал на связном самолёте «У‑2». Доставлял на нём запчасти для боевых машин, почту, оперативные документы. За нашими «У‑2» охотились немецкие истребители: слишком лёгкой для них была эта добыча. В один из таких полётов беззащитный и тихоходный «рус-фанер» Челпанова атаковал «Мессершмитт‑109». Самоуверенный гитлеровский ас на скоростном «мессере», вооружённом пушкой и пулемётами, заранее предвкушал победу. Да не на того фашист напал. Василий Николаевич снизился до высоты бреющего полёта над извилистой речушкой и стал маневрировать между её обрывистыми берегами.

Командир 241‑й бомбардировочной авиационной Регицкой дивизии Алексей Фёдоров подробно описал детали этого необычного поединка в своей книге «Иду в пике». «Челпанов то нырял в овраги, то внезапно появлялся над просеками, то снова скрывался за деревьями. Каким мужеством и хладнокровием нужно было обладать, чтобы вот так спокойно водить за нос опытного истребителя!».

Конец этой истории был неожиданный и поучительный. Немецкий лётчик, увлечённый Челпановым на нашу территорию, израсходовал не только весь боезапас, но и горючее. «Мессер» был вынужден приземлиться, где фрица тут же взяли в плен красноармейцы.

Выручили пехотинцы

Пилот связного «У‑2» Василий Челпанов получил несколько благодарностей от командования за чёткое выполнение заданий. Однако мечта о большой авиации не оставляла его. В начале августа 1941 года подал рапорт о переводе его в бомбардировочную эскадрилью. Командование удовлетворило просьбу настойчивого молодого лётчика. И уже довольно скоро Челпанов вылетал бомбить живую силу и технику врага.

Бомбардировщик «Пе‑2» – самолёт довольно сложный. В экипаже – три человека: командир, штурман и стрелок-радист. «Петляков‑2» под командованием Василия Челпанова в составе 24‑го авиаполка вёл воздушную разведку ближних и дальних тылов противника в районах Брянска, Орла и Карачева. Вызывая на себя огонь зениток, экипаж засекал расположение артиллерийских частей, фотографировал аэродромы, передвижение вражеских войск к линии фронта.

Однажды экипаж Челпанова из-за облаков внезапно атаковала пара «мессеров». «Пе‑2» вступил в тяжёлый воздушный бой с истребителями. Пулемётная очередь «Ме‑109» прошила фюзеляж и плоскости бомбардировщика. Он загорелся и стал падать. Штурман погиб, а командир экипажа Челпанов и стрелок-радист Кувшинов успели выпрыгнуть с парашютом. Однако приземлились они на территории, занятой врагом, в 700 метрах от линии фронта. Неравный бой проходил на глазах пехотинцев. Они поняли, что лётчики попадут в плен, если их не выручить. В едином порыве пехотинцы поднялись в атаку и отбросили ошеломленных фашистов с их позиций. Тем самым пехота спасла авиаторов.

На головы врагов

23‑летний пилот Челпанов за свою смелость и отвагу стал душой полка. На него равнялись, у него учились более молодые лётчики. Василия Николаевича назначили заместителем командира эскадрильи. А он оставался таким же скромным и добродушным товарищем, любящим мужем. В тылу ждала от него весточек жена Надежда Волошина/Челпанова/, носившая под сердцем его ребёнка – дочь Ларису, которую он так и не успел увидеть...

Осенью 1941 года экипаж Челпанова всё время был в боевых вылетах. Бомбардировщик «Пе‑2» поднимался в воздух с аэродромов то в составе группы, то самостоятельно. В формулярах полка отражался каждый такой вылет. Так, 25 сентября 1941 года шесть «Петляковых‑2» с ведущим Челпановым нанесли бомбовой удар по аэродрому Алёшня и скоплению войск противника у д. Жуково. 24 октября три «Пе‑2» с ведущим Челпановым разрушили переправу через реку Зуша в городе Мценске. После таких вылетов Василий Николаевич писал родным: «Добрый день, мои милые! Шлю вам горячий привет. Жив и здоров. Живу хорошо. Работаю по-прежнему. Вместе с экипажем бьём сволочей. 25.10.41».

Военный Совет Брянского фронта тогда же наградил отважного лётчика орденом Красного Знамени.

Последний 47‑й вылет нашего земляка был 27 ноября 1941 года. Лейтенант Челпанов повёл группу самолётов на бомбардировку танков и мотоколонны фашистов юго-западнее города Ливны Орловской области. Колонна вражеской техники, насчитывающая около 20 танков и более 50 автомашин с пехотой, остановилась на ночлег в одной из деревень. Утром над ней послышался гул авиационных моторов. Из краснозвёздного «Пе‑2» Челпанова на головы фашистов посыпались бомбы. Поднялась паника. А самолёт делал новый заход и бомбы точно попадали в цель. Горели танки и машины. Пулемётные очереди косили фашистов. Но немцы опомнились, их зенитки вели бешеный огонь. На четвёртом заходе бомбардировщик внезапно вспыхнул: в топливный бак попал зажигательный снаряд. Была возможность уйти в сторону и, возможно, спастись на парашютах. Но экипаж самоотверженно принял иное решение. Василий Челпанов развернул пылающий самолёт над скоплением врага и перевёл его в отвесное пике на головы фашистов. В гуще фашистской техники раздался страшный взрыв.

За этот подвиг Василию Челпанову было присвоено звание Героя Советского Союза. Члены бесстрашного экипажа штурман лейтенант Пётр Ковальков и стрелок-радист старшина Николай Кувшинов были посмертно награждены боевыми орденами.

Имя Василия Челпанова (на снимке) носит одна из улиц нашего города. Фамилия Героя увековечена на мемориальной плите на здании средней школы. О героизме нашего земляка помнят и в городе Ливны, где создан мемориальный комплекс во славу его подвига.

(От автора: при подготовке очерка использованы материалы, предоставленные сотрудниками районного музея).

Сергей ЦВЕТКОВ
Фото из архива музея истории
Холма и района

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА