В 1374 году жители главной улицы Славенского конца — Ильиной — построили храм Спаса Преображения, причём каменная церковь появилась на месте более древней деревянной, которая ещё в XII столетии прославилась своим образом «Богоматерь Знамение» (как наши уважаемые читатели, должно быть, помнят по предыдущим публикациям, заступничество сей чудотворной иконы, по преданию, помогло новгородцам в 1169 году одержать победу над суздальцами). Новое монументальное сооружение имело ряд уникальных черт, заметно выделяясь среди прочих небывалым богатством и своеобразием декора, монолитностью архитектурного силуэта. Самая очевидная из его особенностей — сложный пластический наружный декор, состоящий из групп необычно обрамлённых окон, валиков и нишек, двойных «ползучих» арок.
Высота здания особенно ощущается внутри — в целостном крестообразном пространстве, роспись храма наверняка представлялась делом невероятно тонким и деликатным, поэтому главный заказчик боярин Василий Данилович Машков доверил его опытному константинопольскому мастеру Феофану Греку. К сожалению, фресковый ансамбль сохранился лишь фрагментарно, но уцелевшее выглядит столь выразительно, что остаётся только догадываться о былом великолепии… Очевидно, что великий мастер приложил максимум усилий для создания предельно целостного внутреннего пространства церкви, в созданных им образах ощущается небывалая мощь, масштабность помыслов.
![]() |
Христос Пантократор (Вседержитель) |
С потрясающим артистизмом Феофан передал сосредоточенность духовных и физических сил святых в стремлении к единению с Богом. Подробно описывать сюжеты фресковых композиций не стану — лучше всё это увидеть лично, однако невозможно не упомянуть о расположенном в зените купола, а посему как бы господствующем над храмовым пространством образе Христа Вседержителя, чей пронзительный светящийся взгляд, обращённый на зрителя, поражает поистине космической глубиной.
Судьба росписей храма Спаса Преображения оказалась весьма непростой — за многовековую историю они пережили несколько пожаров, после которых стены промывали щёлочью. В XVII–XIX веках фрески были частично утрачены, а оставшиеся фрагменты заштукатурены. Первые пробные расчистки предпринимались в 1910–1912 годах, в 1918 году этим стал систематически заниматься П. И. Юкин. Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной, но вскоре после её окончания был восстановлен в древних формах по проекту Л. М. Шуляк. В 1960‑е годы бригада московских реставраторов, возглавляемая Г. С. Бахтелем, установила, что под слоями шпаклёвок и побелок XIX века местами ещё сохраняется роспись, а в 1970 году в ходе раскопок, проводившихся под руководством М. К. Каргера, в алтаре был обнаружен древний престол, а из-под поздней закладки проступили фрагменты яркой полихромной живописи, позволившие судить о первоначальной гамме древних фресок.
Михаил РОГАЛЕВ, фото автора
Опубликовано в №10 от 15 марта 2018 года